Памятники Нового царства


После XII дин. наступило время ослабления, окончившееся смутами, распадением Египта и иноземным вторжением, известным под именем владычества Гиксосов. Фивы продолжали быть центром национальной жизни и сделались исходным пунктом возрождения. Борьбу за единство вели фараоны Фив XVII дин., закончили ее цари XVIII дин., открывали блестящую эпоху Нового царства (династия XVIII-XXI с XVII по Х век). Это было время больших завоеваний - Египет был первой державой в Mиpе, владевшей от южной части Нубии до Евфрата. Религиозные смуты, вызванные монотеистической реформой Аменхотепа IV (Эхнатона - "эпоха Телль-Амарны"), несколько поколебали в Сирии власть Египта и дали усилиться хеттам, с которыми фараонам XIX дин. пришлось вести упорные войны.

При XX дин. замечается упадок внешнего могущества и внутреннего благосостояния. Скульптурные произведения этого времени (статуи), в противоположность сохранившимся от предшествующей эпохи, производят впечатление большой задушевности. Нередко художники предпочитали портретной точности общее изящество и тщательную отделку одежд, волос и т. п. В это время распространены статуи сидящих, одетых в широкие платья, людей. Рельефы опять достигают высоты, приближающейся к уровню V дин., особенно при XVIII и XIX дин.

Барельефы, рельефы en creux и надписи из эпохи Нового царства помещены на щитах ДЕ. На первом м. пр. куски барельефов из храмов - изображение связанного пленника азиата (из Телль-Амарны, № 4127), идущих солдат (№ 4132), коленопреклоненного Рамсеса  II, совершающего возлияние (из храма в Абидосе, № 4123). Другие плиты представляют молитвенные сцены пред божествами. Отметим №№ 3177 и 4087 с изображениями азиатской богини Кедеш на льве, № 4134 - каждение пред священным быком Ермонта Бахисом, изящную плиту № 4185, представляющую какую-то "гражданку" в молитве пред Осирисом, львоголовой богиней Мехит и Сопдом, богом Востока.

На втором (Е) обращают на себя внимание куски барельефов из гробниц, представляющих погребальные процессии: № 4124 - покойного Юи, заведующего стадами храма Амона. Вверху везут на барке гроб; в следующем ярусе изображены провожающие с цветами в руках; еще ниже - прощение с мумией; № 4117-неизвестного лица: жрецы совершают возлияние у саркофага. Удивительны по экспрессии изображения плакальщиц на третьем барельефе, этого ряда (из бывш. коллекции Л. С. Гинзбурга), происходящем из гробниц мемфисских верховных жрецов. Другие плиты имеют заупокойное или молитвенное назначение (напр., № 4143 - молящийся пред Тотом-ибисом и павианом, № 4161 - гимн в честь бога Солнца и т. п.).

На отдельном постаменте, помещены две плиты Нового царства: № 4134 - часть большой, сохранившей раскраску плиты, изображающей царскую статую пред сидящей триадой богов, и № 4144 с изображением богини Нехемаут. В витринах 2 и 3-ей помещены предметы, частью относящиеся к эпохе Нового царства. Укажем на несколько семейных групп и сидящих статуй современников эпохи, представленных в ее характерных костюмах и париках. №№ 1005-6 - редкие, если не единственный в своем роде по технике и материалу, статуэтки приближенного царя Тутмоса II Аменхотепа и его жены Раннаи, из черного дерева с серебром. № 1008 - недурная статуэтка царя Аменхотепа III, из черного камня. № 1424 - семейная группа "писца счета золота владыки Египта" Ниай и его жены, и т. п.. Здесь же собраны изящный произведения художественной промышленности разных эпох. Особенно интересны относящиеся к Новому царству прелестные туалетные вещицы для благовонных мазей, духов, с резьбой по дереву (напр., № 1023 - женская фигура с музыкальным инструментом в зарослях), в виде рыбы, цветов лотоса, битых гусей, в виде фигурок плывущих людей, особенно купальщиц и т. п., очень изящна фигурка купальщицы из слоновой кости (№ 1032), а также интересна деревянная фигурка купальщика (№ 3250) (Помещены во втором выпуске того же изваяния (табл. VI и VII). Сюда же примыкают предметы так наз. микенского или эгейского стиля - часть цилиндрической коробочки (№ 1024) и деревянный сосуд № 1035 с интересными рельефными изображениями. Характерны для "эпохи Телль-Амарны" фаянсовые сосуды №№ 1027 и 1843. Другие фаянсовые сосуды, блюда с изображением водяных растений и рыб как бы стараются передать черты водных бассейнов. Отметим изящный терракотовый сосуд в виде женщины с младенцем. Далее здесь помещены флакончики для духов из разноцветных материалов и разных типов, а также цилиндрические, соединенные по 2-4 трубочки для глазной мази.

В витрине 2 собраны образцы египетских мер и весов - части локтя (0,525 м.) и различные комбинации египетского фунта (дебен = 91 гр.) и его 1/10 - лота (коде). № 2934 - подобие локтя (из фаянса), положенное в гробницу. Витрина 3 заключает в себе, между прочим, образцы игральных шашек (№№ 2659, 2651 - в виде бога Беса и др.) и костей.

