КОЛДУНЫ
Происшествие с Клэрвиусом Нарсиссом (случай Зомби)
Легенда о Киевском колдуне Волге и татарском хане
Легенда о колдуне Вяйнямейнене и Йоукахайнене
Вяйнямейнене против колдуньи Севера
Легенда о колдуне Ильмаринене и дочери Лоухе
Легенда о том, как Лемминкяйнен пытался завоевать сердце дочери колдуньи Лоухи
Легенда о колдунье Цирцеи и нимфе Сцилле
Сказание о рождении колдуна Талиесина
И спустился Он С Самой Высокой Горы
Сама
внешность колдуна, строгая и внушительная,
очень напоминает старый дуб.
Суеверный страх перед колдунами
покоится на обще народном убеждении, что
все они состоят в самых близких отношениях
с нечистой силой и что черти не только
исполняют все их поручения, но даже
надоедают, требуя для себя все новой и
новой работы. Что ни придумают колдуны -~
все чертям нипочем, одна забава; выдумал
один колдун заставить их овин молотить — в
одну ночь измолотили так, что и соломы
обирать не надо: осталась одна мякина. Дал
другой меру овса и меру льняного семени,
велел обе смешать и отобрать по зернышку,
каждое в отдельное место: думал, что над
льняными зернами, скользкими и
увертливыми, черти надсадятся, а они в
полчаса всю работу прикончили. Пошлют иные
колдуны на елке хвою считать, каждую
иголку перебрать, чтобы бесы искололи себе
лапы, изошли кровью от уколов, а они
сказывают верным счетом да еще
самодовольно ухмыляются. Другие затейники
на осину им указывают: сосчитайте, мол,
листья (а осиновый
лист, как известно, неподатлив: без ветру
изгибается, без устали шевелится, ухватить
себя лапами не дается). Долго черти с ними
бьются: пот с них льется градом, несмотря
на то, что на осине листьев меньше, чем
иголок на елке, — однако и глазом заказчик
едва успеет мигнуть, как работа у чертей
окончена.
Опять
осклабили они зубы, опять навязываются на
работу. Вбил один колдун в озеро кол и
оставил конец над водой: «Заливайте, —говорит,
—кол». — Стали черти заливать — не могут.
«Теперь не скора явятся, — думает колдун,
— дня два промучаются, а я тем временем
отдохну от них». Однако колдун ошибся: хотя
он наказал носить воду решетом, да забыл
его «заменить», сделать по молитве таким,
чтобы они не могли навести свои чары —
превратить решето в лукошко. Вот черти и
залили кол. Снова пришли, расхохотались:
давай им что-нибудь потруднее. Тогда
колдун озлился: «Вот вам чурбан из того
проклятого дерева, которое вы любите за то,
что на нем удавился Иуда, и под корою
которого видна кровь (кора под кожицей
красновата); чурбан я вырубил во весь свой
рост, да с одного конца отсек от него пол-аршина.
Надо вытянуть кряж так, чтобы стал по мерке
снова вровень с ростом». Тянули черти три
дня целых — ничего у них не вышло. Пришли
покаяться и опять просить работы, хотя бы
еще поскучнее, например, песок с берега
перетаскать в реку, по песчинке, или еще
мудренее: развеять куль муки по ветру да и
собрать его по порошинке.
Колдуны
бывают природные и добровольные, но
разницы между ними никакой, кроме того, что
последних труднее распознать в толпе и не
так легко уберечься от них. Природный
колдун, по воззрениям народа, имеет свою
генеалогию: девка родит девку, эта вторая
принесет третью, и родившийся от третьей
мальчик сделается на возрасте колдуном, а
девочка ведьмой. Впрочем, помимо этих двух
категории колдунов, существуют, хотя и
очень редко, колдуны невольные. Дело в том,
что всякий колдун перед смертью старается
навязать кому-нибудь свою волшебную силу,
иначе ему придется долго мучиться, да и
мать-сыра земля его не примет. Поэтому
знающие и осторожные люди тщательно
избегают брать у него из рук какую-нибудь
вещь, даже самые близкие родные стараются
держаться подальше, и если больной
попросит пить, то не дадут из рук, а
поставят ковшик так, чтобы он сам мог до
него дотянуться. Рассказывают, что один
колдун позвал девку и говорит: «На тебе!» —
Та догадалась: «Отдай тому, у кого взял».
Застонал он, заскрипел зубами, посинел
весь, глаза налились кровью. В это время
пришла проведать его племянница; он и к ней:
«На, — говорит, — тебе на память!» — Та
спроста приняла пустую руку, — захохотал
он и начал кончаться.
Для «невольного»
колдуна возможно покаяние и спасение: их
отчитывают священники и отмаливают в
монастырях, для «вольных» же нет ни того,
ни другого.
Посвящения
в колдуны у в общем, сопровождаются
однородными обрядами, смысл которых
повсюду сводится к одному — к отречению от
Бога и царствия небесного, и затем к
продаже души своей черту. Для первого
довольно снять с шеи крест и спрятать его
под правую пятку или положить икону на
землю вниз ликом и встать на нее ногами,
чтобы затем в таком положении говорить
богохульные клятвы, произносить
заклинания и выслушивать все руководящие
наставления сатаны. Лучшим временем для
этого, конечно у считается глубокая
полночь, а наиболее удобным местом —
перекрестки дорог, как излюбленное место
нечистой силы. Удобны также для сделок с
чертом бани, к которым, как известно,
приставлены особые духи. При заключении
договоров иные черти доверяют клятвам на
слово, другие от грамотных требуют
расписки кровью, а неграмотным велят
кувыркаться ведомое число раз через
столько-то ножей, воткнутых в землю. Когда
все обряды благополучно окончены, к
посвященному на всю жизнь его
приставляются для услуг мелкие бойкие
чертенята.