ыходы богов
не привлекали бы столько народа, если бы
организаторы церемоний не разнообразили
эти зрелища. Сколько можно любоваться
раззолоченными ладьями и плясать под звуки
тамбуринов? Для того чтобы вызвать интерес
публики, жрецы издавна придумали
изображать перед нею в лицах самые
волнующие эпизоды из жизни богов и даже
привлекать к этим действам самих
паломников, так что становилось еще
интереснее. Египтяне знали: Осирис был
милостивым добрым богом, Сетх убил его и
бросил тело в Нил, все знали, как оно доплыло
до Библа и как было возвращено в Египет.
Поэтому всех занимало представление этой
великой драмы, и многие даже стремились в
нем участвовать в качестве статистов,
оставляя главные роли профессионалам.
Эти мистерии из жизни Осириса с особым
блеском представляли в Абидосе и Бусирисе.
Служители тщательно готовили костюмы,
декорации и все необходимые аксессуары.
Представление начиналось с большой
процессии во главе с богом Упуатом - "Открывателем
путей". "Враги" пытались ее
задержать, но процессия все-таки вошла в
святилище. На второй день "спектакль"
продолжался: изображалось убийство бога
или же о нем просто рассказывали. Участники
выражали великую боль и горе. Большая
процессия направлялась к гробнице. На
последнем "представлении" зрители
видели избиение врагов Осириса, и весь
народ ликовал, когда воскресший бог
возвращался в Абидос на ладье "немшет"
и входил в свой дворец. В Бусирисе
воздвигали с помощью канатов фетиш Осириса.
Толпа плясала и веселилась. Две группы
статистов, представлявших жителей соседних
городов Пе и Депа, дрались между собой
кулаками и ногами, предваряя появление Хора.
В Саисе, где Геродот видел ночное
представление на круглом озере, вероятно,
изображали весь цикл страстей Осириса,
вплоть до его чудесного возвращения из
Библа и превращения бога в колонну.
Геродот сумел посетить на северо-востоке
Египта город Папремис, посвященный Сетху,
убийце Осириса. Там он увидел "представление"
подобного же рода, и это неудивительно,
потому что Сетх был воинственным божеством.
Статую бога в наосе вынесли за пределы
святилища и оставили под охраной жрецов.
Когда настал момент возвращения, ее
установили на четырехколесную повозку.
Более тысячи мужчин, вооруженных дубинками,
напала на маленькую группу, охранявшую
статую. Но к ней подоспело подкрепление.
Началась настоящая свалка! Никто уже не
считал подбитых глаз и проломленных
черепов, хотя местные жители утверждали,
что это лишь игра. А речь шла о том, чтобы
напомнить зрителям, как Сетх хотел войти к
своей матери, а слуги не узнали его и не
пускали. Сетх отступил, но вскоре вернулся с
подкреплением и разбил всех кто хотел его
задержать.
В Омбосе, в Верхнем Египте, Ювенал увидел
аналогичное представление, но он был менее
прозорлив, чем Геродот, и его ослепляло
презрение к египтянам, а поэтому он решил
что присутствует при настоящем сражении
между двумя враждебными кланами. Старая
ненависть, говорит он, разделяет Омбос и
Тентюру (Дандара), ибо каждый из этих
городов презирает богов другого города. В
одном из них шел праздник. Там установили
столы и ложа на семь дней. Люди плясали под
звуки флейт. Внезапно ворвались чужаки.
Началась потасовка. Вначале дрались
кулаками, потом камнями, а потом полетели
стрелы. Наконец, жители Тентюры убежали,
оставив на месте одного из своих. Жители
Омбоса схватили его, разрубили на куски и
сожрали сырым.
В действительности же Омбос, который
египтяне называли Небетом, был городом
Сетха, а Тентюра - владением Хатхор. Во
многих соседних полях происходили сражения
матери Хора и ее сподвижников с развратным
и воинственным богом. Именно такие сражения
представлялись здесь в позднюю эпоху, и,
конечно, они не обходились без ругани и
увечий.
Во всех номах и городах местные мифы
давали богатый материал для драматических
представлений. Глядя на роскошь храмов, на
многочисленных жрецов и служителей,
которые участвовали в церемониях, трудно
себе представить, какими смутьянами и
фрондерами были египтяне в
действительности.
Да, фараона почитали как бога и
приближались к нему с трепетом, но в
народных сказках фараона награждают
пятьюстами палочными ударами, его
обманывают жены, он ни на что не может сам
решиться, он игрушка в руках своих
советников и судей, строители обворовывают
его как хотят.
Боги тоже наделены всеми грехами и
пороками, всеми недостатками и смешными
чертами жалкого рода людского. Верховное
собрание богов должно было решить, кому
достанется место Осириса - Хору или Сетху.
Восемьдесят лет они спорили, и восемьдесят
лет оба кандидата ждали их решения.
Распутство Сетха можно сравнить только с
его глупостью и доверчивостью. Побитый, Хор
плачет, как ребенок. Нейт, призванная к
властелину вселенной, желая показать, как
она относится к его решениям, бесстыдно
задирает перед ним юбку. В один прекрасный
день богу Шу надоело править миром. Он
улетает на небо. Его заместитель Геб
задумал возложить на себя урея, который
помогал Шу одерживать победы над всеми
врагами. О тщеславный! Едва протянул он руку
к ларцу с уреем, священная кобра поднялась
из ларца и извергла на бога свой яд.
Обожженный, Геб долго метался в поисках
целительного средства.
В народных драмах, которые разыгрывались
в самом храме или в ограде храма, перед
колоннами или на священном водоеме, к богам
относились довольно фамильярно. Актеры не
только изображали эпизоды из мифов о
божествах, но и заставляли говорить богов.
До нас не дошло ни одной египетской драмы,
поэтому нам приходится довольствоваться
несколькими такими текстами, как, например, "драматический"
папирус Рамессеума, скопированный по
приказу Шабаки с оригинала. В текстах
приведены только несколько заголовков
отдельных сцен, а также реплики и обрывки
разговоров, высеченные рядом со сценками из
частной жизни в гробницах, прежде всего в
гробницах Древнего царства.
Но существование такого театра можно
считать доказанным, особенно после того,
как экспедиция Французского института
восточной археологии нашла в Эдфу стелу
профессионального актера с такой надписью: "Я
сопровождал моего господина в его поездках
и всегда декламировал безупречно. Я всегда
подавал реплику моего господину, когда он
декламировал. Он был богом, я - его поданным.
Если он убивал, я оживлял".
Эти театральные представления, вне
всякого сомнения, были основной приманкой
на праздниках, которые продолжались много
дней и все же не надоедали египетской
публике.
|