В других странах существовали иные «возвращенцы»
с того света, восставшие из могил. В Вест-Индии
африканские рабы создали странный гибрид
веры, смешав религии своих племен с
элементами католицизма. Основой новой
веры — Вуду — было оживление трупов и
превращение их в зомби. Целью многих
ритуалов был также поиск защиты от них, и
что еще более важно — как самому не
превратиться в зомби. Честно говоря, удел
еще более худший, чем смерть.
Похоронный
обряд на Гаити и в других странах, где
практиковалось Вуду (в том числе и в
Бразилии), был очень сложным. Он должен был
защитить личное лоа (душу) усопшего от злых
духов. Как только человек умирал, семья его
призывала хунгана (священника Вуду),
который приносил с собой цыпленка. Хунган
отщипывал от него пригоршню перьев и клал
в белый горшочек вместе с волосами
покойного и обрезками ногтей с левой руки
и ноги. Собранные вместе, эти части
символизировали душу усопшего, а горшок,
называемый по-де-тет, тщательно хранился
семьей покойника до того дня, пока его тело
не будет предано священному огню.
Хунгану
предстояло выполнить еще более жуткую
работу: попросив родственников держаться
поодаль от покойника, он приподнимал саван
и заползал под него. Гремя амулетами и
заунывно напевая заклинания, он
обхватывал тело умершего, пытаясь
выпустить на свободу душу — лоа, а затем
поместить ее в специальную бутылочку. В
преданиях Вуду есть упоминания о том, что
покойник, прощаясь с душой, иногда
поднимал голову и плечи и открывал рот.
Закупоренная в бутылочке лоа могла быть
передана лишь близким родственникам, а
иногда хранилась у самого хунгана, но ни в
коем случае не должна была попасть к
бокору (колдуну), который мог использовать
ее в своих целях и создать зомби.
Но
каким образом это могло произойти? Есть
пара способов, хотя подробности
колдовства не совсем ясны. Если у колдуна
есть такая возможность, то он кладет 21
семечко конголезского гороха и шнурок с 21
узелками под подушку умирающего. Когда тот
покидал жизнь, веревка превращалась в
паука, который становился основной частью
души человека. И если бокор подойдет к
двери, трижды постучит по ней и повернется
спиной, то человек — а теперь уже зомби —
встанет со смертного ложа. Бокор не должен
был забывать лишь одного — если он хочет
добиться от зомби повиновения, то ему
следует почаще сечь его кнутом.
Другой
метод превращения живого человека в зомби
заключался в том, что бокор просто мог
отравить его ядовитым плодом или дурманом,
а после того, как несчастного похоронят,
вызвать его из могилы. Согласно вере Вуду,
покойника надо назвать по имени и он
должен откликнуться. Вот почему на Гаити
многих умерших хоронят лицом вниз, рты
забивают землей, а губы сшивают. Нередко в
могилу кладут нож, дабы покойник смог
защититься от вызывающего его колдуна.
Но у зомби вряд ли были силы и желание сопротивляться. Их характеризуют как безвольных, похожих на автоматы людей — исполнителей, беспре- кословно подчинявшихся бокору- На Гаити зомби якобы выполняли работу рабов на плантациях сахарного тростника с утра до вечера, безмолвные и безвольные, облаченные в лохмотья. Им ничего не давали есть. кроме жидкой похлебки да объедков со стола. Такая жизнь и слепое повиновение было уготовлено зомби навеки. Но даже таких их очень боялись. Если зомби отведает мяса или кто-нибудь из живых назовет его по имени, то он придет в гнев и будет страшен. Самым разумным и мудрым решением в такой ситуации будет прострелить ему голову, убив еще раз, закопать, теперь уже навсегда.