...вот почти
миллионпятисоттысячный раз как
пирамиды видят восходящее
солнце... То же безоблачное небо,
те же пустыни, тот же Нил, с того
времени, как они поставлены на
вечную стражу Египта: но сколько
царств и народов сменилось перед
ними...
А. С. норов
|
а
рубеже IV и III тысячелетий до нашей эры
царь Южного Египта Мена подчинил
своей власти весь север - дельту Нила и
стал называться "царем Верхнего и
Нижнего Египта". Он был первым царем
первой династии правителей одного из
первых государств в мире. С тех пор
всех царей Древнего Египта от III
тысячелетия до н.э. до середины I
тысячелетия до н.э. делят на династии -
их было всего тридцать. О царях первой
и второй династий долгое время было
очень мало сведений. Известны были
лишь списки этих царей, да и то далеко
не полные и не точные. Гробницы
фараонов первых двух династий были
открыты между 1897 и 1902 годами. Они
находились около селения Абидос. В
древности неподалеку был расположен
Тинис, откуда были родом первые цари
Египта. По имени города эти две
династии называют "Тинисскими".
Наземные части этих гробниц не
сохранились, но в подземных
помещениях были найдены плиты с
именами фараонов, множество различных
вещей. Когда результаты раскопок были
опубликованы, появился целый ряд
исследований об этих гробницах. Все
казалось ясным - найдено кладбище
самых древних фараонов, и хотя оно
разграблено, никаких сомнений не
возникало.
Первая четверть XX века была временем
грандиозных открытий в долине Нила.
Раскопаны целые города и кладбища,
найдена нетронутая грабителями
знаменитая гробница Тутанхамона с ее
сокровищами, и о скромных абидосских
погребениях фактически позабыли.
В тридцатых годах XX века начались
раскопки в районе древней столицы
Египта - Мемфиса. И на западном берегу
Нила у селения Саккары были
обнаружены гробницы, надписи которых,
к удивлению ученых. гласили, что в них
похоронены те же фараоны, что и в
Абидосе. Что это? Где же были в
действительности похоронены фараоны?
И для чего одному человеку нужно
несколько гробниц, даже если он царь?
Вот тут и появились различные теории,
предположения, догадки. Одни ученые
считали, что настоящие гробницы в
Абидосе, другие думали - в Саккаре.
Некоторые египтологи на основании
тщательного изучения характера и
инвентаря саккарскнх погребений
пришли к выводу, что они настоящие, а в
Абидосе - ложные.
И тогда вспомнили, что еще в 1913 году,
за двадцать лет до открытия гробниц в
Саккаре, русский академик Борис
Александрович Тураев писал в своей
"Истории древнего Востока": "Вероятно,
абидосская гробница была кенотафом..."
Слово кенотаф обозначает ложную
гробницу.
Но тут снова возникает другая
загадка - а для чего нужен был кенотаф?
И опять начинаются споры, снова
выдвигаются различные теории и
гипотезы.
Одни объясняли появление кенотафов
тем, что фараон строил для себя одну
гробницу, как для царя Верхнего Египта,
а вторую, как для царя Нижнего Египта.
Но выяснилось, что у некоторых
фараонов было не две, а три гробницы. А
третьего Египта, как известно, не было!
Советские ученые предполагают, что
ложная гробница была нужна для
фиктивного погребения царя после его
ритуального "убийства", во время
праздника "хебсед".
Корни этого праздника уходят в
глубокую древность, в те далекие
времена, когда в долине Нила жили еще
первобытные племена. И в тот период у
египетских племен, так же, как у многих
других первобытных народов,
существовал обычай - убивать своего
вождя, когда он становился старым и
дряхлым. Жизнь всего племени была
тесно связана с судьбой вождя, с его
здоровьем и силой. От него ведь
зависела удачная охота, добыча
продовольствия, победа над врагами.
Дряхлый и слабый вождь угрожал
благополучию племени. Его убивали и
вместо него выбирали нового, молодого
и сильного. Убийство вождя
сопровождалось торжественными
обрядами.
