осле
XII дин. наступило время ослабления,
окончившееся смутами, распадением
Египта и иноземным вторжением,
известным под именем владычества
Гиксосов. Фивы продолжали быть
центром национальной жизни и сделались
исходным пунктом возрождения. Борьбу
за единство вели фараоны Фив XVII дин.,
закончили ее цари XVIII дин.,
открывали блестящую эпоху Нового
царства (династия XVIII-XXI с XVII по Х век).
Это было время больших завоеваний -
Египет был первой державой в Mиpе,
владевшей от южной части Нубии до Евфрата.
Религиозные смуты, вызванные
монотеистической реформой Аменхотепа IV
(Эхнатона - "эпоха Телль-Амарны"),
несколько поколебали в Сирии
власть Египта и дали усилиться
хеттам, с которыми фараонам XIX дин.
пришлось вести упорные войны.
При XX дин. замечается
упадок внешнего могущества и внутреннего
благосостояния. Скульптурные
произведения этого времени (статуи), в противоположность
сохранившимся от предшествующей
эпохи, производят впечатление большой
задушевности. Нередко художники
предпочитали портретной точности
общее изящество и тщательную
отделку одежд, волос и т. п. В это
время распространены статуи сидящих,
одетых в широкие платья, людей.
Рельефы опять достигают высоты,
приближающейся к уровню V дин.,
особенно при XVIII и XIX дин.
Барельефы, рельефы en creux и надписи
из эпохи Нового царства помещены на щитах Д. Е.
На первом м. пр. куски барельефов
из храмов - изображение связанного
пленника азиата (из Телль-Амарны, № 4127),
идущих солдат (№ 4132),
коленопреклоненного Рамсеса II,
совершающего возлияние (из храма в Абидосе,
№ 4123). Другие плиты представляют
молитвенные сцены пред божествами.
Отметим №№ 3177 и 4087 с
изображениями азиатской богини Кедеш
на льве, № 4134 - каждение пред
священным быком Ермонта Бахисом,
изящную плиту № 4185, представляющую
какую-то "гражданку" в молитве
пред Осирисом, львоголовой богиней
Мехит и Сопдом, богом Востока.
На втором (Е) обращают на себя
внимание куски барельефов из гробниц,
представляющих погребальные
процессии: № 4124 - покойного Юи,
заведующего стадами храма Амона.
Вверху везут на барке гроб; в следующем
ярусе изображены провожающие с цветами
в руках; еще ниже - прощение с мумией;
№ 4117-неизвестного лица: жрецы
совершают возлияние у саркофага.
Удивительны по экспрессии
изображения плакальщиц на третьем
барельефе, этого ряда (из бывш.
коллекции Л. С. Гинзбурга),
происходящем из гробниц мемфисских
верховных жрецов. Другие плиты имеют
заупокойное или молитвенное
назначение (напр., № 4143 - молящийся
пред Тотом-ибисом и павианом, № 4161
- гимн в честь бога Солнца и т. п.).
На отдельном постаменте,
помещены две плиты Нового царства: № 4134
- часть большой, сохранившей раскраску
плиты, изображающей царскую статую
пред сидящей триадой богов, и № 4144
с изображением богини Нехемаут. В витринах
2 и 3-ей помещены предметы,
частью относящиеся к эпохе Нового
царства. Укажем на несколько
семейных групп и сидящих статуй
современников эпохи, представленных в
ее характерных костюмах и париках. №№ 1005-6
- редкие, если не единственный в своем
роде по технике и материалу,
статуэтки приближенного царя Тутмоса II
Аменхотепа и его жены Раннаи, из черного
дерева с серебром. № 1008 -
недурная статуэтка царя Аменхотепа III,
из черного камня. № 1424 - семейная
группа "писца счета золота владыки
Египта" Ниай и его жены, и т. п..
Здесь же собраны изящный
произведения художественной
промышленности разных эпох. Особенно
интересны относящиеся к Новому
царству прелестные туалетные вещицы
для благовонных мазей, духов, с резьбой
по дереву (напр., № 1023 - женская
фигура с музыкальным инструментом
в зарослях), в виде рыбы, цветов
лотоса, битых гусей, в виде фигурок
плывущих людей, особенно купальщиц и т. п.,
очень изящна фигурка купальщицы из слоновой
кости (№ 1032), а также интересна
деревянная фигурка купальщика (№ 3250)
(Помещены во втором выпуске того же
изваяния (табл. VI и VII). Сюда же
примыкают предметы так наз.
микенского или эгейского стиля - часть
цилиндрической коробочки (№ 1024) и деревянный
сосуд № 1035 с интересными
рельефными изображениями. Характерны
для "эпохи Телль-Амарны"
фаянсовые сосуды №№ 1027 и 1843.
Другие фаянсовые сосуды, блюда с изображением
водяных растений и рыб как бы
стараются передать черты водных
бассейнов. Отметим изящный
терракотовый сосуд в виде женщины с младенцем.
Далее здесь помещены флакончики для
духов из разноцветных материалов и разных
типов, а также цилиндрические,
соединенные по 2-4 трубочки для
глазной мази.
В витрине 2 собраны
образцы египетских мер и весов -
части локтя (0,525 м.) и различные
комбинации египетского фунта (дебен = 91 гр.)
и его 1/10 - лота (коде). № 2934 -
подобие локтя (из фаянса),
положенное в гробницу. Витрина 3
заключает в себе, между прочим,
образцы игральных шашек (№№ 2659, 2651 -
в виде бога Беса и др.) и костей.
