екст
представляет собою запись мистерий,
совершавшихся в храме Гора в Эдфу. И
текст и сопровождающие его рельефы
высечены на внутренней стороне
восточной стены храма Гора Эдфусского.
Сцена
1, Выход Гора
Рельеф. Выход Гора. Гор идет
справа. Он имеет вид человека с головой
сокола. На его голове - двойная корона
объединенного Египта и полосатый
платок фараонов; на бедрах - обычное
опоясание, "шендит", к поясу
прикреплен сзади бычий хвост, как
полагается фараону. В одной руке он
держит острогу, в другой - знак жизни
"анх". За ним идет Исида, которая
одной рукой благославляет Гора, в
другой держит "анх". На голове
Исиды - убор в виде коршуна, обнимающего
ее голову своими крыльями, над коршуном
- коровьи рога с солнечным диском между
ними и иероглиф имени Исиды. Перед
Гором идет бог мудрости и письма Тот в
образе человека с головой ибиса: он
одет так же, как и Гор, но на его голове
корона "атеф". Тот читает свиток
папируса, который он держит в руках.
Сцена
2, Гор выступает на боевую ладью
Рельеф. Почти вся сцена занята
изображением ладьи на воде; на ладье
стоит Гор, который пронзает
спрятавшегося под носом ладьи
гиппопотяма острогой и крючком,
привязанным к веревке. За Гором стоит
Исида, а за ней на корме - маленькая
фигурка Гора-Хентихети. Перед ладьей
слева, лицом к ладье, явно на берегу (на
возвышении) стоит фараон. На его голове
- тройная корона "атеф". Фараон
пронзает острогой того же гиппопотама.
Сцена 3
Рельеф. Слева стоит фараон на таком же
возвышении, как и на предыдущем рельефе,
перед ним - две ладьи, в каждой из
которых на носу - Гор, пронзающий
гилпоютама, а за Гором - помогающий ему
в данном ударе демон. Как уже
указывалось, каждый рельеф содержит
две сцены, причем первая располагается
справа. Соответственно этому первый
удар наносится Гором с правой ладьи, на
которой находится и демон, помогающий
ему при первом ударе. Вгорой удар
наносится с левой ладьи. Ладья,
очевидно, изображается та же самая,
демоны меняются. В руках у демонов ножи,
головы демонов - звериные, однако
вследствие того, что почти все головы
выскоблены, только в некоторых случаях
можно установить, какому именно зверю
они принадлежали.
Сцена
4
Рельеф. Сцена повторяет предыдущий
рельеф. Руки фараона подняты в
молитвенном жесте. С ладьи
соответственно наносятся третий и
четвертый удары. У демона ближней к
фараону ладьи, видимо, была львиная
голова.
Сцена
5
Рельеф. Сцена повторяет предыдущие
рельефы. Руки фараона опущены.
Сцена
6
Рельеф. Сцена повторяет предыдущие
рельефы - Руки фараона подняты
молитвенном положении.
Сцена
7
Рельеф. Сцена повторяет предыдущие
рельефы. Руки фараона опущены.
Сцена
8
Рельеф. Центральное место в сцене
занимает ладья с надутым парусом. На
корме стоит Гор и пронзает гиппопотама
острогой и двумя крючками,
привязанными на веревках. На носу сидит
на коленях Исида и пронзает того же
зверя тремя крючками, привязанными на
веревках. Справа, как обычно, на
возвышении стоит фараон, который также
пронзает гиппопотама острогой. За
фараоном подбегают два юных гарпунщика
с острогами.
Сцена
9
Рельеф, невидимому, как и предыдущие,
содержит две сцены. Справа на
возвышении стоит Гор и пронзает
гиппопотама, что, очевидно,
соответствует тексту: "Я метнул мои
гарпун с 30 лезвиями в пасть гиппопотама".
Левее мы видим ладью, на которой стоят
Гор и Тот. Последний одной рукой
благословляет Гора, а в другой держит
свиток папируса и знак жизни "анх".
Слева, лицом к ладье, стоит царица с
двумя систрами в руках; на ее голове
убор в виде двух страусовых перьев,
рогов и диска. За ней шесть царевен бьют
в бубны; на их головах - повязки. Эта
часть рельефа, очевидно, относится к
сцене торжества Гора, начинающейся со
слов: "Я получил жезл и плеть...".
Сцена
10
Рельеф. Справа Гор стоит на гиппопотаме,
которого он пронзает; за Гором - Исида.
Перед ними, навстречу им, два ряда
божеств, перед каждым из которых стоит
жертвенник с соответственно
подносимой данному богу или богине
частью гиппопотама. В верхнем ряду
изображены Сохмет, Хнум, Нефтида, Исида,
в нижнем - Осирис, Гор Великий, Онурис,
Вепуат.
Сцена
11
Рельеф. Справа Гор пронзает
гиппопотама, за Гором - Исида. Слева
фараон пронзает крокодила (?).
Сцена
12
Рельеф. Мясник разрезает гиппопотама
ножом; перед мясником надпись: "Мясник
величества Ра, разрезающий гиппопотама,
расчлененного на его шкуре". За
мясником стоит мудрец Имхотеп,
строитель знаменитой ступенчатой
пирамиды фараона Джосера (XXX в. до н. э.),
впоследствии обожествленный и
почитавшийся при Птолемеях как
греческий бог-целитель Асклепий. Роль
Имхотепа играет здесь жрец - главный
чтец, соответственно одетый в шкуру
леопарда. Он держит в руках свиток
папируса. Над ним следующая надпись:
"Главный чтец, писец священных книг,
Имхотеп великий, сын Птаха". За
Имхотепом стоит фараон, который сыплет
из чаши зерно в открытый клюв гуся. Над
фараоном следующая надпись: "Царь
Верхнего и Нижнего Египта... сына Ра...".
|