Впрочем, это не совсем так. Они увидели
не фараона, а его скульптурный
портрет из золота, изображавший
фараона в очень юном возрасте.
Золото ослепительно блестело;
скульптура выглядела так, как будто
ее только что принесли из мастерской.
Голова и руки были вылеплены объемно,
тело же дано в плоскостном
рельефе. В скрещенных руках фараон
держал знаки царского достоинства:
жезл и инкрустированное синим
фаянсом опахало. Лицо было сделано из чистого
золота, глаза из арагонита и обсидиана,
брови и веки из стекла цвета
Лазурита. Это лицо напоминало в своей
неподвижности маску и в то же время
оно было словно живое.
Огромное впечатление на Картера и на
всех присутствующих произвел
трогательный скромный венок —
последнее прости любимому супругу от молодой
вдовы. Вся царская роскошь, блеск золота
и великолепие похоронного убранства
меркнет перед этим увядшим букетом, не потерявшим,
однако, еще окончательно своей
естественной окраски. Цветы эти
лучше, чем что-либо другое,
свидетельствуют о мимолетности
тысячелетий. А когда зимой 1925 — 1926 годов
Картер вновь спустился в гробницу,
чтобы вскрыть гроб, он записал: «И вновь
овладело нами ощущение
таинственности, благоговение перед
давно минувшими, но все еще
могущественными тайными силами,
витающими над гробницей».
Эти слова не следует считать данью
сентиментальности, в них нашли свое
выражение чисто человеческие чувства.
Приятно сознавать, что строгому
исследователю не были чужды
благородные душевные порывы.
Мы не имеем возможности
останавливаться на частностях и на отдельных
мелких происшествиях, связанных со вскрытием
саркофага. Работа была длительной и трудоемкой,
она проходила в тесном помещении,
в котором буквально негде было
повернуться; любой промах, неверно
приложенный полиспаст, упавшая балка
могли привести к беде: повредить
находившиеся здесь уникальные
сокровища. Так же как крышка
первого гроба, крышка второго
изображала лежащего в богатом
убранстве юного фараона, точнее говоря,
это было скульптурное изображение
фараона в образе бога Осириса. То же самое
увидели и тогда, когда вскрыли
третий гроб. В ходе всей работы
ее участники обратили внимание на то,
что гробы были очень тяжелы. Здесь
исследователи снова столкнулись с неожиданностью,
которым, казалось, не будет конца.
Когда Бертон сделал свои снимки, а Картер
убрал цветы и снял полотняный покров,
причина этой поразительной тяжести
стала ясна с первого взгляда:
третий гроб длиной в 1,85 м был сделан
из чистого массивного золота
толщиной в два с половиной —
три с половиной миллиметра. Трудно было
определить его материальную
ценность. Однако вслед за этой
неожиданностью, которую можно назвать
приятной, последовала вторая, которая
вызвала у исследователей
серьезнейшие опасения. Еще тогда,
когда они рассматривали второй гроб,
они обратили внимание на то, что его
орнамент местами попорчен сыростью.
Теперь же выяснилось, что все
пространство между вторым и третьим
гробом наполнено по самую крышку
какой-то черной склеившейся массой.
Правда, им все же удалось очистить
от этой похожей на вар массы
двойное ожерелье из золота и фаянсовых бус,
но перед исследователями встал
тревожный вопрос: в каком состоянии
находится мумия, не повредило ли ей
это явно чрезмерное количество
масел и смол? Когда один из сотрудников
дотронулся до последнего куска
полотна и гирлянды из украшенного
бусами фаянса — на вид и то и другое,
казалось, хорошо сохранилось, — они рассыпались:
священные масла разъели их.
Лукас тотчас же приступил к анализу
этой массы. Очевидно, это была какая-то
жидкая или полужидкая субстанция,
состоявшая в основном из жиров и смол,
что же касается древесной смолы,
запах которой эта масса издавала при нагревании,
то ее присутствие первоначально не удалось доказать.
Теперь вновь всеми овладело волнение:
наступал последний решающий момент.
Было вынуто несколько золотых
гвоздиков, затем крышка гроба была
приподнята за золотые скобы.
Тутанхамон, которого они искали
шесть долгих лет, лежал перед ними.
