конце III
и в начале II-го тысячелетий до Р. X.
Египет, после эпохи распадения и смут,
последовавших за VI дин.,
переживал блестящее время
внутреннего культурного развития и внешнего
могущества, эпоху так наз. Среднего
царства, когда столицей были Фивы,
главным богом - Амон. Центральным
периодом этой эпохи было время XII дин.,
уничтожившей феодальную
раздробленность и распространившей
египетское владычество в Нубию.
Литература и искусство этого
времени достигали большого развития.
Особенно высоко стояли статуи; лучине
образцы их отличаются глубоким
душевным выражением и исполнены
серьезности. Из памятников,
находящихся в Музее, особенно важен
портретный бюст царя XII дин.
Аменемхета III, создателя Лабиринта
и т. наз. Меридова озера (№ 4151),
деревянные и каменные статуэтки
стоящих и идущих чиновников, писцов,
слуг и т. п. (витрина 10,
первая налево от входа), борцов (№ 2743,
в витрине 1), две модели судов,
предназначенных для покойников в их
загробных странствиях, глиняная
модель житницы и двора, два ящика
для внутренностей вельможи Сенебни,
современника царя Суахнира,
принадлежащего к темной эпохе XIII дин.
(№ 4004-5, витрина 5). По стилю и технике
к этой же эпохе относится
прекрасная статуэтка чиновника (№ 3571)
(Эта статуэтка описана в 1-м выпуске
издания "Памятники Музея Изящных
Искусств имени Императора Александра III
в Москве" (табл. V).
Надписи этого времени
укреплены на щите Г. Стелы в виде
подобия двери встречаются теперь
редко, напр., № 4042, некоего
Себекхотепа; обыкновенно они имеют
вид плит, закругленных в верхней
части или прямоугольных; на них,
кроме надписей, часто находятся
изображения покойника за жертвенным
столом или пиром в кругу семьи.
Следует обратить внимание на прекрасную
большую стелу Хунена, с религиозным
текстом, относящимся к области
абидосских учений о загробном Mиpе
(№ 4071) (Эта плита описана В. С. Голенищевым
в первом выпуске того же издания
(табл. I), на обломок плиты дочери
мало известного царя XIII дин. Сохем-уах-хау-Ра,
с обращением к проходящим с просьбой
помянуть (№ 4156); на прекрасно
сохранившуюся плиту жреца-вельможи
Ино (№ 4159) и на раскрашенную
плиту некоего Ментухотепа (№ 4160).
Здесь же помещены образцы
папирусных рукописей времени конца
Среднего царства - длинные и узкие
листы из математического
руководства с геометрическими
задачами (на вычисление площадей) и чертежами,
а также заупокойный папирус.
Из гипсовых слепков
памятники Среднего царства
воспроизводят бюст Аменемхета III (оригинал
в Эрмитаже), большой танисский
сфинкс этого царя, узурпированный
Апопи, Рамсесом II и Пасебханом (средина
залы, против выхода; оригинал в Каире),
сидящую статую придворного
Аменемхета (под вторым окном; оригинал
в Британском Музее).
|