Греко-Римская эпоха


Под властью Птолемеев и римских императоров, официально признававшихся фараонами, египетская культура и особенно религия не только продолжали жить, но и оказывали влияние на пришлые элементы населения. С другой стороны, и греческая цивилизация не прошла бесследно для египтян. Наиболее характерными явлениями эпохи были следующие:

а) Так наз. демотический шрифт - дальнейшее развитие иератического: египетская скоропись, появляющаяся уже в предшествующую эпоху, а теперь достигающая большого распространения. Первоначально она употреблялась только для обыденных, деловых светских целей (поэтому и название "народный" шрифт в отличии от иератического, священного), но потом ею стали писаться и литературные, и даже религиозные произведения.

Музей обладает ценным собранием демотических документов на папирусах и черепках; часть их выставлена.

б) Смешение культур. Понятие о смешанном культурном типе. Египетского населения может дать статуя (у колонны) № 4225 (и подобная ей у другой колонны, представляющая слепок с находящейся в Берлине и также происходящей из Димэ в Фаюме) в римском одеянии и в позе, напоминающей древнеегипетские статуи. Возможно, что это была портретная статуя живого человека - такие статуи стали заказывать и египтяне по образцу греков. Характерны также бронзовый статуэтки бога Гора в костюме римского воина (№ 3405, витрина 16).

Маски из гипса (витрина 16) и представлявшее замечательное явление в истории искусства знаменитые портреты из Фаюма (щиты ИI.) являются показателями силы влияния египетской религии на греко-римскую часть населения. Маски и портреты клались на головы мумий, очевидно, не чистокровных египтян и даже совсем не египтян.

Подобное же явствует из рассмотрения больших погребальных пелен, в которые в это время вошло в обычаи завертывать мумии, как бы заменяя саркофаг. №№ 4258 и 4292 обнаруживают еще совершенно традиционный египетский стиль, хотя и отличаются некоторой грубостью, свойственной времени упадка. Здесь изображен покойник в виде Осириса-мумии; по сторонам - божества, имеющие отношение к загробному Mиpy, и сцены подведения Анубисом покойника, суда и взвешивания сердца, подаяния богиней Нут или Хатор покойнику питания с древа и т. п..

№№ 4229, 4280 и 4301 обнаруживают уже иной стиль и являются незаурядными произведениями эллинистического искусства. Правда, и здесь боги Осирис, Анубис и загробные гении изображены традиционно, а в № 4280 и покойница завернута в пелены Осириса, но лица покойных уже представляют портреты, исполненные лучшими эллинистическими мастерами. На пеленах №№ 4229 и 4301 они вставлены в остальную часть, заготовленную заранее фабричным путем. Покойники одеты в греческие платья (№ 4301 - покойница с ребенком); иероглифы на пеленах № 4229 относятся к этой заготовленной заранее части. На № 4229 Анубис имеет на голове солнечный диск, который на № 4301 уже спустился ниже и сделался нимбом; на № 4280 нимб появляется уже вокруг лица покойницы. Любопытны какие-то черные фигурки демонов на №№ 4229 и 4301, заигрывающие с божествами и покойниками, и м. б. заменявшие ушебти. Подобное же смешение замечается и на надгробных и др. плитах, помещенных на щите К. Здесь представлены покойные; при них шакал Анубис, жертвенники с дарами, священное древо и т. п.. № 3694 представляет посвящение некоего Петеисия; здесь традиционно изображен в виде фараона римский император, совершающий каждение священной барке. Места, назначенные для иероглифов над фигурой императора, остались незаполненными, как бывало часто в эту позднюю эпоху, когда не всегда можно было скоро найти лиц, знавших иероглифическое письмо. Наконец, укажем на помещенные внизу витрины 12 деревянные дощечки с надписями на греческом, демотическом, египетском или на обоих языках. Они привешивались к мумиям, большею частью в массовых гробницах, заключали в своих надписях имена покойных и были предназначены для заведующих гробницами, частью заменяли собой надгробные плиты. Нередко, кроме имени, он заключают в себе и адрес - место назначения для отправки из мастерской бальзамирования для погребения.

в) Появление и распространение Христианства. Памятники Христианского Египта помещены в особом зале.

Относящиеся к греко-римской эпохе памятники традиционной египетской культуры помещены на щит 3. Здесь находятся иероглифические заупокойные и посвятительные надписи с длинными формулами и изображениями молящегося пред сонмом божеств; демотические надписи (№№ 4097 и 4101), два изображения божества-чудовища Туту, соединяющих в себе признаки человека, льва и змеи (№№ 4098-9) (Изданы и описаны в том же издан, вып. IV), заупокойная плита некоей Танетбеу; за надписью, начертанной трудными для понимания иероглифами, следует имя и отчество в греческой транскрипции. Иероглифами - ребусами написана также средняя вертикальная строка на плите № 4108. Усердие инородных владык к египетским туземным божествам отмечено м. пр. на плитах № 4096, изображающей Птолемея I и Веренику молящимися пред Гарпократом, и № 4104, представляющей римского императора Траяна в виде фараона (иероглифами написано просто "фараон", что было обычным в эту эпоху, когда "фараон" был далеко и его имя мало говорило чувству), совершающим культ пред священным быком. Надпись от 21 года Траяна сообщает о кончине этого быка и его восшествии на небо и сообщает даты его введения и пребывания при храме (Издана там же, вып. IV). Предметы греческого искусства навкратийского, александрийского и т. п. помещены в витринах 16 и 17.

Из предметов чисто-египетских укажем еще на два каменных саркофага в форме мумий, поставленных у выхода из зала, на две головы от других подобных саркофагов, на папирусы (№№ 4551 и 4659) заупокойного содержания, написанные искусственными "уставными" иероглифами (Изданы и переизданы в том же издании, вып; I), и на длинную рукопись заупокойного характера на просмоленной материи (на щите I, внизу).

В числе гипсовых слепков имеются сделанные с двух весьма важных памятников птолемеевской эпохи - с больших трехъязычных иероглифическо - демотическо - греческих документов - надписей Канопской от 9 года Евергета (239 г. до Р. X.) и Розеттской от 9 г. Эпифана (196 г.), содержащих почетные постановления в честь этих царей. Розеттский камень, найденный в 1799 г. французами во время осады города, был для Шампольона исходным пунктом для открытия чтения иероглифов. Кроме памятников египетских и греческих, в Музее имеется несколько предметов, происходящих из древнего Эфиопского царства, имевшего столицами Напату (теперь Донгола) и Мероэ (царства Кандаки, упоминаемого в Деяниях Апостольских). Его культура и религия покоились на египетских основах, население состояло гл. обр. из туземцев-нубийцев и негров. Памятниками этого царства являются четыре надгробных камня с еще не вполне разобранными курсивными алфавитными письменами, происходящими из иероглифов. Язык их еще не вполне определен; время - римская эпоха.
  


Стр. 9 из 14 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz