Иероглифы
|
есколько
сот лет до Рождества Христова Египет
посещали путешественники-греки и с
изумлением осматривали его храмы и
памятники, когда слава египетской
земли уже клонилась к закату. Они
обратили особенное внимание на
письмена, которыми испещрены все эти
памятники, и дали им название,
оставшееся за ними навсегда: иероглифы,
т.е. "священные знаки, резанные в
камне" (иерос - "священный"; глифо
- "резать, гравировать"), - потому
что они думали, будто это письмо
употреблялось только для священных
текстов и было известно одним жрецам.
Они ошибались. Эти письмена
действительно можно было встретить на
всех священных памятниках, - храмах и
гробницах, - но они служили и для
светских целей, и каждый, кто хотел,
мог научиться читать и писать их.
Впрочем, в Египте, как и везде,
образование очень долгое время
получали одни жрецы. Вот почему везде
делами сначала управляли Жрецы. И
когда цари со своими родовитыми
воинами сами сделались правителями
народа, его защитниками и вождями, они
все же должны были делить свою власть
с умными и учеными жрецами. Так всегда
было на свете; людьми всегда управляли
знание и физическая мощь, - мозг и
мышцы, дух и плоть. Но в наше время
образование доступно уже не одному
какому-нибудь сословию, и потому
никаким народом уже не может
управлять исключительно один класс
людей.
|
Идеогра-
фическое
(образное)
письмо
|
Известно, что
люди умели рисовать несравненно
раньше, чем научились писать.
Художникам пещер у реки Везера,
доставляло удовольствие рисовать то,
что они видели каждый день, и они
оставили превосходные изображения
мамонта, медведя, оленя и пр.; но они уж
конечно не имели ни надобности, ни
желания сообщать свои мысли или
закреплять свои воспоминания иными
способами, чем простою речью; да и то
еще неизвестно, много ли у них было
слов в те времена! Когда же люди в
своем развитии дошли до потребности
писать, то не проще ли всего было
нарисовать то, о чем они хотели
передать что-нибудь другим? Если же
речь шла не о видимом предмете, а о чем-нибудь
невидимом, отвлеченном, - о качестве,
действии, состоянии душевном или
телесном, - надо было нарисовать что-нибудь,
что имело бы связь с этим понятием.
Таким образом, круг мог означать и
самое солнце, и солнечный свет, и день,
и расстояние, какое можно пройти в
один день; дитя могло означать не
только настоящее дитя, но детский
возраст, детскую невинность и т.д.
Этого рода образное письмо, которое до
сих пор в употреблении у американских
индейцев и многих так называемых
дикарей, было первое, до которого
додумалось человечество вообще.
Ученые называют его идеографическим
(графо, по-гречески, "писать"),
а каждый отдельный знак - идеограммой.
Всякий легко поймет, что с таким
письмом далеко не уйдешь.
Египетские иероглифы, на первый
взгляд, как будто принадлежать именно
к этому разряду, так как каждый знак
изображает какой-нибудь предмет. Так
все и думали еще сто лет назад. Древние
греки так думали, и знаменитый
писатель их, Плутарх (автор книги о
мифе об Изиде и Озирисе), приводит, в
виде образца, надпись над входом в
один египетский храм. Надпись, по его
словам, состояла из пяти знаков:
дитя, старец, кобчик,
рыба, гиппопотам; |
|
смысл ее он передает так: - "О вы, иже молоды,
и вы иже стары, Бог ненавидит
беззаконие". Все эти знаки часто
встречаются среди египетских
иероглифов, и, если смотреть на них,
как на идеограммы, дают именно такой смысл:
дитя и старец - понятны; кобчик,
изображающий Гора, бога Солнце, часто
означает просто "Бога"; рыба
произносилась боту, а в египетском
языке есть слово, которое
произносилось точно так и значило:
"ненавидеть"; гиппопотам
означает зло, потому что Сет, в своей борьбе
против Гора, после смерти убитого им
брата Озириса, однажды превратился в
это животное.
|
Фонети-
ческое
(звуковое)
письмо
|
Тут в глаза
бросается одно обстоятельство, а
именно: из этих пяти знаков четыре -
идеограммы; пятый, - рыба, - нет. Рыба
сама по себе; не представляет понятия
ненависти, как гиппопотам
представляет понятие зла и кобчик -
божественности. Она, в этом случае,
изображает не понятие, а звук;
говоря ученым языком, это не
идеограмма, а фонетический знак (фонэ
- по-гречески, "голос, звук").
Всякий сразу увидит, что помощью
таких фонетических знаков можно
изобразить, что угодно, посредством
рисунков. Ведь на этом основана всем
известная забавная игра - ребусы:
загадки, в которых как можно больше
слов изображаются предметами,
названия которых входят в состав слов,
образующих загадку (Rebus - латинское
слово: "вещи, предметы", в
творительном падеже: "вещами", т.е.
"загадка, слова которой
изображаются вещами").
|
Силлабическое
(слоговое) и
алфавитное
письмо
|
Но и эта система
еще очень неуклюжа. Если на каждое
слово или даже на слог приходится
по отдельному знаку, то сколько же
всего нужно будет знаков? У
китайцев до сих пор такое письмо (силлабическое
или слоговое), и знаков 40000 слишком!
Всех совершеннее письмо,
употребляющее такие фонетические
знаки, которые изображают не слоги, а
все отдельные звуки, какие могут
производить органы речи: язык, гортань,
небо, зубы. Такие знаки - буквы, а
такое письмо - алфавитное. Мы,
современные западные народы, другого
не знаем. |