Сам труп, признанный
столь единодушно останками Амен-хотпа
IV, в одном отношении возбуждал
непрестанно недоумение. Было хорошо
известно, что царь-солнцепоклонник
царствовал около семнадцати лет. Если,
согласно врачебному обследованию,
покойному было никак не больше
двадцати восьми лет, то Амен-хотп IV
должен был воцариться еще совсем
мальчиком - самое большее двенадцати
лет. К нововведениям он приступил
вскоре после воцарения. Так неужели же
во главе переворота такой глубины и
такого размаха мог стоять мальчик?
Пытались найти что-нибудь похожее в
летописях человечества. Г. Меллеру
удалось указать довольно близкий
пример в самом Египте. Арабский халиф
аль-Хаким ибн Азиз (996-1021), тоже
вводивший новые верования, начал
преобразования в возрасте
шестнадцати лет. Однако шестнадцать
лет все-таки не двенадцать...
В 1921 году немецкий ученый К. Зэте
напечатал в Органе геттингенского
Общества наук опровержение тождества
мертвеца с Амен-хотпом IV. Доводы К.
Зэте допускали возможность
возражения. Природа фараоновского
празднества "тридцатилетия",
которое Амен-хотп IV справлял еще в
начале царствования, далеко не
настолько ясна, чтобы можно было
утвсрждать, что царь-солнцепоклонник
при своем воцарении никак не мог быть
мальчиком. Слабое доказательство
представляли и две золотые пластинки,
найденные .вместе с трупом и
надписанные обозначениями солнца,
употребительными лишь в средние годы
царствования Амен-хотпа IV, а никак не в
конце. Пластинки были не более как
частичками каких-то украшений, во
гробе не находившихся, и как они обе
попали в гроб, оставалось вообще
непонятным.
Тем не менее имя К. Зэте было слишком
громким, чтобы к его мнению не
прислушались. В 1924 году в ответ на
статью К. Зэте Дж. Э. Смит и В. Р. Доусон
в своей книге об египетских мумиях
пересмотрели заново заключение о
возрасте умершего. При этом они, пусть
не без колебаний, но с новой силой
повторили сделанную Дж. Э. Смитом еще в
1910 году существенную оговорку.
Памятниками засвидетельствовано
странное телосложение Амен-хотпа IV.
Оно могло быть вызвано редким недугом.
Последствием болезни могла быть
задержка в сращении костей, так что
состояние костяка, наблюдающееся
обычно в двадцатипятилетнем возрасте,
могло удержаться у царя даже лет на
десять дольше. К сожалению, подобными
гадательными предположениями нельзя
было рассеять закравшиеся сомнения, и
прежняя убежденность в тождестве
мертвеца с Амен-хотпом IV сменилась
неуверенностью.
Тем временем, в 1922 году X. Картер и
лорд Карнарвон открыли знаменитую
гробницу фараона Тут-анх-амуна. Это
открытие внесло свой, пускай не
решающий, но все же ценный вклад в дело
распутывания странных загадок,
заданных тайником Т. М. Дэвиса. Так,
после находки в гробнице Тут-анх-амуна
его погребальных сосудов
окончательно отпала возможность
приписывать ему те четыре безымянных,
что были открыты Т. М. Дэвисом.
Сличение черепа Тут-анх-амуна с
черепом загадочного мертвеца
обнаружило поразительное сходство
размеров. Это было тем примечательнее,
что оба черепа отличались необычными
строением и шириной. Таким образом,
оказалась еще раз подтвержденной
принадлежность останков из тайника Т.
М. Дэвиса члену царствующего дома.
Однако отождествлять загадочного
мертвеца с Амен-хотпом IV стало вскоре
совершенно невозможным. Находка
некоторых недостававших лицевых
костей и новый пересмотр вопроса как
будто окончательно устранили мысль о
поражении черепа водянкой и возможном
влиянии ее на сращение костей.
Изучение останков привело Д. Э. Дерри в
1931 году к выводу, что костяк
принадлежал молодому человеку,
скончавшемуся, по всей вероятности, в
возрасте не старше 24-х или 23-х лет.
Тождество двадцатичетырехлетнего
юноши с Амен-хотпом IV, приступившим к
нововведениям уже в начале своего
более, чем шестнадцатилетнего
царствования, было, разумеется,
исключено.
