ограде
многих храмов находились школы, но не
просто школы, где дети учились читать и
писать, а специальные школы для
рисовальщиков, резчиков и скульпторов,
отдававших свой талант на прославление
богов и фараона. При них были библиотеки,
где хранились архивы храма и всевозможные
тексты, переписанные армией писцов, а также
назидательные и литературные произведения,
которые могли понадобиться школьникам, и
различные технические устройства.
Фараон Неферхотеп пожелал посоветоваться
с книгами Атума. Придворный ему говорит: "Пусть
твое величество войдет в библиотеки и пусть
твое величество увидит все священные слова!"
Действительно, фараон нашел книгу дома
Осириса-Хентиаментиу, властителя Абидоса. А
в некоторых храмах были еще более
значительные учреждения, которые
назывались "домом жизни".
Фараон Рамсес IV часто посещал "дом жизни" в
Абидосе. Изучая хранившиеся там "Анналы
Тота", он узнал, что "Осирис - самый
таинственный из всех богов. Он - луна. Он -
Нил. Он - тот, кто царит в ином мире. Каждый
вечер бог солнца спускается к нему, и [они]
образуют душу единую, которая правит миром,
и Тот записывает их повеления". Перечитывая
эти "Анналы" - он знал их так хорошо, как
будто написал сам, - фараон понял, какой это
богатый и разнообразный материал, и как
много можно извлечь из него полезного.
Пожелав для себя саркофаг из камня "бехен"
из долины Рахену, фараон нашел в "Анналах"
рассказ о предыдущих экспедиция,
доставлявших для некрополей и храмов
саркофаги и статуи. Назначая "князей",
военачальников и высших чиновников в штаб
своей экспедиции, он не забыл включить в
него писца "дома жизни". Другой Рамсес,
который принимал посла царя страны Бахтан,
прежде чем ответить ему, счел своим долгом
проконсультироваться с писцом "дома жизни".
При Птолемее Филадельфе нашли нового
священного барана. Жители Мендеса
направили фараону петицию с просьбой
показать его писцам "дома жизни", чтобы они
его осмотрели. Из Канопского декрета мы
знаем, что эти писцы занимались астрономией.
Но они занимались и политикой. Так, два
писца "дома жизни" участвовали в заговоре
против Рамсеса III.
Из этих и некоторых других свидетельств
очевидно, что "дом жизни" был собранием
ученых, жрецов и мудрецов. Они хранили
религиозные традиции, составляли "Анналы"
фараонов и храмов, записывали научные
открытия и технические изобретения. Здесь,
в "доме жизни", была придумана тайнопись -
криптография. Вполне возможно, что многие
новшества и открытия появились в этих "домах
жизни".
Таким образом, храм предстает перед нами
как центр египетской жизни. Прежде всего
это дом бога, где отправляют его культ,
чтобы заслужить его милости. В то же время
это экономический и интеллектуальный центр.
Жрецы создали в храме мастерские и склады,
школы и библиотеки. Именно в храме, и только
в храме Платон мог встретиться с учеными и
философами. И наконец, в храме появились и
развились из мифов театрализованные
мистерии, которые заменяли египтянам драму
и комедию.
|