игурки эти,
помещенный в верхней части витрины 11.
относятся к разным эпохам, главным
образом к Саисской и более
поздним, особенно сделанные из бронзы.
Они большею частью приготовлялись
фабричным путем, служили домашними
идолами, обетными приношениями,
носились на шее и т. д.. Так как
египетская религия никогда не забывала
о местном характере культов и божеств,
то фигурки расположены, по возможности,
по циклам культов. На средней
полке сосредоточены божества цикла
Осириса (первоначально в Бусирисе в Дельте),
наиболее популярного "благого"
бога растительной силы, умерщвленного
братом Сетхом, оплаканного и возвращенного
к жизни сестрой и супругой
Исидой. Здесь выставлено значительное
количество изображений Осириса в виде
мумии, Исиды, сидящей на троне с младенцем
Гором или в виде плачущей, юного
Гора, выходящего из цветка лотоса
при мироздании, держащего палец во рту
(признак детства). Кроме того, сюда
помещены фигурки Анубиса в виде
человека с головой шакала, бога
бальзамирования, как включенного в цикл
Осириса - его сына и погребателя,
и весьма редкая алебастровая
фигурка Сетха (они потом
уничтожились, когда Сетх получил
характер злого бога, дьявола). Рядом
помещен Мемфисский цикл, близкий по значению
и месту. Это - бог Пта в форме
мумии, его супруга львоголовая
Сохмет, суровая богиня войны, пыла и гнева,
их сын Нефертум (между прочим
прекрасная серебряная статуэтка) в головном
уборе в виде его фетиша - цветка
лотоса, наконец, обожествленный в IX в.,
и объявленный сыном Пта древний
мудрец III дин. Имхотеп. Он изображался
сидящим на троне с медицинским (как бог
врачевания) папирусом на коленях.
Далее, следуют карлики-уродцы,
популярные народные боги, особенно
почитавшиеся среди масс и известные
под собирательным именем "Бес".
Это - добрые демоны, отгонители змей и злых сил,
покровители женщин и детей.
Почитание их распространилось по всем
берегам Средиземного моря и даже до нашего
юга включительно, - в Керчи, Ольвии и т. п.
находят фигурки Беса. Культ Беса в римскую
эпоху засвидетельствован фигурками его
в виде римского воина (напр., № 2537).
Настоящее собрание по полноте и разнообразию
фигурок Беса не имеет себе равного.
Рядом поставлены фигурки близкой по значению
богини Тауэрт, б. ч. изображавшейся
в виде стоящего на задних лапах
гиппопотама.
В нижней полке собраны:
божество Ермополя Тот, бог луны,
премудрости и грамоты,
изображавшийся в виде, или с головой
ибиса и в виде павиана, его супруга
Маат, богиня правосудия; богиня Хатор
с рогами или головой коровы, ее форма,
также имевшая отношение к Ермополю
и Тоту, Нехемаут, богиня музыки;
стоящий Гарпократ, сын Осириса, в виде
младенца с пальцем у рта и косою
египетских детей с правой стороны
головы (дар Ю. С. Нечаева-Мальцова).
Далее следует богиня города Бубаста в Дельте
- Баст с головой кошки. Затем
помещены божества с головой и в виде
кобчика, бог Элефантины Хнум (с головой
овна), божества Фив - Амон, Мут и Хонсу
(с лунным диском на голове),
наконец, фигурки, соединяющие в одно
атрибуты и признаки различных
божеств - продукты умозрения поздних
эпох, искавших сведения множества к единству.
В верхней части витрины
находятся фигуры лежащего шакала бога
Анубиса, кошка богини Баст, несколько
плиток с изображениями юного Гора,
попирающего крокодилов и давящего
руками гадов, и с магическими
текстами против укушения змей и
скорпионов. Эти плитки, так наз. "Горы
на крокодилах", служили
талисманами против укушений. Стоящая
рядом с витриной на пьедестал
нижняя часть большой статуи № 4674
вся покрыта подобного рода
изображениями и надписями и держит
между ногами фигурку "Гора на крокодилах".
Далее, в верхней части помещены:
прекрасная бронзовая статуя божества
Нила (Хаапи) и терракотовый сосуд в виде
этого божества, бронзовая сидящая
статуя духа с головой кобчика,
приветствующего солнечное божество, и т. п..
Далее, в средней части
витрины помещены бронзовые
вместилища для мумий священных змей и ящериц
(№№ 2513, 2475, 2476), маленькие
плитки из известняка с молитвой
Апису и изображением его, из Серапея.
В витрине 21 помещены фигурки
священных животных.
|