Новое направление прениям о золотом
гробе и находившемся в нем костяке
было дано в том же 1931 году каирским
ученым Р. Энгельбахом. Случилось так,
что королевское правительство Египта
вознамерилось перенести прах
фараонов, почивавших в Каирском музее,
в особую государственную усыпальницу.
В конечном итоге намерение не было
осуществлено, но в свое время оно
побудило каирских ученых срочно
решить, кто же в конце концов
загадочный мертвец, подлежит ли он как
фараон перенесению или должен быть,
если он не таковой, оставлен в музее.
Ответ и попытался дать Р. Энгельбах в
статье, обнародованной в "Анналах"
Службы древностей Египта за 1931 год. Р.
Энгельбах полностью подтвердил и
наглядно доказал, что обнаруженная Ж.
Даресси переделка гробовых надписей -
не праздный домысел, а сущая правда.
Однако толкование, данное Р.
Энгельбахом этим изменениям,
отличалось от предложенного
предшественником. Предположение Ж.
Даресси о первоначальной
принадлежности гроба царице Тэйе Р.
Энгельбах отклонил, в частности по той
веской причине, что ободок со
вписанным именем царицы, будь ею Тэйе
или супруга Амен-хотпа IV Нефр-эт,
пришелся бы в надписи на крышке гроба
на резкий перегиб поверхности,
оказался бы переломленным пополам.
Предложенное Р. Энгельбахом
восстановление первоначального
состава надписей зиждилось на
допущении, что гроб был изготовлен для
зятя и преемника Амен-хотпа IV Семнех-ке-рэ
в бытность его еще частным лицом, а
впоследствии был переделан в
фараоновский в связи с переменою в
положении владельца. По Р. Энгельбаху,
титла умершего с измененными началом
и концом и исконными царскими
обозначениями посередине были сперва
составлены по образцу "любимец
такого-то царя такой-то", а затем
переделаны из вельможеских в
фараоновские: "любимец" заменено
дополнительными царскими
обозначениями, фараоновское имя Амен-хотпа
IV в исконной средней части титла -
соответствующим именем преемника, а
прежнее имя последнего - его же (личным)
именем, обведенным ободком как
царское: такой-то и такой-то царь
Семнех-ке-рэ. Исключение составляли бы
надписи на крышке, где предполагаемое
имя вельможи было заменено случайными
словосочетаниями. По мнению Р.
Энгельбаха, в молитве на подошвах
гроба местоимение первого лица
единственного числа было передано
первоначально обыкновенным знаком
сидящего мужчины, который затем для царя
Семнех-ке-рэ как лица божественного
был заменен знаком человекообразного
египетского бога. Такому толкованию
противоречило, однако, то
обстоятельство, что в единственном
месте молитвы, где местоимение
первого лица не было проставлено
заново и сохранился первоначальный
знак, это был знак не мужчины, а
женщины. Р. Энгельбах объяснял
подобное несовпадение ошибкою
первоначального писца или резчика,
поставившего по недосмотру женский
знак вместо мужского, но такое
объяснение не всех удовлетворило.
Сосуды для внутренностей
умершего,
найденные вместе с золотым гробом.
Возраст покойного, сходство с Тут-анх-амуном,
погребение в ущелье царских гробниц в
царском гробу делали весьма
правдоподобным мнение, робко
высказанное когда-то Г. Масперо и
решительно отстаиваемое теперь Р.
Энгельбахом, что загадочный мертвец
не кто иной, как первый преемник Амен-хотпа
IV - Семнех-ке-рэ. Отождествление,
предложенное Р. Энгельбахом,
получило широкое признание в ученом
мире. Но следовало ли из тождества
покойного с Семнех-ке-рэ, что гроб и до
переделки принадлежал ему и был
переделан в фараоновский именно для
него, а не для Амен-хотпа IV? Доказать
последнее Р. Энгельбах не мог,
поскольку имя царя было на гробе
повсюду уничтожено, догадке же об
изготовлении гроба для вельможи
противоречил знак женщины, оставшийся
от первоначальной надписи. В конце
концов к 1940 году и сам Р. Энгельбах
признал, что гроб предназначался
сперва для женщины, которая не могла
быть царицей, как убедительно показал
тот же Р. Энгельбах еще в 1931 году.
Но кто же тогда была эта женщина?