Такое представление о связи вождя и
судьбы племени было перенесено и на
царя. В Египте верили, что от силы и
здоровья фараона зависело
благополучие всего народа, всего
государства. Поэтому после имени царя
было принято непременно произносить
или писать фразу: "да будет он (то
есть фараон) жив, здоров, и
благополучен" - по-египетски это
звучит: "анх, уджа, сенеб".
Впоследствии настоящее убийство
заменили обрядом, которым только
инсценировали убийство. Через
тридцать лет после вступления фараона
на престол он становился уже старым, и
празднование "хебседа" с
магическими обрядами должно было
служить как бы обновлению его
жизненной силы. Первый раз "хебсед"
справляли в день тридцатилетия
вступления фараона на престол. После
этого "хебсед" повторялся через
каждые три года.
Какие при этом совершались обряды -
точно неизвестно, но один из них
несомненен: фараон во время "хебседа"
совершал бег по двору, имеющему форму
полукруга.
После инсценировки убийства
совершался обряд, смысл которого
заключался в новом рождении фараона.
"Рождение твое - в повторении "хебседов",
- говорится в одном тексте. "По мере
того, как ты будешь стареть, да даст он
(то есть бог) тебе миллион "хебседов",
- написано в другом. Новые "хебседы"
нужны были для нового "возрождения".
Если в год "хебседа" был хороший
урожай, то считалось, что это
доказывало большую жизненную силу,
полученную фараоном благодаря обряду.
Фараон в
хебседном одеянии
|
Когда в незапамятные времена
действительно убивали старого вождя,
его хоронили в настоящей могиле. Обряд
же, инсценирующий умерщвление фараона,
производили над статуей, закутанной в
погребальные пелены. Эту статую также
хоронили.
Для мумий ложно убитых царей и нужны
были ложные усыпальницы. Их могло быть
несколько, если фараон правил долго и
несколько раз праздновал свой юбилей.
Бывало, что кенотаф не доделывали,
если царь умирал раньше тридцатилетия
своего правления.
Египтяне верили, что человек после
смерти продолжает жить в загробном
мире. Поэтому они старались заранее
обеспечить себя вечным жилищем -
обширной и вместительной гробницей.
Покойника снабжали утварью, оружием,
украшениями, пищей- одним словом, всем
тем, чем пользовался живой человек и
что могло ему понадобиться затем в
царстве мертвых.
Гробница была плоским сооружением
со скошенными стенами, напоминающим
по форме скамью. По-арабски скамья -
"мастаба", отсюда и происходит
название таких гробниц. Наземная
часть мастабы строилась из кирпича-сырца,
иногда облицовывалась каменными
плитами, позже ее стали складывать из
камня. Главной частью гробницы было
помещение для гроба, кладовые же
находились глубоко под мастабой,
высеченные в скале.
Мастаба была гробницей и для знати,
поэтому фараон Джосер-основатель
могучей третьей династии - захотел
создать для себя нечто такое, что
выделило бы его, поставило и после
смерти над всеми его подданными, как
бы знатны они ни были.
Великий визирь Джосера Имхотеп
одновременно был и талантливым зодчим.
Слава его пережила тысячелетия.
Египтяне даже обожествили Имхотепа,
сделав его сыном бога мудрости - Пта.
По его-то плану и были поставлены одна
на другую шесть мастаб, уменьшающихся
кверху. Так получилась первая
ступенчатая пирамида - "Матерь
пирамид", от которой пошло
строительство пирамид в Древнем
Египте.
К этой пирамиде с юга примыкала
обыкновенная мастаба, а за ней
множество великолепных дворов и
помещений.
"И даже сегодня, после того как
поколения грабителей растащили
великолепную каменную облицовку,
стесав и разрушив острые грани
ступеней, величественная гробница
Джосера продолжает волновать душу. И
не только сама пирамида! Не менее
прекрасен чудесный ансамбль дворов и
зданий, который некогда ее окружал",
- пишет египтолог Гонейм.
Весь комплекс был обнесен
гигантской стеной с выступами и
нишами. Здания внутри ограды были
облицованы белыми плитами известняка.
Многие из них украшали вырезанные в
камне рельефы.
