Прекрасное египетское ее название - "Книга вступления в свет", показывает, что для египтян смерть была преддверием лучшей жизни.


Бог Анубис - расправляет мумию
У него голова шакала, вероятно, потому, что шакалы бродят по кладбищам. На таких одрах только выкладывались тела умерших. Четыре сосуда на низком столике содержат мозг, сердце, легкие, печень и кишки, сохраняемые отдельно. Их называли "канопскими сосудами"
  


Суд над душой (Из "Книги мертвых")
Озирис на престоле; перед ним жертвенник с приношениями:
выше - 42 заседателя суда, в один ряд. Душа, трепещущая, стоит на другом конце залы; перед нею - Божественное Правосудие (в страусовом пере). Анубис с помощниками взвешивает сердце усопшего, поместив на другую чашу весов фигурку правосудия. Тот готовится записать приговор. Злое чудовище, зверь, называемый "Пожирательницей, готов исполнить его, если приговор будет смертный"
  

"Книга мертвых" содержит молитвы и воззвания, которые душа должна читать и произносить на разных станциях своего пути; описание стран, через которые она странствует; чудовищ, подстерегающих ее, ожидающих ее опасностей и западней; сражений, из которых она должна выйти победительницей; наконец палаты суда, где она предстает перед Озирисом и сорока двумя заседателями, - вроде божественного суда присяжных, - и выслушивает окончательный над собою приговор. Книга обильно иллюстрирована.

Интереснее всех, конечно, сцена суда. Душе дозволяется говорить в свою защиту. Она приносит исповедь, так сказать, отрицательную; т.е. не кается, а оправдывается: исчисляет не те прегрешения, в которых она виновна, а те, в которых она не признает себя виновной: - "Я не крал. - Я не убивал. - Я не лгал. - Я никого обманом не обирал. - Я не обижал вдовицы. - Я не задавал рабам моим непосильной работы..." и пр. и пр. Прегрешений сорок два, - по одному на каждого заседателя, Затем душа приводит свои добрые дела. Сердце умершего кладется на одну чашу весов, божественное правосудие, - (страусовое перо), - на другую. Если оттянет чаша с сердцем, всем испытаниям конец, и оправданная душа вступает в сияние Озириса. Если, напротив того, сердце окажется веса недостаточного, произносится приговор: разные муки и разные сроки, а в худшем случае - окончательная смерть, полное уничтожение (Греки не поняли, что суд над умершим - загробный, а перенесли его на землю, и, со слов их, до весьма недавнего времени держалось ошибочное мнение, будто у египтян судили мертвых прежде, чем над ними совершались погребальные обряды, и недостойных бросали в яму, не бальзамировав и даже без молитв).

Полный экземпляр "Книги мертвых" стоил очень дорого; такая роскошь была по карману лишь самым богатым. Другим, даже зажиточным, приходилось довольствоваться частями книги, отдельными главами, а кто победнее, тем давали всего две - три молитвы, да и мумии бывали весьма различными, смотря по состоянию. А совсем бедных только держали в рассоле семьдесят дней, потом завертывали в грубый холст и просто зарывали в сухой горячий песок.


Стр. 19 из 30 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz