Шаман
- у некоторых народов севера, сохраняющих
веру в духов и возможность ритуального
общения с ними служитель культа: шаман,
способен приводить себя в состояние
экстаза. . Слово "шаман" переводится с
тугусского как возбужденный трансовый
человек. У тюркоязычных народов Сибири эта
профессия называлась кам, отсюда слово "камлать".
У ненцев - тадибей, у бурятов - бо, у якутов -
ойуун, юкагиров - альма и т.д.
Ритуальные
действия профессиональных трансовых
специалистов - камлание или шаманство
состоит в том, что шаман одевает
специапьныей костюм, делает специальный
для данного ритуала грим и взяв
необходимые принадлежности условным
сигналом собирает своих соплеменников.
Разведя специальный костер, шаман, как
правило, располагает всех вокруг огня.
Произнеся положенную для данного ритуала
речь, он после, принесения жертвы начинает
плясать, петь и ударять в бубен. При этом
его пляска носит особый трансогенный
ритмичный характер. Язык танца - ритм
осуществляется специальным потряхиванием
различных предметов на одежде. Ритм
потряхиваний выдерживается за счет
прыжков и своеобразных приседаний и
усиливается исступленными выкриками и
ударами в бубен. Постепенно ритм голоса,
потряхиваний и бубна возрастает. Шаман
начинает окуривать из костра
соплеменников наркотическим дымом,
который образуется в костре от
специальных трав и сухих грибов, брошенных
в огонь заранее. Постепенно все
втягиваются в шаманский ритм и вначале
шаман, а потом и все, без исключения,
присутствующие входят в галлюциногенный
экстатический транс. Далее в зависимости
от назначения ритуала, начинается
безумный трансовый обряд -лечебный,
воинский, промысловый, тотемический,
религиозно-мифологический и т. д.
Центральным
моментом любого вида камлания является
момент вступления шамана в контакт с
духами. Мистическая способность шамана
вступать в контакт с духами земли и неба
вызывает у соплеменников суеверный страх
и веру в могущество шамана. Иногда духи как
бы вселяются в шамана и тогда он говорит их
языком, но чаще шаман просто ведет с ними
переговоры, уговаривает их или воюет с
ними и изгоняет их из данного человека,
помещения или места. Обряд может длиться
от нескольких часов до нескольких суток
непрерывно, поэтому шаман в конце обряда
сконцентрировавшись на одной главной
мысли впадает в глубочайший транс
полуобморочного типа с полной потерей
сознания и падением в конвульсиях на землю.
Начинается его мистическое путешествие в
мир иной - под землю или по небу. В этом
путешествии шаман обязательно побеждает
духов и различных мистических существ
иного мира, достигает цели обряда и с
победой возвращается опять на землю, то
есть открывает глаза и обретает сознание.
Главным
секретом шамана считается его
таинственное мистическое наследство -
некая безумная непреодолимая сила -желание,
которая вселяется в него в молодости по
наследству от предков, иногда эта сила
имеет форму духа-покровителя, но чаще она
формы не имеет.
Шамань
(ангакок) были носителями всей культуры 'своего
народа. Они хорошо знали воинское
искусство, промысел и промысловные
культовые обряды. Лечение, методы
управления погодой, способы трансового
воздействия на человека и животных. Шаманы
умели общаться с природой непосредственно
и могли многое предсказывать и предвидеть.
Считалось,
что весь мир населен духами, поэтому
общение с духами и есть профессия шамана.
По верованиям древних чукчей и эскимосов у
всех природных явлений и объектов есть их
хозяева - духи, поэтому для достижения
любых целей, будь-то охота или лечение,
необходимо было вступать в общение с
духами-хозяевами.
Население
считало, что в природе всем управляет
некая сила - хила. Обладающий этой силой
добивается успеха в своем деле, поэтому
считалось, что именно шаманы обладают этой
таинственной природной силой.
Костюм
шамана с различными погремушками и бубном
весил иногда до 30 кг, поэтому шаманы
действительно были люди сильные и
выносливые и могли плясать, трудиться,
выкрикивать в трансе по несколько часов
подряд, а при лечении, в некотороых случаях,
по несколько дней, после такого лечебного
сеанса шаман падал и не мог пошевелиться,
находясь в полуобморочном, полутрансовом
состоянии.
Люди
верили, что существует "верхнее небо",
куда шаман мог входить и оттуда все видеть
и знать. Шаманы разделялись по своей
квалификации, одни умели одно, другие -другое,
но были шаманы универсалы, они могли все.
При
лечении шаманы обязательно использовали
транс, лечебные травы, напитки и
заклинания.
Известные
шаманы и колдуны проповедующие Вуду кроме
того что лечить и заговаривать , прорицать,
разъяснять простым людям волю небожителе
или насылать порчу - готовят страшный яд -
"порошок зомби" С его помощью они
способны довести жертву до состояния комы,
а потом вернуть к жизни, буквально вытащив
человеческое тело из могилы. Лишенных
памяти, эмоций и речи "живых мертвецов"
они затем используют в своих целях.
Население
Кореи верило, что у человека есть три души:
одна умирает с телом, другая уходит на небо,
а третья остается на специальной табличке,
которая хранилась в семейном храме
предков. Поэтому культ предков в Корее
очень развит.
Корейцы
верили в различных духов и мистические
особенности различных гор, которые, по их
мнению, оказывают сильное влияние на
окружающую местность, поэтому шаманы с
помощью транса находили специальные
благоприятные холмы для проживания или
погребения.
До нашего времени культура транса в Корее сохранилась в воинских искусствах, спорте и медицине.