В нижней части витрины 3 помещены деревянные, большею частью массивные подобия сосудов с раскраской; они ставились в гробницы для покойников. Здесь же грубые изображения нагих женщин, также из гробниц. Изящные алебастровые сосуды, помещенные здесь, передают царский картуш и бутон лотоса.

К Новому царству относятся также два больших прекрасных глиняных расписных сосуда, №№ 3381 и 3319, хранящихся внизу, в витрине 10, у первого окна от входа.

Простые керамические изделия этой и следующих эпох находятся в нижней части 11-й витрины. В ней же собраны странные предметы из глины, называемые в науке "погребальными" конусами. Плоское дно их имеет на себе штемпель с именем и званием покойника. Они происходят из фиванских гробниц Нового царства и, по мнению одних, употреблялись для строительных целей, по мнению других - служили подобиями жертвенных хлебов.

Из образцов оружия, помещенных в среднюю часть 7-й витрины, некоторые также относятся к этой же эпохе, напр., № 859, наконечник копья, имеющий на себе надпись о том, что он отбит царем Яхмосом I во время войны в Азии, т. е. при так наз. изгнании гиксосов. Из луков № 1791 относится еще к эпохе Среднего царства и принадлежит царевичу Амени. Некоторые кинжалы и стрелы - из дерева; они происходят из гробниц и представляют деревянные подобия оружия. Здесь же собраны зеркала из бронзы (на ручках некоторых изображена голова Беса, доброго демона и покровителя м. пр. нарядов), приборы для письма и рисования, палитры писцов с красками, приспособления для растирания красок и т. п.. №№ 1310-1322 - уменьшенные подобия оружия и инструментов, полагавшиеся в землю при закладке.

Верхняя и нижняя части витрины 7-й содержать в себе большое количество приготовленных из различного материала статуэток, - так наз. ушебти, т. е. "ответчики". Начиная с эпохи Среднего царства, особенно в эпоху Нового царства и Саисскую, египтяне давали своим покойникам возможно большее количество статуэток в виде мумий, изредка в виде живых людей, для исполнения за них на том свете полевых и ирригационных работ в царстве Осириса на отведенном для них уделе. Соответственно этому, статуэтки изображаются с земледельческими орудиями в позе Осириса, иногда с ведрами (самая большая фигурка собрания). Иногда эти статуэтки клались в маленькие гробики, но большею частью в расписные ящики, хорошо сохранившиеся и даже изящные; образцы и тех и других помещены здесь же. Особенное внимание по сохранности и тщательности рисунка привлекают находящееся на верхней полке; на них изображены покойные пред Осирисом, покойный, сидящий с женою, мумия, окропляемая священной водою.

В средней части средней полки витрины поставлены "ушебти" царей Сети I, Пайдоджема, Априса, Нектанеба II. Надпись, находящаяся на передней (изредка на задней) стороне большей части статуэток - 6-я глава "Книги Мертвых", имеющая магическое значение и заставляющая ушебти отвечать: "я здесь!", когда представляемый ими покойник будет позван на работы.

Кроме ушебти и ящиков для них, в витринах находятся еще деревянные статуи Осириса в виде мумии. Они относятся большею частью уже к более позднему времени; некоторые из них, полые внутри, заключали в себе заупокойный папирус в виде свитка, который в других случаях помещался и у ног статуэтки, в выемке пьедестала, причем крышкой служили фигурки кобчика, образцы которых помещены на среднюю полку витрины и на ящиках в правом углу нижней; эти же фигурки ставились на столбики саркофагов и на ящики для ушебти. Деревянный фигурки человекоголовых птиц на второй полке - изображения души покойника. Иногда душа изображалась с распростертыми крыльями на груди ущебти.

К концу Нового царства относятся своеобразные разноцветные фаянсовые украшения в виде розеток, изразцов, фигур, предназначенных для инкрустаций, происходящих гл. обр. из храма Рамсеса III (нач. XII в.) в Телль-эль-Иехудийе близ Илиополя, где они украшали стены и колонны (витрины 8 и 22й).

Из памятников письменности Нового царства, выставленных в зале, укажем на прекрасный иллюстрированный экземпляр "Книги Мертвых", на список "Книги о том, что на том свете", повествующей о путешествии Ра по загробным областям (помещены под заупокойными жертвенниками, где также повешена иллюстрация к Книге Мертвых, представляющая загробный суд); на трактат о путешествии египтянина Унуамона в Финикию для закупки леса по поручению фиванского духовенства. Кроме папируса, египтяне писали на черепках сосудов и на осколках известняка (так наз. ostraca). Собрание этих продуктов письма находится в нижних частях витрин 8 и 6. В первой из них сосредоточены ostraca с иератическими рукописями и рисунками, относящимися к Новому царству; во втором - демотические рукописи поздних эпох, а также найденная в Великом Оазе часть иллюстраций к "Книге о том, что в ином мире", помещенная на черепке сосуда. Среди ostraca Нового царства обращают на себя внимание: часть известного гимна Нилу, счета, письма, рисунок обезьяны с вожатым, раскрашенный рисунок Осириса и т. п..

Из гипсовых слепков к эпохе Нового царства относятся: голова колоссальной статуи какого-то царя (угол слепков, над угловым щитом), одной из цариц XIX дин., и сфинкс Тутмоса III из римской коллекции Баракко (против выхода у колонны).
  


Стр. 7 из 14 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz