11 ноября в 9 час 45 мин. утра анатом
доктор Дерри сделал первый надрез в верхней
части обмотанного промасленными
полотняными бинтами туловища фараона.
За исключением лица и ног, не соприкасавшихся
с маслами, мумия была в ужасном
состоянии. Окисление смолянистых
веществ вызвало своего рода
самовозгорание, которое было таким
сильным, что в результате обуглилась
не только значительная часть бинтов,
но и мертвая ткань и даже кости мумии.
Затвердевшую массу пришлось кое-где
выковыривать с помощью скальпеля.
Совершенно неожиданное открытие было
сделано, когда под серповидным
валиком, напоминавшим по своей форме
корону, был найден амулет. В самой
находке амулета не было ничего
необычного. Тутанхамон был полностью
оснащен «магическим вооружением» —
в складках бинтов, в которые была
запеленута мумия, находилось
бесчисленное множество амулетов и всяких
символических и магических предметов.
Как правило, такие амулеты были из гематита,
а этот был железным! Амулет
относился к числу наиболее ранних
железных изделий Египта, и не без иронии
следует заметить, что в наполненной
чуть ли не до отказа золотом
гробнице именно эта скромная
находка имела наибольшую, с точки
зрения историка культуры, ценность.
Наконец настал самый напряженный и чрезвычайно
ответственный момент: начали удалять
остатки бинтов с головы. Оказалось,
что для этого достаточно легчайшего
прикосновения кисточкой из соболиного
волоса: истлевшие остатки льняной
ткани рассыпались, и все присутствовавшие
увидели... впрочем, дадим слово самому
Картеру: «...благородное, с правильными
чертами, полное спокойствия, нежное
юношеское лицо с четко очерченными
губами».
Трудно даже себе представить, какое
невероятное количество украшений было
найдено на мумии. Под каждым слоем
бинтов обнаруживали все новые и новые
драгоценности. Всего Картер
насчитал сто одну группу различных
украшений. На пальцах рук и ног
были надеты золотые наконечники. Из тридцати трех
страниц, на протяжении которых
Картер описывает вскрытие мумии,
половина посвящена рассказу о найденных
на ней сокровищах. Этот юноша,
этот восемнадцатилетний фараон был буквально
усыпан с ног до головы золотом и драгоценными
камнями.
Позднее профессор Дерри, который
произвел вскрытие мумии, посвятил ее
анатомическому исследованию
специальную монографию. Мы упомянем
здесь только о трех его важнейших
выводах. Прежде всего он устанавливает —
и не бездоказательно, — что Тутанхамон
был сыном Эхнатона; это имеет
немаловажное значение для восстановления
династических связей и соответственно
политических событий, относящихся ко времени
вымиравшей XVIII династии.
Далее, он делает одно весьма
интересное с точки зрения истории
изобразительного искусства замечание
о реалистическом характере
египетского искусства эпохи
Тутанхамона; неоднократно об этом
упоминал и Картер. Впрочем,
предоставим слово самому Дерри: «Золотая маска
изображает Тутанхамона милым и благородным
юношей. Тот, кому выпало счастье
увидеть лицо мумии, может подтвердить,
насколько точно и верно передал
искусный художник времен XVIII династии
черты усопшего фараона, оставив нам
навечно, в нетленном металле
великолепный портрет юного правителя».
Наконец, уже как анатом он дает
заключение о возрасте царя (об этом
не сохранилось никаких исторических
сведений). На основании исследования
сочленений конечностей он приходит
к выводу, что Тутанхамон
скончался в возрасте семнадцати-девятнадцати
лет, вероятнее всего, в восемнадцать лет.
На этом, собственно говоря, можно было бы
закончить рассказ о раскопках
гробницы Тутанхамона (исследования
боковой камеры и маленькой камеры, в которой
были собраны драгоценности, дали
хотя и важные, но для наших
целей все же второстепенные
сведения), если бы не одно особое
обстоятельство. Речь идет о так
называемом «Проклятии фараона», о таинственной
смерти чуть ли не двадцати
человек, участвовавших в свое время
в раскопках гробницы Тутанхамона.