В нижней части витрины 3
помещены деревянные, большею частью
массивные подобия сосудов с раскраской;
они ставились в гробницы для
покойников. Здесь же грубые
изображения нагих женщин, также из гробниц.
Изящные алебастровые сосуды,
помещенные здесь, передают царский
картуш и бутон лотоса.
К Новому царству относятся
также два больших прекрасных глиняных
расписных сосуда, №№ 3381 и 3319,
хранящихся внизу, в витрине 10, у
первого окна от входа.
Простые керамические изделия
этой и следующих эпох находятся в
нижней части 11-й витрины. В ней же
собраны странные предметы из глины,
называемые в науке "погребальными"
конусами. Плоское дно их имеет на себе
штемпель с именем и званием
покойника. Они происходят из фиванских
гробниц Нового царства и, по мнению
одних, употреблялись для строительных
целей, по мнению других - служили
подобиями жертвенных хлебов.
Из образцов оружия,
помещенных в среднюю часть 7-й витрины,
некоторые также относятся к этой же
эпохе, напр., № 859, наконечник копья,
имеющий на себе надпись о том,
что он отбит царем Яхмосом I во время
войны в Азии, т. е. при так наз.
изгнании гиксосов. Из луков № 1791
относится еще к эпохе Среднего
царства и принадлежит царевичу
Амени. Некоторые кинжалы и стрелы -
из дерева; они происходят из гробниц
и представляют деревянные подобия
оружия. Здесь же собраны зеркала из бронзы
(на ручках некоторых изображена
голова Беса, доброго демона и покровителя
м. пр. нарядов), приборы для письма
и рисования, палитры писцов с красками,
приспособления для растирания красок
и т. п.. №№ 1310-1322 - уменьшенные
подобия оружия и инструментов,
полагавшиеся в землю при закладке.
Верхняя и нижняя части
витрины 7-й содержать в себе
большое количество приготовленных из различного
материала статуэток, - так наз. ушебти,
т. е. "ответчики". Начиная с эпохи
Среднего царства, особенно в эпоху
Нового царства и Саисскую, египтяне
давали своим покойникам возможно
большее количество статуэток в виде
мумий, изредка в виде живых людей,
для исполнения за них на том
свете полевых и ирригационных
работ в царстве Осириса на отведенном
для них уделе. Соответственно этому,
статуэтки изображаются с земледельческими
орудиями в позе Осириса, иногда с ведрами
(самая большая фигурка собрания).
Иногда эти статуэтки клались в
маленькие гробики, но большею
частью в расписные ящики, хорошо
сохранившиеся и даже изящные;
образцы и тех и других помещены
здесь же. Особенное внимание по сохранности
и тщательности рисунка привлекают
находящееся на верхней полке; на них
изображены покойные пред Осирисом,
покойный, сидящий с женою, мумия,
окропляемая священной водою.
В средней части средней
полки витрины поставлены "ушебти"
царей Сети I, Пайдоджема, Априса,
Нектанеба II. Надпись, находящаяся
на передней (изредка на задней)
стороне большей части статуэток - 6-я глава
"Книги Мертвых", имеющая
магическое значение и заставляющая
ушебти отвечать: "я здесь!",
когда представляемый ими покойник
будет позван на работы.
Кроме ушебти и ящиков для них,
в витринах находятся еще
деревянные статуи Осириса в виде
мумии. Они относятся большею частью
уже к более позднему времени;
некоторые из них, полые внутри,
заключали в себе заупокойный
папирус в виде свитка, который в других
случаях помещался и у ног
статуэтки, в выемке пьедестала,
причем крышкой служили фигурки
кобчика, образцы которых помещены на среднюю
полку витрины и на ящиках в правом
углу нижней; эти же фигурки
ставились на столбики саркофагов и на ящики
для ушебти. Деревянный фигурки
человекоголовых птиц на второй
полке - изображения души покойника.
Иногда душа изображалась с распростертыми
крыльями на груди ущебти.
К концу Нового царства
относятся своеобразные разноцветные
фаянсовые украшения в виде розеток,
изразцов, фигур, предназначенных для инкрустаций,
происходящих гл. обр. из храма
Рамсеса III (нач. XII в.) в Телль-эль-Иехудийе
близ Илиополя, где они украшали
стены и колонны (витрины 8 и 22й).
Из памятников
письменности Нового царства,
выставленных в зале, укажем на прекрасный
иллюстрированный экземпляр "Книги
Мертвых", на список "Книги о том,
что на том свете",
повествующей о путешествии Ра по загробным
областям (помещены под заупокойными
жертвенниками, где также повешена
иллюстрация к Книге Мертвых,
представляющая загробный суд); на трактат
о путешествии египтянина Унуамона
в Финикию для закупки леса по поручению
фиванского духовенства. Кроме
папируса, египтяне писали на черепках
сосудов и на осколках известняка
(так наз. ostraca). Собрание этих
продуктов письма находится в нижних
частях витрин 8 и 6. В первой
из них сосредоточены ostraca с иератическими
рукописями и рисунками,
относящимися к Новому царству; во втором
- демотические рукописи поздних эпох,
а также найденная в Великом Оазе
часть иллюстраций к "Книге о том, что
в ином мире", помещенная на черепке
сосуда. Среди ostraca Нового царства
обращают на себя внимание: часть
известного гимна Нилу, счета, письма,
рисунок обезьяны с вожатым,
раскрашенный рисунок Осириса и т. п..
Из гипсовых слепков к эпохе
Нового царства относятся: голова
колоссальной статуи какого-то царя (угол
слепков, над угловым щитом), одной из цариц
XIX дин., и сфинкс Тутмоса III из римской
коллекции Баракко (против выхода у колонны).
|