еселый
праздник Амона - Опет - в отличие от
праздника Мина был поистине всенародным. Он
происходил в течение второго и третьего
месяца разлива, когда стояла самая высокая
вода. Суда и лодки свободно ходили не только
по Нилу и по каналам, но и прямо по
затопленным полям. Никто не решался
передвигаться по дорогам-дамбам, подмытым
волнами, зато на воду спускались все
плавучие средства - от ладей до плотов.
Центром праздника был храм в Опете (Ипет-сут,
сов. Карнак). У подножия гигантских пилонов
располагались бродячие торговцы. Они
предлагали арбузы, гранаты, виноград, фиги и
смоквы, ощипанную и готовую для жарки или
уже изжаренную дичь и, конечно, хлеб. В храме
жрецы сбивались с ног. Прежде всего
требовалось извлечь из хранилищ переносные
ладьи фиванских богов. Самой большой была
ладья Амона. Ее легко узнать по двум
бараньим головам - на носу и на корме. Ладью
богини Мут украшали две женские головы с
головными уборами в виде коршунов, потому
что имя супруги Амона писалось с иероглифом
"коршун". Третья ладья с головами
соколов принадлежала Хонсу. Носильщики
пересекали дворы с этими ладьями на плечах,
проходили между пилонами и углублялись в
аллею сфинксов с бараньими головами,
которая входила в огромный храмовый
комплекс. Наних были надеты только длинные
юбки с бретелькой через плечо. Впереди
шагал музыкант с тамбурином. Жрецы в
накинутых на плечи шкурах пантер возжигали
в курильницах с ручкой терпентин, сыпали
песок, размахивали зонтами и опахалами.
Жрецы несут ладью Амона
|
У набережной стояла целая флотилия.
Настоящие ладьи Амона, его супруги и Хонсу
не имели ничего общего с переносными
моделями, только что извлеченными из
храмовых тайников. Это целые плавучие храмы
длиной от ста двадцати до ста тридцати
локтей, то есть гораздо крупнее большинства
нильских судов, от которых к тому же
отличались неслыханной роскошью. Они были
построены из настоящей пихты и вполне
годились для плавания, несмотря на огромный
груз золота, серебра6 меди, бирюзы и
лазурита. Одного золота приходилось на
судно четыре с половиной тонны! Корпус
украшался наподобие храмовых стен
рельефами, на которых фараон совершал
ритуальные обряды в честь Амона. На палубе
посередине ладьи возвышалась большая
кабина, целый дом под балдахином, где
хранились переносные ладьи, статуи и
священные принадлежности для церемоний в
храме. Перед этой кабиной, как перед
настоящим храмом, стояли два обелиска и
четыре мачты с лентами. Всюду на палубе
видны статуи и сфинксы. Две гигантские
головы барана украшали нос и корму. Ладьи
Мут и Хонсу, а также царская ладья выглядели
примерно так же и были чуть меньше ладьи
Амона.
Чтобы вывести эти тяжелые суда на большую
воду, мобилизовали целое войско,
вооруженное копьями, щитами и топорами на
коротких ручках. По бокам становились
матросы и знаменосцы со штандартами.
Сначала исполнялся гимн в честь Амона.
Затем все брались за канаты и по команде
начинали тащить священные ладьи под
ободряющие возгласы толпы, собравшейся на
набережной. Женщины потрясали систрами и
трещотками. Мужчины хлопали в ладоши и под
аккомпанемент тамбуринов распевали
ливийские и воинские походные песни. Негры
кружились в пляске. Среди толпы шли трубачи
и воины с перьями в волосах.
Но вот самое трудное позади. Священные
ладьи спущены на воды Нила. Здесь их берут
на буксир суда под парусами или на веслах,
которыми управляют капитаны. Суда всех форм
и размеров сопровождают эту помпезную
флотилию. Среди них можно заметить
небольшую,. Изящную ладью в форме
водоплавающей птицы с резной человеческой
головой на рулевом весле. Она до бортов
нагружена всякой провизией. Один человек
поправляет что-то на лотке, другой
складывает целую пирамиду из овощей и
фруктов.
С обоих берегов Нила за этим грандиозным
спектаклем наблюдают жители всей округи и
по-своему принимают участие в празднике.
Повсюду расставлены палатки с едой и
напитками. Провизию подвозят со всех сторон.
Гонят целые стада быков и телят, ведут
газелей, каменных козлов и ориксов, несут
корзины с птицей, фруктами и горшки с
терпентином для воскурения. Быков забивают
тут же под открытым небом, быстро
разделывают, и носильщикам остается
сделать всего два шага, чтобы донести куски
мяса до небольших строений с тонкими
колоннами, где без устали трудятся повара.
Ливийские воины не переставая бьют в
тамбурины. Обнаженные до пояса танцовщицы
пляшут под звуки систров и трещоток.
Цель этого священного плавания - "Инпут".
Амон из Карнака на несколько дней
становился гостем Луксора, но нам
неизвестно, как он проводил там время. В
сущности, Амон - выскочка среди древних
египетских богов. Он обосновался в Фивах,
когда давно уже началась династическая
эпоха. Египтяне дали ему в супруги Мут и
сделали Хонсу его сыном, потому что как-то
неудобно самому могущественному богу быть
без семьи, но он нем нет ни одного мифа.
Правда, Амон унаследовал от Мина
несколько эпитетов и атрибутов и мог с тем
же успехом позаимствовать несколько
эпизодов из мифов о нем. Поэтому не
исключено, что во время этих бесконечных
празднеств показывались какие-то более или
менее интересные эпизоды из деяний Амона,
например в присутствии фараона могли
вспомнить о его чудодейственной помощи
Рамсесу II, окруженному "подлыми"
воинами Хатти.
Амон, за ним Хонсу и Мут |
Праздник завершался не менее
торжественным возвращением священной
флотилии. С кораблей снимали переносные
ладьи и уносили в чехлах, из которых они
были извлечены двадцать четыре дня назад.
Тот же самый кортеж под звуки тамбуринов, но,
может быть, уже не так весело, проходил
обратно по аллее сфинксов с бараньими
головами до врат храма. Теперь фараон мог
быть уверен, что боги даруют ему
всевозможные блага и милости - долголетие
Ра, должность Атума, годы вечности на троне
Хора в радости и мужестве, победу над всеми
странами, силу отца его Амона ежедневно,
царство обеих земель, молодость плоти,
незыблемые памятники, вечные как небо.
Что касается народа, то он пил, ел, пел,
плясал и веселился почти целый месяц. Он
насытился великолепным зрелищем и
чувствовал, что его благополучие и
процветание, свобода и сама жизнь зависят
от этого подобного богам человека, который
сопровождал отца своего Амона на пути между
двумя великими святилищами.
|