Теперь наступил черед лорда Карнарвона
и Лако. Войдя в камеру, они остановились
в безмолвии. Затем они обмерили
саркофаг. Позднейшие, более точные
измерения дали следующие результаты:
5,20 x 3,35 x 2,75 м.
Он действительно был сверху донизу
покрыт золотом, по сторонам его
были инкрустации из блестящего
синего фаянса, испещренные магическими
знаками, которые должны были охранять
покой умершего.
Теперь всех троих больше всего
волновал один вопрос: сумели ли
грабители проникнуть дальше, цела ли
мумия? Картер обнаружил, что расположенные
с восточной стороны большие
двустворчатые двери были хотя и закрыты
на засов, но не запечатаны.
Дрожащей рукой он отодвинул засов.
Со скрипом раскрылись двери, и перед ним
оказался еще один обитый золотом
ящик. Как и первый, он был
заперт, но на этот раз печать была цела!
Все трое облегченно вздохнули.
Наконец-то. До сих пор грабителям
всюду удавалось их опередить. Здесь же
первыми были они. Следовательно,
мумия цела, невредима и находится там,
где она была похоронена три тысячелетия
назад.
Тихо, насколько это только было
возможно, прикрыли они дверь. Они чувствовали
себя захватчиками, они видели
блеклый полотняный погребальный
покров, свисавший над внутренним
ящиком; «мы словно чувствовали
присутствие умершего фараона, и долгом
нашим было отнестись к нему с благоговением».
В этот момент, находясь на вершине
научного успеха, они, казалось, были не способны
к каким-либо дальнейшим открытиям:
слишком грандиозным было то, что представилось
их взорам, и все-таки уже буквально
в следующую минуту они очутились
перед новым открытием.
Дойдя до другого конца погребального
покоя, они неожиданно обнаружили
маленькую, низенькую дверь, которая вела
в следующее помещение —
сравнительно небольшую по размерам
комнату. С того места, где они
находились, они могли видеть ее
содержимое. Можно ли представить
себе, что там было, если Картер
после всего того, что он видел в гробнице,
написал об этой комнате: «Даже беглого
взгляда было достаточно, чтобы понять,
что именно здесь находятся
величайшие сокровища гробницы».
Посередине помещения возвышался
покрытый золотом ларец. Его окружали
изваяния четырех богинь-охранительниц,
грациозные фигуры которых были так
естественны и живы, а их лица
настолько исполнены сострадания и скорби,
что «уже одно созерцание их казалось
чуть ли не кощунством».
Медленно возвращались археологи
назад и снова прошли мимо обитого
золотом ящика в переднюю комнату.
Теперь в обнаруженное помещение
могли войти остальные. «Было любопытно
наблюдать, как они один за другим
появлялись на пороге двери: у всех
блестели глаза, все разводили руками,
жестом показывая, что не в силах
выразить словами обуревавшие их чувства».
Около пяти часов пополудни, через три
часа после того, как они вошли в гробницу,
все снова поднялись на поверхность.
Было еще светло, и хотя здесь
ничего не изменилось, Долина царей
предстала перед ними (может быть, это им
только показалось?) в каком-то
новом свете.
Дальнейшее исследование этой
величайшей в истории археологии
находки растянулось на несколько зим.
К сожалению, первая зима пропала
чуть ли не полностью: скончался
лорд Карнарвон; кроме того,
совершенно неожиданно возникли трения
с египетским правительством по вопросу
о продлении концессии и дележе
находок. В конце концов благодаря
вмешательству других стран удалось
достичь приемлемого урегулирования
вопроса. Работа могла продолжаться.
