Памятники эпохи Среднего царства


В конце III и в начале II-го тысячелетий до Р. X. Египет, после эпохи распадения и смут, последовавших за VI дин., переживал блестящее время внутреннего культурного развития и внешнего могущества, эпоху так наз. Среднего царства, когда столицей были Фивы, главным богом - Амон. Центральным периодом этой эпохи было время XII дин., уничтожившей феодальную раздробленность и распространившей египетское владычество в Нубию. Литература и искусство этого времени достигали большого развития. Особенно высоко стояли статуи; лучине образцы их отличаются глубоким душевным выражением и исполнены серьезности. Из памятников, находящихся в Музее, особенно важен портретный бюст царя XII дин. Аменемхета  III, создателя Лабиринта и т. наз. Меридова озера (№ 4151), деревянные и каменные статуэтки стоящих и идущих чиновников, писцов, слуг и т. п. (витрина 10, первая налево от входа), борцов (№ 2743, в витрине 1), две модели судов, предназначенных для покойников в их загробных странствиях, глиняная модель житницы и двора, два ящика для внутренностей вельможи Сенебни, современника царя Суахнира, принадлежащего к темной эпохе XIII дин. (№ 4004-5, витрина 5). По стилю и технике к этой же эпохе относится прекрасная статуэтка чиновника (№ 3571) (Эта статуэтка описана в 1-м выпуске издания "Памятники Музея Изящных Искусств имени Императора Александра III в Москве" (табл. V).

Надписи этого времени укреплены на щите Г. Стелы в виде подобия двери встречаются теперь редко, напр., № 4042, некоего Себекхотепа; обыкновенно они имеют вид плит, закругленных в верхней части или прямоугольных; на них, кроме надписей, часто находятся изображения покойника за жертвенным столом или пиром в кругу семьи. Следует обратить внимание на прекрасную большую стелу Хунена, с религиозным текстом, относящимся к области абидосских учений о загробном Mиpе (№ 4071) (Эта плита описана В. С. Голенищевым в первом выпуске того же издания (табл. I), на обломок плиты дочери мало известного царя XIII дин. Сохем-уах-хау-Ра, с обращением к проходящим с просьбой помянуть (№ 4156); на прекрасно сохранившуюся плиту жреца-вельможи Ино (№ 4159) и на раскрашенную плиту некоего Ментухотепа (№ 4160). Здесь же помещены образцы папирусных рукописей времени конца Среднего царства - длинные и узкие листы из математического руководства с геометрическими задачами (на вычисление площадей) и чертежами, а также заупокойный папирус.

Из гипсовых слепков памятники Среднего царства воспроизводят бюст Аменемхета III (оригинал в Эрмитаже), большой танисский сфинкс этого царя, узурпированный Апопи, Рамсесом II и Пасебханом (средина залы, против выхода; оригинал в Каире), сидящую статую придворного Аменемхета (под вторым окном; оригинал в Британском Музее).
  


Стр. 6 из 14 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz