Хемиун задумал создать грандиозный ансамбль. Высокая пирамида, сложенная из каменных глыб и облицованная великолепными белыми плитами известняка, должна была доминировать над обширным пространством. Как сам Хеопс, владыка земли до границ ее, царит над подданными, так должна возвышаться его усыпальница над мастабами его придворных. И эти невысокие, по сравнению с пирамидой, ослепительно белые гробницы еще резче подчеркивали ее превосходство над всем, что ниже ее. По-новому была решена планировка внутренних помещений пирамиды. Вход помещался на северной стороне, на высоте четырнадцати метров от подножия. Сейчас он хорошо виден, но когда-то его скрывал большой треугольный камень, насаженный на шип и благодаря этому легко поворачивавшийся. Белая отполированная поверхность камня сливалась с полированными плитами наружной облицовки, что делало эту своеобразную "дверь" совершенно незаметной. И Геродот, посетивший Египет в V веке до н.э., и Страбон, путешествовавший по долине Нила в I веке н. э., видели еще вход закрытым. "На боку пирамиды, на небольшой высоте есть камень, который можно отодвинуть; если приподнять этот камень, открывается извилистый ход, ведущий к могиле", - писал Страбон в своей географии.

И действительно, от входа начинается узкая галерея, всего в один метр шириной. Она идет наклонно вниз до площадки, откуда начинаются два коридора. Один из них поднимается вверх внутрь пирамиды, другой, как бы являясь продолжением входа, спускается под пирамиду, на глубину тридцати метров. Там коридор делается горизонтальным и ведет в небольшую камеру, высеченную в скале. На противоположной стене от входа снова дверной проем, откуда опять начинается, или, точнее, продолжается коридор, упирающийся в тупик. Стены камеры отделаны грубо, как будто не закончены, пол не настлан. И невольно возникает вопрос, была ли когда-нибудь использована эта камера? Был ли в ней кто-нибудь погребен?

Но вернемся опять на площадку около входной галереи и проследим, куда ведет верхний коридор. Сначала он очень узок. Согнувшись почти вдвое, надо карабкаться на протяжении тридцати трех метров, и там снова площадка. От нее опять две галереи. Одна узкая, горизонтальная ведет снова в небольшую комнату, совершенно пустую. И здесь стены не облицованы, а потолок в виде шатра (две наклонные плоскости сходятся под углом) -не отделан. Может быть, и это склеп, который не был закончен?

С той же площадки, откуда ведет коридор в эту камеру, начинается и другая, самая знаменитая галерея хеопсовой пирамиды, одно из чудес строительного искусства. "Большая поднимающаяся галерея", как принято ее называть, тянется на пятьдесят метров в центр каменной громады. Ширина ее равна двум метрам, а высота - восьми с половиной. Сверху донизу стены облицованы мелкозернистым известняком Мокатама. Плиты отшлифованы и отполированы до такой степени, что они кажутся мрамором. Когда в них отражается дрожащий свет факелов (так было при посещении пирамиды в XIX веке) или электрических фонарей, начинает казаться, что попал в обстановку какой-то волшебной сказки. Это впечатление усиливается необычным видом потолка. Он сложен из пластов, расположенных уступами, и потому кажется сводом. Пол настолько гладкий, что на нем скользко, как на лучшем паркете. Подниматься можно, только ступая по углублениям, специально сделанным по бокам.

В числе участников экспедиции Наполеона в Египет находился Жомар-художник. Он так описывал свои впечатления о "Большой галерее": "Получается иллюзия, стены кажутся вогнутыми, несмотря на то, что поверхность каждого слоя вертикальна, они производят впечатление очень заостренного свода. Блеск и обработка каждого камня такая, что многие, также как и я, приняли их за гранит или мрамор. Места соединения пластов почти незаметны, туда не проникло бы и лезвие ножа. Все это сооружение изумительно по своей законченности; но не менее изумительна и прочность работы: несмотря на огромную массу, лежащую на ложном своде, все сохранилось без малейших повреждений".


Разрез пирамиды Хуфу

Большая галерея ведет в просторную комнату, но попасть в" нее не так просто. Сначала надо преодолеть порог, высотой в 90 см, пройти, сильно согнувшись, опять по узкому коридору в небольшое помещение, высотой в три метра. Здесь находились каменные "двери": четыре огромных глыбы, опущенные сверху, должны были наглухо закрыть вход в погребальную камеру. Но три из них бесследно исчезли, а четвертая никогда не была спущена до конца. Под нависшей тяжестью, не без страха, почти ползком, надо пробираться в третью комнату, которая была или должна была быть погребальной камерой Хеопса.

И вот, наконец, последнее помещение внутри пирамиды, на высоте сорока метров от земли. Стены, высотой в шесть метров, облицованы гранитными плитами. Отполированные до зеркального блеска, они поражают чистотой и точностью отделки, совершенством работы. И опять вспоминаются впечатления Жомара: "Зал остался нетронутым во всех своих частях, шлифовка его стен вполне совершенна. С трудом можно найти места соединении плит - их шесть, и все они одинаковой высоты: потолок состоит из цельных плит гранита, каждая длиной более шести метров. Здесь, как и в галереях и во всех проходах, ни следа трещин или оседании, ничто не сместилось с самого начала, так совершенны горизонтальные и вертикальные линии". И это тем более удивительно, что над этим покоем возвышается каменная масса, высотой более ста метров!

Хемиун предусмотрел сильное давление: над камерой было сделано пять небольших комнат, совершенно пустых и помещенных одна над другой. Потолок верхней был сделан сводом. Благодаря этому сила тяжести пирамиды рассеивалась и не давила полностью на потолок погребального покоя. Поражает еще один технический прием, примененный в этом здании. Из комнаты наружу, через толщу пирамиды, выходят две очень узкие галереи, почти трубы, - вероятнее всего, они служили для вентиляции помещения, где стоял саркофаг Хеопса.