Зимой 1926 — 1927 годов были
сделаны наиболее важные дальнейшие
шаги: был вскрыт обитый золотом ящик,
были вынуты многочисленные
драгоценные гробы и исследована
мумия Тутанхамона. Эта стадия работы,
в которой было мало неожиданного
для жадной до сенсации публики, но много
для специалистов-египтологов, также
имела свой кульминационный пункт. Им явился
момент, когда исследователи впервые
взглянули в лицо тому, кто тридцать три
столетия подряд был недоступен для взоров
смертных. В том, что именно этот
желанный миг одновременно принес
Картеру единственное разочарование,
которое ему пришлось испытать за все годы
исследования гробницы, не было,
собственно, ничего необычного: в цепи удач,
как и во всякой цепи, всегда
найдется слабое звено.
Работа началась с того, что была
снесена кирпичная стена, отделявшая
переднюю комнату от погребальный
камеры. Затем исследователи разобрали
первый ящик; в нем находился второй,
во втором — третий.
У Картера были определенные
основания считать, что теперь-то
наконец появится гроб. Впрочем,
предоставим слово ему самому.
«Сдерживая волнение, приступил я к вскрытию
третьего ящика. Я, наверное,
никогда не забуду этот
напряженнейший момент нашей
кропотливой работы. Я разрезал
веревку, удалил драгоценную печать,
отодвинул засов, открыл дверцы и перед
нами оказался четвертый ящик. Он был
точно такой же, как и остальные, но только
еще роскошнее и красивее, чем третий.
Какой незабываемый миг для археолога:
впереди снова неизвестность. Что скрывалось
за незапечатанными дверями этого ящика?
В страшном волнении я отодвинул
засов... Медленно открылись дверцы
Перед нами, заполняя собой чуть ли
не весь ящик, стоял огромный,
совершенно целый саркофаг из желтого
кристаллического песчаника. Казалось,
чьи-то милосердные руки только что
опустили его крышку. Какое
незабываемое, великолепное зрелище!
Золотое сияние ящика еще больше
усиливало впечатление. По четырем
углам саркофага распростерли крылья
богини, словно защищая и охраняя
того, кто спал здесь вечным сном».
Восемьдесят четыре дня понадобилось
для того, чтобы извлечь ящики из погребальной
камеры. Все они состояли примерно из восьмидесяти
частей; каждая часть была тяжелой,
неудобной для переноски и чрезвычайно
хрупкой.
Как это часто бывает, возвышенное
здесь соседствовало со смешным:
нельзя без улыбки читать те строки,
в которых Картер, став на время
специалистом по демонтированию,
бранит тех, кто некогда собирал
эти ящики. Отдавая должное
великолепному мастерству умельцев.
которые изготовили и аккуратнейшим
образом помстили все детали,
проставив на них номера и условные
знаки, он осуждает тех, кто собирал
ящики уже непосредственно в гробнице:
монтаж велся, очевидно, в спешке и совершенно
безответственно — отдельные части
перепутаны и неверно установлены;
дверцы, например, открывались на запад,
а не на восток, а гроб был установлен так,
что покойник лежал обращенный к востоку,
а не к западу «Эту ошибку им еще
можно простить... другие же —
указывали на явную неряшливость.
Отдельные части были скреплены с риском
повредить их позолоченные украшения.
Глубокие следы от ударов какого-то
тяжелого инструмента вроде молотка
и по сей день видны на позолоте,
кое-где отбиты части облицовки; мусор,
оставшийся после работы, например
древесные стружки, так и не был
убран».
Наконец, 3 февраля, после того как
последний ящик был вынесен на поверхность,
исследователи увидели саркофаг во всем
его великолепии — высеченный из цельной
желтой кварцитовой глыбы, в 2.75 м
длиной, полтора метра шириной и полтора
метра высотой. Сверху он был прикрыт
гранитной плитой.
В тот день, когда лебедки со скрипом
начали поднимать эту плиту, вес которой
составлял около полутора тонн, в гробнице
снова собралось множество видных
деятелей. «Когда плита начала
подниматься. наступила мертвая тишина.
В первый момент всех охватило
разочарование: ничего, кроме
просмоленных полотняных бинтов. Но, когда
бинты были размотаны, все увидели
мертвого фараона».
|