«Сложные и противоречивые чувства,
овладевающие человеком в такие
моменты, невозможно выразить словами», —
пишет Картер.
Пора, однако, ответить на вопрос,
который, вероятно, давно уже
вертится у всех на языке: кто же
был этот фараон, этот Тутанхамон,
которому была приготовлена столь
роскошная гробница?
Как это ни странно, он был весьма
незначительным правителем и умер
восемнадцати лет от роду. О нем
известно, что он был зятем
Эхнатона, «царя-еретика», и, весьма
вероятно, его родным сыном. Юность свою
он провел в поклонении Атону: это было
время религиозных реформ его тестя.
Впоследствии он вернулся в лоно
старой религии, на это указывает его имя:
из Тутанхатона он превратился в Тутанхамона.
Нам известно, что время его правления
было весьма смутным. Мы видим на изображениях,
как он глумится над пленными и во время
боя с поистине царским размахом
косит своих врагов чуть ли не целыми
рядами. Впрочем, у нас нет никаких
сведений, пришлось ли ему самому
хотя бы раз участвовать в сражении;
мы даже не знаем, сколько лет
продолжалось его правление (оно относится
примерно к 1350 году до н. э.).
Трон он получил благодаря своей жене
Анхес-ан-Амун, на которой женился в очень
раннем возрасте (это была, если портреты
не льстят оригиналу, очаровательная
женщина).
По многочисленным портретам и
рельефам на стенах гробницы, по таким
личным вещам царя, как, например,
трон, мы можем составить себе
известное представление о некоторых
чертах его характера, причем в целом
оно будет благоприятным. Но о его
государственных деяниях у нас нет сведений,
о времени его царствования
известно весьма мало; впрочем, вряд ли
успел совершить что-нибудь
значительное человек, скончавшийся в восемнадцать лет.
Поэтому Картер в своем историческом
обзоре с полным основанием приходит
к лаконичному выводу: «При нынешнем
состоянии наших знаний мы можем с уверенностью
сказать только одно: единственным
примечательным событием его жизни
было то, что он умер и был похоронен».
Но если этот восемнадцатилетний
ничем не примечательный фараон, не совершивший
ничего значительного, был похоронен
с такой роскошью, переходящей по западноевропейским
представлениям все дозволенные
границы, то как же должны были
хоронить Рамсеса Великого и Сети I?
Какие же приношения и погребальные
дары были собраны в их гробницах?
Именно Сети I и Рамсеса имел в виду
Дерри, когда он говорил: «Можно не сомневаться,
что в каждой из их погребальных
камер находилось больше
драгоценностей, чем во всей гробнице
Тутанхамона». Каким колоссальным
богатствам суждено было на протяжении
веков попасть в руки грабителей
Долины царей!
Мумия была и прекрасна и ужасна: в свое
время ее с бессмысленной
щедростью обмазали маслами и благовониями,
а теперь все это склеилось,
образовав черную, затвердевшую массу.
На фоне темной бесформенной массы
резко выделялась блестевшая истинно
по-царски золотая маска; на ней,
впрочем, так же как и на ногах,
не было никаких следов масел.
После многих безуспешных попыток
исследователям в конце концов все же
удалось отделить деревянный гроб от золотого.
Это был длительный процесс, в ходе
которого пришлось нагреть золотой гроб
до температуры в 500° С,
предварительно обложив его для сохранности
листами цинка.
Когда же, наконец, уже можно было
приступить к исследованию самой
мумии, единственной мумии Долины царей,
которая пролежала на одном месте
никем не потревоженная тридцать три столетия,
внезапно выяснилось одно немаловажное
обстоятельство; вот как говорит о нем
сам Картер: «Ирония судьбы —
ученым пришлось в этом убедиться —
заключалась в том, что те мумии,
которые побывали в руках грабителей
и жрецов, сохранились лучше, чем эта,
нетронутая». Это неудивительно: они были
спасены от разъедающего воздействия
масел; нередко они были основательно
повреждены (в тех случаях, когда их
покой был потревожен не жрецами, а грабителями)
и в большинстве случаев ограблены
до нитки, но они сохранились
горазда лучше, чем мумия Тутанхамона,
которая в этом отношении принесла
ученым разочарование — пожалуй,
единственное разочарование, которое им
пришлось здесь пережить.
|