Американский ученый К. Сил высказался
в 1955 году за принадлежность гроба
первоначально царевне Мек-йот, рано
умершей второй дочери Амен-хотпа IV.
Другой американец. С. Олдред, в 1957 году
предпочел приписать гроб старшей
царевне - Ми-йот. Но как .ни разнились
мнения относительно первоначальной
принадлежности гроба,
противопоставить энгельбаховскому
отождествлению мертвеца с Семнех-ке-рэ
какие-нибудь веские доводы никто не
мог.
Однако не далее как в том же 1957 году
тождество покойного с Семнех-ке-рэ
оказалось неожиданно поколебленным,
тождество с Амен-хотпом IV снова
подлежащим обсуждению, а царица Нефр-эт,
упоминавшаяся дотоле лишь в связи с
погребальными сосудами,
непосредственно причастной к вопросу
о гробе! Виною всему была статья о
гробе из так называемой гробницы Тэйе.
которую поместил в лондонском
египтологическом журнале виднейший
знаток египетских древностей сэр Элэн
Гардинер. Он обратил внимание на то,
что при XVIII царском доме было в обычае
начертывать на подошвах
человекообразных царских гробов речь
Эсе, сестры и жены египетского бога
мертвых Усире. Эсе обращалась к
покойному как тождественному с ее
братом и супругом. При нетерпимом
солнцепоклоннике Амен-хотпе IV
заступить на его гробе отверженную
Эсе могла, по мнению Э. X. Гарди-нера,
царица Нефр-эт, как и Эсе, "сестра"
и супруга умершего. Это
представлялось тем более
правдоподобным, что по углам каменных
царских гробов в
солнцепоклоннической столице вместо
прежних богинь-хранительниц бывала
изображена царица. Истребление
впоследствии в речи на подошвах гроба
имени говорившей и женских знаков для
местоимения служило Э. X. Гардинеру
подтверждением принадлежности этой
речи царице Нефр-эт, поскольку ему
неизвестно было никакой другой
женщины из царской семьи, чье имя
подвергалось бы такому преследованию.
Э. X. Гардинер ссылался при этом на
переделки в надписях усадьбы солнца
на юге солнцепоклоннической столицы,
где имя царевны Ми-йот, по
общепринятому мнению, заменило имя
матери. Но если первоначально к
умершему как к своему супругу
обращалась на правах заместительницы
Эсе царица Нефр-эт, оставалось только
заключить, что гроб с самого начала
принадлежал ее мужу Амен-хотпу IV. На
этом основании Э. X. Гардинер
отказывался допустить мысль, что в
прочих переделанных надписях на гробе
мог быть когда-либо назван иной его
хозяин, чем Амен-хотп IV, хотя тут же
чистосердечно признавался, что не
может объяснить переделки в этих
надписях. Одновременно Э. X. Гардинер
указал - и это было очень существенное
указание, - что люди, ответственные за
таинственное погребение, были уверены,
что погребают Амен-хотпа IV. По
погребальному помещению были
расставлены, как полагалось,
волшебные "кирпичи", и на двух из
них, сохранивших сполна свои
заклинания, в конце значилось его
фараоновское имя. Это наблюдение
набрасывало тень сомнения на точность
врачебного заключения 1931 года о
возрасте умершего.
Но если Э. X. Гардинер восстанавливал
в правах старое мнение о
принадлежности гроба искони фараону,
имея в виду Амен-хотпа IV, то в
следующем, 1958 году Г. Редер в
берлинском / Лейпцигском египетском
временнике проделал то же, но в пользу
Семнех-ке-рэ. Г. Редер пошел дальше Р.
Энгельбаха, полагая, что гроб был
изготовлен для Семнех-ке-рэ уже в
бытность его фараоном, а не переделан
для него в царский из прежнего
вельможеского. Переделки в гробовых
надписях, по мнению Г. Редера,
сводились к исправлению погрешности
мастера, начертавшего повсюду
ошибочно знак женщины для местоимения
первого лица единственного числа, да
ко включению солнца в молитву на
подошвах гроба, обращенную
первоначально к одному Амен-хотпу IV.