В том, что пирамида была настоящим
местом погребения Джосера, никто не
сомневается. Но каково назначение
других зданий этого ансамбля?
Например, для чего служила мастаба,
примыкающая к пирамиде с южной
стороны? Зачем нужен был большой
полукруглый двор? Быть может, ответ на
эти вопросы дают изображения на
рельефах?
Вот на рельефе царь в короне бежит по
полукруглому двору. Это ритуальный
бег во время "хебседа". Южный двор
пирамиды имеет такую же полукруглую
форму. Не был ли он предназначен для
этого обряда?
К полукруглому двору примыкал с
востока второй двор, где были
обнаружены статуи Джосера,
запеленутые, как мумии. Не хебседное
ли это одеяние фараона? В южной
мастабе погребальная камера так мала,
что в нее едва можно втиснуть тело
покойного даже без гроба, и поэтому
есть все основания предполагать, что
она была ложной гробницей - кенотафом.
Сам фараон был похоронен в пирамиде, а
мастаба служила для целей хебседа".
Итак, как будто все ясно, - у фараонов
первых двух династий гробницы и
кенотафы были в разных местах, у
Джосера - в одном ансамбле.
Но это только догадки.
При царях IV династии впервые
появилась пирамида с гладкими стенами
и вместе с ней пирамида-кенотаф.
Снофру, родоначальник IV династии,
имел три пирамиды, одну из них в Медуме
- ступенчатую, а две другие - в Дашуре (и
Дашур и Медум находятся вблизи от
Мемфиса). Предполагают, что две
пирамиды были кенотафами, а третья -северная
дашурская - настоящим погребением.
Но это еще нельзя считать доказанным.
Как бы то ни было, гробницей фараона
была одна пирамида. В двух Других,
также потребовавших многих лет труда,
никто никогда похоронен не был. Это
говорит о том, что пирамида в Египте
могла быть и ложной гробницей.
Из всех египетских пирамид наиболее
сильное впечатление производит самая
высокая и грандиозная, так называемая
"Большая пирамида" фараона
Хеопса около Гизы. Высота ее достигает
146,6 метров, в Древности она была
немного выше, а теперь ее верхушка
раскрошилась и выветрилась. На ее
постройку пошло 2300 тысяч каменных
глыб, каждая весит не менее двух с
половиной тонн. А есть и такие блоки,
вес которых достигает тридцати тонн.
Длина каждой стороны у основания
равна 233 метрам, таким образом, она
занимает площадь размером более пяти
гектар. Около пирамиды на востоке и на
западе расположены каменные гробницы-мастабы,
принадлежавшие египетской знати:
придворным, чиновникам, жрецам. Тут же
.рядом находятся небольшие пирамиды
жен и детей Хеопса.
Весь этот ансамбль представляет
собой огромный город мертвых (некрополь).
Пирамида Хеопса окружена
усыпальницами его родных, знати и
приближенных, как будто со смертью
царя и его вельмож жизнь не кончалась,
а продолжалась, только уже в другом,
загробном мире.
"Матерь пирамид"
|
Когда фараон Хеопс вступил на
престол, он сразу же повелел строить
для себя усыпальницу - "дом вечности".
Геродот писал в своей истории, что
десять лет прокладывали дорогу для
доставки блоков из каменоломен и
двадцать лет строили саму пирамиду. И
многие ученые, которые исследовали
эту гробницу, подтверждают
правильность сведений Геродота.
Вполне возможно, что греческий
историк указывает вероятное
количество рабочих, занятых на
строительстве. Он говорил, что
одновременно работало около ста тысяч
рабов и крестьян. До нас не дошли имена
этих подневольных тружеников, которые
гибли от нечеловечески тяжелых
условий и от непосильного труда.
Но имя зодчего, создавшего план
этого грандиозного сооружения, хорошо
известно. Построил пирамиду Хеопса-Хемиун.
Он был визирем, верховным судьей,
жрецом и начальником всех царских
работ. Кроме того, он был племянником
самого фараона - сыном зодчего
Нефермаата, родного брата Хеопса.
|