Саркофаг, из того же гранита, что и облицовка стен, и сейчас стоит на своем месте. Но он пуст, и даже крышка его унесена. Кем и когда? Мы не знаем этого, также, как неизвестно, куда делась мумия фараона и где сокровища, которые клали в гробницу египетского царя.

Во время посещения Египта Геродотом и затем Страбоном вход в пирамиду был замаскирован. В IX веке н.э. халиф Мамун, сын знаменитого Харун-ар-Рашида, захотел проникнуть в пирамиду за сокровищами, которые он предполагал там найти. Однако и тогда еще вход настолько хорошо был скрыт облицовкой известняковых плит, что его не нашли. Халиф приказал пробить стену пирамиды, его люди проникли в обе верхние комнаты через тоннель, но ничего не нашли, кроме пустого саркофага. Можно, конечно, предполагать, что гробница ограблена в глубокой древности, и так скорее всего оно и было. Но нельзя не учитывать, что в пирамиде Хеопса нет никаких следов ограбления, столь обычных в других гробницах.

Грабители никогда не уносили предметы, не имеющие ценности, а здесь унесена гранитная крышка саркофага. Зачем было тащить огромный груз через высокий порог и узкий проход, Который, к тому же, круто поднимается к входу?

Если здесь был похоронен Хеопс и вместе с ним уложены бессчетные сокровища, то что помешало опустить каменную глыбу у входа в погребальную камеру? Ведь это была главная защита гробницы от грабителей могил.

Непонятно, куда могли деться еще три каменные заслонки, которых не оказалось на своих местах? Их-то, во всяком случае, не могли унести грабители. Немало других загадок несет в себе пирамида, до конца не ясно, для чего были сделаны подземная камера и средняя, названная "комнатой царицы". Большинство египтологов считают, что по желанию фараона дважды менялся план постройки. Большинство, но не все.

Впрочем, что касается подземной камеры, то здесь сходятся все мнения. Настолько не закончена ее отделка, что, несомненно, ее не стали доделывать, так как решили перенести погребальный покой в центр пирамиды. Именно в этом заключалось новшество Хемиуна, так как его предшественники все помещения делали в скале под зданием. По той же причине осталась незаконченной и галерея, ведущая из подземной комнаты в тупик. Ведь если бы план строительства не был изменен, то из галереи был бы выход наружу.


Пирамида

"Комната царицы" явно не предназначалась ни для матери, ни для какой-либо из жен фараона. Цариц никогда не хоронили в усыпальнице "владыки вселенной". Конечно, легче всего сказать, что план строительства переменили второй раз, и на этом успокоиться. Возможно, однако, что вторая усыпальница в пирамиде Хеопса является кенотафом, который не вполне закончен, так как царь не успел отпраздновать свой "хебсед".

Но если верить греческому путешественнику Геродоту, то Хеопс строил пирамиду тридцать лет. значит, он дожил до "хебседа", а может быть, праздновал его дважды.


Ложе и кресло Хетепхерес

Стало быть, у него могло быть два кенотафа.

Если это так, то был ли вообще кто-либо похоронен в самой великолепной из египетских пирамид? А может быть, когда-нибудь найдут и вторую гробницу, если предположить, что в пирамиде был кенотаф. Будущие раскопки дадут ответ и на этот вопрос.

В 1925 году неподалеку от пирамиды Хеопса обнаружена под большим камнем шахта, заваленная мусором. После очистки у входа в помещение были хорошо видны печати управления заупокойным культом царя Хеопса. В погребальной камере нашли деревянные обитые золотом кресла, ларцы с украшениями из золота и дорогих камней, обветшалые от времени ткани, носилки из позолоченного дерева, великолепное ложе, ящик с остатками балдахина, инструменты, глиняные и каменные сосуды и даже куски литого золота. На носилках, на ножках ложа и на одном из ящиков сохранилось имя Хетепхерес, жены Снофру и матери Хеопса.

На дне шахты под носилками стоял великолепный сверкающий белизной алебастровый саркофаг. Он был пуст и абсолютно чист, никогда в нем не лежала мумия царицы.

Археолог Рейснер так объяснял этот факт. После погребения царицы Хетепхерес ее гробница была ограблена, и мумия была унесена. Царю донесли об ограблении, но побоялись сказать об исчезновении мумии его матери. И тогда по приказу царя сделали вторую гробницу в подземном тайнике закрытой шахты и поставили пустой запечатанный саркофаг. История весьма романтическая и увлекательная, но... соответствует ли она тому, что произошло в действительности?

Во-первых, непонятно, почему воры, украв мумию, не забрали золото, которого было так много в погребении. Во-вторых, неясно, куда делся старый саркофаг, трудно предположить, что грабители утащили тяжелый каменный гроб вместе с мумией царицы. И, наконец, неужели Хеопс не присутствовал на вторичном погребении своей матери?

Скорее всего, эта гробница Хетепхерес является кенотафом, и пустой саркофаг служил для ложного погребения. Подобный же пустой саркофаг, совершенно чистый и неиспользованный, был найден в недостроенной пирамиде Сехемхета. И, как думает открывший его археолог Гонейм, он был предназначен для кенотафа. Но Сехемхет был фараоном и мог рассчитывать на "хебсед", а Хетепхерес была женщиной и "хебседов" не справляла.

Будем ожидать, что новые материалы раскопок и дальнейшие исследования египтологов прольют свет на очень интересный, но все еще загадочный вопрос о ложных гробницах египетских царей.


Стр. 2 из 8
 

Hosted by uCoz