Под влиянием доводов С. Олдреда,
считавшего еще в 1957 году
первоначальною хозяйкою гроба
старшую дочь Амен-хотпа IV Ми-йот, сэр
Элэн Гардинер в 1959 году изменил свое
мнение и полагал уже, что гроб
первоначально предназначался для
царевны и только затем был переделан
для Амен-хотпа IV. Вместе с тем Э. X.
Гардинер полагал теперь, что надпись
на подошвах гроба лишь косвенно
отразила обращение к покойному от
имени Эсе, принятое на многобожеских
гробах. Свое убеждение, что
совершавшие погребение считали
покойника Амен-хотпом IV, Э. X. Гардинер
подтвердил с новою силою. Сам С. Олдред
напечатал в 1961 году в лондонском
египтологическом журнале статью, в
которой, перебрав ряд членов царского
дома, остановился опять-таки на
царевне Ми-йот как первоначальной
хозяйке гроба. Одновременно С. Олдред
отстаивал мнение, что труп, лежавший в
гробе, переделанном для Амен-хотпа IV,
мог быть действительно его. В
подтверждение прилагалось врачебное
заключение глазговского ученого-медика
А. Т. Сэндисона, допускавшего, что в
случае поражения определенной (эндокринной)
болезнью покойник мог быть человеком
средних лет. Странный облик Амен-хотпа
IV, увековеченный изображениями, да и
самый костяк благоприятствовали бы
признанию у фараона подобного
заболевания. Однако болезнь (distrophia
adiposogenitalls) предполагала бы
неспособность больного задолго до
смерти иметь детей, а у Амен-хотпа IV
одна дочь рождалась за другою вплоть
до самого конца его царствования...
Наконец, в том же 1961 году и в том же
журнале появилась статья X. В. Фэермэна,
в которой английский ученый отстаивал
принадлежность гроба до переделки
царевне Ми-йот, а принадлежность
останков ее мужу фараону Семнех-ке-рэ.
Тут же были впервые изданы надписи на
двух сосудах, принадлежавших некогда
какой-то неведомой жене Амен-хотпа IV
по имени Кийа. В переводе надпись на
одном из них, хранящемся в нью-йоркском
городском музее (другой сосуд
находится в Британском музее в
Лондоне), была сообщена В. С. Хэйсом еще
в 1959 году. Средние части титла этой
Кийа совпадали со средними
непеределанными частями титла на
гробе, и X. В. Фэермэн полагал, что "Кийа
должна быть включена в список
кандидатов" в первоначальные
обладатели загадочного гроба. В ходе
последующих рассуждений этот список
свелся у X. В. Фэермэна к Кийа и Ми-йот
как "двум наиболее вероятным
кандидатам". Однако - вслед за тем,
"хотя Кийа, очевидно, имеет очень
прочные права на предпочтение,
поскольку она единственная особа,
которая связана с точно такими
текстами, как находящиеся .на гробе",
X. В. Фэермэн объявил себя "сомневающимся
и скептичным относительно ее прав".
Поводом к тому служила усматриваемая
им несоразмерность переделанных
начала и конца титла на гробе и начала
и конца титла Кийа (предположительно
начала должны были прийтись точно на
начала, а концы - на концы). Поэтому,
заключал X. В. Фэермэн, "серьезное
внимание должно быть уделено правам"
Ми-йот. Она - "единственная амарн-ская
принцесса, от которой дошли надписи,
без каких-либо больших трудностей
укладывающиеся" в титло, стоявшее
на гробе. При раскопках усадьбы солнца
на юге солнцепоклоннической столицы (в
верхнеегипетской местности,
именуемой ныне условно Эль-Амарна) был
обнаружен ряд обломков, на которых, по
общепризнанному мнению, имя и звание
царевны Ми-йот были вписаны поверх
изглаженных имени и званий ее матери
царицы Нефр-эт. Средние части
переделанного титла в усадебных
надписях и на гробе на треть, или даже
наполовину совпадают, однако
продолжение средних частей
представлялось X. В. Фэермэну тут и там
неодинаковой длины, если, оговаривал
он, в восстановлениях усадебных
надписей в издании точно показаны
размеры пробелов. X. В. Фэермэн находил
очевидным, что слова "дочь царева,
возлюбленная", которые бывали
вставлены в начале титла в усадьбе,
точно укладываются повсеместно в
начальные части титла на гробе, тогда
как в конечные части могут вместиться
звание и имя "дочь царева Ми-йот",
встречающиеся во вставках в конце
титла в усадьбе. Заключение Э. X.
