Победа Гора


екст представляет собою запись мистерий, совершавшихся в храме Гора в Эдфу. И текст и сопровождающие его рельефы высечены на внутренней стороне восточной стены храма Гора Эдфусского.

Сцена 1, Выход Гора
Рельеф. Выход Гора. Гор идет справа. Он имеет вид человека с головой сокола. На его голове - двойная корона объединенного Египта и полосатый платок фараонов; на бедрах - обычное опоясание, "шендит", к поясу прикреплен сзади бычий хвост, как полагается фараону. В одной руке он держит острогу, в другой - знак жизни "анх". За ним идет Исида, которая одной рукой благославляет Гора, в другой держит "анх". На голове Исиды - убор в виде коршуна, обнимающего ее голову своими крыльями, над коршуном - коровьи рога с солнечным диском между ними и иероглиф имени Исиды. Перед Гором идет бог мудрости и письма Тот в образе человека с головой ибиса: он одет так же, как и Гор, но на его голове корона "атеф". Тот читает свиток папируса, который он держит в руках.

Сцена 2, Гор выступает на боевую ладью
Рельеф. Почти вся сцена занята изображением ладьи на воде; на ладье стоит Гор, который пронзает спрятавшегося под носом ладьи гиппопотяма острогой и крючком, привязанным к веревке. За Гором стоит Исида, а за ней на корме - маленькая фигурка Гора-Хентихети. Перед ладьей слева, лицом к ладье, явно на берегу (на возвышении) стоит фараон. На его голове - тройная корона "атеф". Фараон пронзает острогой того же гиппопотама.

Сцена 3
Рельеф. Слева стоит фараон на таком же возвышении, как и на предыдущем рельефе, перед ним - две ладьи, в каждой из которых на носу - Гор, пронзающий гилпоютама, а за Гором - помогающий ему в данном ударе демон. Как уже указывалось, каждый рельеф содержит две сцены, причем первая располагается справа. Соответственно этому первый удар наносится Гором с правой ладьи, на которой находится и демон, помогающий ему при первом ударе. Вгорой удар наносится с левой ладьи. Ладья, очевидно, изображается та же самая, демоны меняются. В руках у демонов ножи, головы демонов - звериные, однако вследствие того, что почти все головы выскоблены, только в некоторых случаях можно установить, какому именно зверю они принадлежали.

Сцена 4
Рельеф. Сцена повторяет предыдущий рельеф. Руки фараона подняты в молитвенном жесте. С ладьи соответственно наносятся третий и четвертый удары. У демона ближней к фараону ладьи, видимо, была львиная голова.

Сцена 5
Рельеф. Сцена повторяет предыдущие рельефы. Руки фараона опущены.

Сцена 6
Рельеф. Сцена повторяет предыдущие рельефы - Руки фараона подняты молитвенном положении.

Сцена 7
Рельеф. Сцена повторяет предыдущие рельефы. Руки фараона опущены.

Сцена 8
Рельеф. Центральное место в сцене занимает ладья с надутым парусом. На корме стоит Гор и пронзает гиппопотама острогой и двумя крючками, привязанными на веревках. На носу сидит на коленях Исида и пронзает того же зверя тремя крючками, привязанными на веревках. Справа, как обычно, на возвышении стоит фараон, который также пронзает гиппопотама острогой. За фараоном подбегают два юных гарпунщика с острогами.

Сцена 9
Рельеф, невидимому, как и предыдущие, содержит две сцены. Справа на возвышении стоит Гор и пронзает гиппопотама, что, очевидно, соответствует тексту: "Я метнул мои гарпун с 30 лезвиями в пасть гиппопотама". Левее мы видим ладью, на которой стоят Гор и Тот. Последний одной рукой благословляет Гора, а в другой держит свиток папируса и знак жизни "анх". Слева, лицом к ладье, стоит царица с двумя систрами в руках; на ее голове убор в виде двух страусовых перьев, рогов и диска. За ней шесть царевен бьют в бубны; на их головах - повязки. Эта часть рельефа, очевидно, относится к сцене торжества Гора, начинающейся со слов: "Я получил жезл и плеть...".

Сцена 10
Рельеф. Справа Гор стоит на гиппопотаме, которого он пронзает; за Гором - Исида. Перед ними, навстречу им, два ряда божеств, перед каждым из которых стоит жертвенник с соответственно подносимой данному богу или богине частью гиппопотама. В верхнем ряду изображены Сохмет, Хнум, Нефтида, Исида, в нижнем - Осирис, Гор Великий, Онурис, Вепуат.

Сцена 11
Рельеф. Справа Гор пронзает гиппопотама, за Гором - Исида. Слева фараон пронзает крокодила (?).

Сцена 12
Рельеф. Мясник разрезает гиппопотама ножом; перед мясником надпись: "Мясник величества Ра, разрезающий гиппопотама, расчлененного на его шкуре". За мясником стоит мудрец Имхотеп, строитель знаменитой ступенчатой пирамиды фараона Джосера (XXX в. до н. э.), впоследствии обожествленный и почитавшийся при Птолемеях как греческий бог-целитель Асклепий. Роль Имхотепа играет здесь жрец - главный чтец, соответственно одетый в шкуру леопарда. Он держит в руках свиток папируса. Над ним следующая надпись: "Главный чтец, писец священных книг, Имхотеп великий, сын Птаха". За Имхотепом стоит фараон, который сыплет из чаши зерно в открытый клюв гуся. Над фараоном следующая надпись: "Царь Верхнего и Нижнего Египта... сына Ра...".


СодержаниеНазадВперед
 

Hosted by uCoz