За все двести лет существования
археологии как науки ни одно
археологическое открытие не получило
такого широкого признания и известности,
как находка гробницы Тутанхамона.
Недаром это открытие было
осуществлено в век ротационных
машин, фотографии, кино и радио,
тогда еще только входившего в жизнь.
Прежде всего участие общественности
нашло свое выражение в поздравительных
телеграммах. Затем прибыли
репортеры; потом, поскольку весть о найденных
сокровищах распространилась по всему
свету, начали поступать всякого рода
письма — и от критиков и от доброжелателей.
Одни, по свидетельству Картера,
гневно протестовали против
осквернения гробницы, другие присылали
патенты на моды похоронной одежды. В первую
зиму ежедневно приходило десять-пятнадцать
в лучшем случае никому не нужных,
в худшем — бессмысленных
посланий. «Что можно, например,
сказать о человеке, — пишет
Картер, — который вполне серьезно
спрашивает, не может ли открытие
гробницы Тутанхамона бросить луч света
на события в Бельгийском Конго?»
Потом начали прибывать посетители —
это было настоящее паломничество к гробнице.
Многие делали снимки; поскольку работа,
в особенности в первое время,
продвигалась медленно и те или иные
находки лишь изредка попадали в поле
зрения зевак — обычно тогда, когда
что-либо несли для исследования в лабораторию, —
многие фотолюбители чуть ли не сутками
ждали подходящего случая «щелкнуть».
Картер увидел однажды, как кусок
ткани с мумии, который несли для исследования
в лабораторию, сфотографировали
восемь раз. За три месяца 1926 года,
в самый разгар всеобщих разговоров о Тутанхамоне,
его гробницу посетили 12300 туристов,
а лабораторию — 270 групп.
Вполне понятно, что рядовая газета,
которая должна была держать своих
читателей в курсе событий,
волновавших весь мир, не могла
заказывать каждую статью или сообщение
по египтологии специалистам-египтологам.
По вине телеграфа, а также из-за
различных искажений, проскользнувших в наспех
составленных сообщениях, в газетных
статьях, посвященных находке гробницы
Тутанхамона, были допущены некоторые
ошибки и неточности. Сенсационные
подробности всегда более интересны для газеты,
чем сухой перечень фактов — что в порядке
вещей. Ясно, что в данном случае дело
не обошлось без фантазии.
Когда и как возник миф о «Проклятии
фараона», сегодня уже трудно
установить. Вплоть до тридцатых
годов нынешнего столетия вся мировая
печать вновь и вновь посвящала ему
свои страницы. Тем не менее с точки
зрения научной достоверности этот миф
ничем не отличается от упоминавшейся
уже нами «цифровой мистики» Большой
пирамиды или время от времени
всплывающей на страницах прессы
совершенно недоказанной истории о семенах
древнеегипетской пшеницы, которые
якобы, несмотря на трех — четырех
тысячелетнее пребывание в гробницах,
где их действительно иногда находят
среди прочих жертвоприношений, не
потеряли своей всхожести. После того
как этот «факт» стал достоянием
широких слоев населения, туристы
начали довольно часто находить древние
семена: об этом заботятся гиды и,
надо сказать, не остаются в накладе.
«Проклятие фараона» принадлежит к тому же
слегка щекочущему нервы
развлекательному чтиву, что и известные
россказни о «Проклятии алмаза Хоупс»
и менее известные — об ударах
судьбы, которые обрушились на тех,
кто стал жертвой «Проклятия монахов
Лакромы». (Изгнанные с острова,
носящего это имя, они прокляли его.
Все последующие владельцы острова —
император Максимилиан, царица
Елизавета Австрийская и кронпринц
Рудольф, король Людовик II.
Баварский и эрцгерцог Франц
Фердинанд погибли насильственной
смертью).
|