Гардинера, что расстановкою в тайнике
волшебных "кирпичей" на имя Амен-хотпа
IV совершавшие погребение выказали
уверенность в тождестве погребаемого
с царем-солнцепоклонником, Х. В.
Фэермэн пытался ослабить. Он
сомневался в употребительности
волшебных кирпичей в конце
царствования Амен-хот-па IV и особенно
в возможности назвать тогда на них
покойного царя-солнцепоклонника
именем "Усире" в силу тождества
его со старым богом мертвых: "Усире
царь Нефр-шепр-рэ Единственный для Рэ".
X. В. Фэермэн ссылался также на (кажущуюся)
нечеткость царского имени на одном из
двух кирпичей, его сохранивших. X. В.
Фэермэну представлялось, что покойник
не может быть не кем иным, как Семнех-ке-рэ.
Подтверждение своему мнению, что гроб
был переделан для этого фараона, X. В.
Фэермэн усматривал в пожелании: "будешь
ты, как Рэ", общем одному из
переделанных мест на гробе и одной из
надписей внутри золотого
гробовидного ковчежца,
использованного впоследствии для
внутренностей Тут-анх-амуна, .но
первоначально предназначавшегося для
Семнех-ке-рэ.
Прошло пять лет, и в 1966 г. все в том же
лондонском египтологическом журнале
были обнародованы итоги
долгожданного всестороннего
врачебного обследования останков из
золотого гроба. Обследование
осуществил на уровне современных
знаний и возможностей профессор
анатомии Ливерпульского университета
Р. Дж. Харрисон. Он не только
подтвердил заключение Д. Э. Дэрри, но
пошел еще дальше в смысле снижения
возраста мертвеца. По Р. Дж. Харрисону
он был несомненно моложе 25 лет и даже
имеются все основания полагать, что он
умер на 20 году жизни. Признаков
болезни, которая задержала бы
возмужание, на костях не оказалось.
Вопреки прежним утверждениям,
покойный юноша ни лицом, ни
телосложением не походил на Амен-хотпа
IV, хотя сильно напоминал Тут-анх-амуна.
По способу исключения Р. Дж. Харрисон
естественно пришел к выводу, что
останки принадлежат Семнех-ке-рэ.
Более полувека длится обсуждение
странной загадки, заданной науке
тайником в Долине царей. Так к чему же
привели упорные усилия разгадать эту
тройную загадку? Выяснилось ли, чьим
был первоначально золотой гроб, чьими
были великолепные погребальные
сосуды, как попали юношеские останки в
гроб Амен-хотпа IV? Предложены только
гадательные решения, из которых ни
одно .не было доказано, и ни по одному
из трех вопросов не создалось единого
мнения. Предположение, что гроб и
сосуды с самого начала
предназначались для Семнех-ке-рэ, в
настоящее время находит мало
сторонников. Мысль об исконной
принадлежности гроба Амен-хотпу IV
можно считать оставленной.
Преобладает мнение, что гроб сменил
хозяина, что первоначально он
принадлежал женщине и что ею была дочь
Амен-хотпа IV; возможность приписать
гроб какой-нибудь безвестной жене
Амен-хотпа IV не встретила сочувствия
даже у первоиздателя двух маленьких
надписей одной такой особы. Дочке Амен-хотпа
IV готовы присвоить и погребальные
сосуды, найденные вместе с гробом;
принадлежность их первоначально
царице Нефр-эт вновь не отстаивалась,
а принадлежность их искони Амен-хотпу
IV окончательно отпала после находки
остатков его собственных сосудов в
царской гробнице в
солнцепоклоннической столице.
Заключение о переделке гроба для Амен-хотпа
IV находит большую поддержку, чем
догадка о переделке для Семнех-ке-рэ. В
отношении трупа мнения разделились,
хотя мнение о принадлежности трупа
Семнех-ке-рэ, видимо, возобладало над
мнением о принадлежности трупа Амен-хотпу
IV.
Итак, вопреки всем усилиям ученых,
три загадки, заданные столь странным и
вместе с тем столь любопытным для
науки тайником, остаются по сию пору
неразгаданными. Дело, очевидно, не в
недостатке стараний, а в недостатке
данных, нужных для разгадки.
Попытаемся поискать новые данные.
|