од властью
Птолемеев и римских императоров,
официально признававшихся фараонами,
египетская культура и особенно
религия не только продолжали жить,
но и оказывали влияние на пришлые
элементы населения. С другой
стороны, и греческая цивилизация не прошла
бесследно для египтян. Наиболее
характерными явлениями эпохи были
следующие:
а) Так наз. демотический
шрифт - дальнейшее развитие
иератического: египетская скоропись,
появляющаяся уже в предшествующую
эпоху, а теперь достигающая
большого распространения.
Первоначально она употреблялась
только для обыденных, деловых
светских целей (поэтому и название
"народный" шрифт в отличии от иератического,
священного), но потом ею стали
писаться и литературные, и даже
религиозные произведения.
Музей обладает ценным
собранием демотических документов на
папирусах и черепках; часть их выставлена.
б) Смешение культур. Понятие о смешанном
культурном типе. Египетского
населения может дать статуя (у колонны)
№ 4225 (и подобная ей у другой
колонны, представляющая слепок с находящейся
в Берлине и также происходящей
из Димэ в Фаюме) в римском
одеянии и в позе, напоминающей
древнеегипетские статуи. Возможно, что это была
портретная статуя живого человека -
такие статуи стали заказывать и египтяне
по образцу греков. Характерны также
бронзовый статуэтки бога Гора в костюме
римского воина (№ 3405, витрина 16).
Маски из гипса (витрина 16)
и представлявшее замечательное
явление в истории искусства
знаменитые портреты из Фаюма (щиты И. I.)
являются показателями силы влияния
египетской религии на греко-римскую
часть населения. Маски и портреты
клались на головы мумий, очевидно,
не чистокровных египтян и даже
совсем не египтян.
Подобное же явствует из рассмотрения
больших погребальных пелен, в которые
в это время вошло в обычаи
завертывать мумии, как бы заменяя
саркофаг. №№ 4258 и 4292
обнаруживают еще совершенно
традиционный египетский стиль, хотя и отличаются
некоторой грубостью, свойственной
времени упадка. Здесь изображен
покойник в виде Осириса-мумии; по сторонам
- божества, имеющие отношение к загробному
Mиpy, и сцены подведения Анубисом
покойника, суда и взвешивания
сердца, подаяния богиней Нут или Хатор
покойнику питания с древа и т. п..
№№ 4229, 4280 и 4301
обнаруживают уже иной стиль и являются
незаурядными произведениями
эллинистического искусства. Правда, и здесь
боги Осирис, Анубис и загробные
гении изображены традиционно, а в № 4280
и покойница завернута в пелены
Осириса, но лица покойных уже
представляют портреты, исполненные
лучшими эллинистическими мастерами.
На пеленах №№ 4229 и 4301 они вставлены
в остальную часть, заготовленную
заранее фабричным путем. Покойники
одеты в греческие платья (№ 4301 - покойница
с ребенком); иероглифы на пеленах № 4229
относятся к этой заготовленной
заранее части. На № 4229 Анубис
имеет на голове солнечный диск,
который на № 4301 уже спустился
ниже и сделался нимбом; на № 4280 нимб
появляется уже вокруг лица покойницы.
Любопытны какие-то черные фигурки
демонов на №№ 4229 и 4301,
заигрывающие с божествами и покойниками,
и м. б. заменявшие ушебти.
Подобное же смешение замечается и на надгробных
и др. плитах, помещенных на щите К.
Здесь представлены покойные; при них
шакал Анубис, жертвенники с дарами,
священное древо и т. п.. № 3694
представляет посвящение некоего
Петеисия; здесь традиционно изображен
в виде фараона римский император,
совершающий каждение священной барке.
Места, назначенные для иероглифов над
фигурой императора, остались
незаполненными, как бывало часто в эту
позднюю эпоху, когда не всегда
можно было скоро найти лиц, знавших
иероглифическое письмо. Наконец,
укажем на помещенные внизу витрины 12
деревянные дощечки с надписями на греческом,
демотическом, египетском или на обоих
языках. Они привешивались к мумиям,
большею частью в массовых
гробницах, заключали в своих
надписях имена покойных и были
предназначены для заведующих
гробницами, частью заменяли собой
надгробные плиты. Нередко, кроме имени,
он заключают в себе и адрес -
место назначения для отправки из мастерской
бальзамирования для погребения.
в) Появление и распространение
Христианства. Памятники
Христианского Египта помещены в особом
зале.
Относящиеся к греко-римской
эпохе памятники традиционной
египетской культуры помещены на щит 3.
Здесь находятся иероглифические
заупокойные и посвятительные
надписи с длинными формулами и
изображениями молящегося пред сонмом
божеств; демотические надписи (№№ 4097 и 4101),
два изображения божества-чудовища
Туту, соединяющих в себе признаки
человека, льва и змеи (№№ 4098-9) (Изданы
и описаны в том же издан, вып. IV),
заупокойная плита некоей Танетбеу; за надписью,
начертанной трудными для понимания
иероглифами, следует имя и отчество
в греческой транскрипции.
Иероглифами - ребусами написана также
средняя вертикальная строка на плите
№ 4108. Усердие инородных владык к египетским
туземным божествам отмечено м. пр. на плитах
№ 4096, изображающей Птолемея I и Веренику
молящимися пред Гарпократом, и № 4104,
представляющей римского императора
Траяна в виде фараона (иероглифами
написано просто "фараон", что было
обычным в эту эпоху, когда "фараон"
был далеко и его имя мало
говорило чувству), совершающим культ
пред священным быком. Надпись от 21 года
Траяна сообщает о кончине этого
быка и его восшествии на небо и сообщает
даты его введения и пребывания
при храме (Издана там же, вып. IV).
Предметы греческого искусства
навкратийского, александрийского и т. п.
помещены в витринах 16 и 17.
Из предметов чисто-египетских
укажем еще на два каменных
саркофага в форме мумий,
поставленных у выхода из зала, на две
головы от других подобных
саркофагов, на папирусы (№№ 4551 и 4659)
заупокойного содержания, написанные
искусственными "уставными"
иероглифами (Изданы и переизданы в том же
издании, вып; I), и на длинную
рукопись заупокойного характера на просмоленной
материи (на щите I, внизу).
В числе гипсовых слепков
имеются сделанные с двух весьма
важных памятников птолемеевской
эпохи - с больших трехъязычных
иероглифическо - демотическо -
греческих документов - надписей
Канопской от 9 года Евергета (239 г. до Р. X.)
и Розеттской от 9 г. Эпифана (196 г.),
содержащих почетные постановления в честь
этих царей. Розеттский камень,
найденный в 1799 г. французами во время
осады города, был для Шампольона
исходным пунктом для открытия
чтения иероглифов. Кроме памятников
египетских и греческих, в Музее
имеется несколько предметов,
происходящих из древнего
Эфиопского царства, имевшего
столицами Напату (теперь Донгола) и Мероэ
(царства Кандаки, упоминаемого в Деяниях
Апостольских). Его культура и религия
покоились на египетских основах,
население состояло гл. обр. из туземцев-нубийцев
и негров. Памятниками этого царства
являются четыре надгробных камня с еще
не вполне разобранными курсивными
алфавитными письменами,
происходящими из иероглифов. Язык их
еще не вполне определен; время -
римская эпоха.
|