рисутствие
фараона и его двора в столице придавало
выходам некоторых богов размах
всенародного празднества. При Рамсесе III
день его коронации совпал с праздником
Мина, покровителя Коптоса, "Владыки
пустынь" и бога плодородия; его отмечали
в первый месяц сезона "шему", когда
начинался сбор урожая. Таким образом,
фараон одновременно с богом становился
героем торжества.
Великолепный, сверкающий, как восходящее
солнце, Рамсес III, "да будет он жив,
невредим и здоров", выходит из своего
дворца. На парадных носилках он следует от
дворца до жилища своего отца Мина, чтобы
узреть его совершенство. Эти носилки
представляют собой широкое кресло под
балдахином с карнизом и четырьмя длинными
ручками. чтобы нести их, нужно по меньшей
мере двенадцать человек. Боковины кресла
украшают лев и сфинкс. Две крылатые богини
изображены на спинке. Внизу укреплена
скамеечка для ног с подушкой. Царские
сыновья и высшие сановники государства
спорят за честь нести парадные носилки
фараона. Они защищают его от солнца зонтами
из страусовых перьев и машут над ним
опахалами на длинных ручках. Впереди идет
внушительная группа из царских сыновей и
сановников, которые несут символы царской
власти: скипетр, бич, посох и мотыгу.
Мин
|
Среди жрецов можно заметить человека со
свитком в руках; это - программа праздника, и
он будет следить за ее соблюдением. Другой
жрец протягивает фараону курильницу с
благовониями в знак того, что последнему
предстоит отпраздновать миллионы юбилеев и
сотни тысяч лет вечности на своем троне.
Перед самими носилками идет старший сын
фараона, предполагаемый его наследник. За
носилками следуют слуги и воины. Мы видим
среди них тех, кто становился рядом с
фараоном во главе войска, когда он бросался
в бой или преследовал диких буйволов. Один
из них несет скамеечку, на которую его
величество поставит ногу, когда будет
спускаться на землю. Воины вооружены
булавами, щитами и копьями.
Когда кортеж доходит до жилища Мина,
фараон сходит с носилок, становится лицом к
святилищу и совершает обряд воскурения и
возлияния. Затем он приносит жертвы своему
отцу и получает от него дар жизни.
Двери святилища открываются. Теперь можно
лицезреть красоту статуи бога. Строгое
одеяние скрывает его тело и ноги, которые
Исида еще не отделила друг от друга, на
голове у него ступообразный шлем с двумя
прямыми перьями и свисающей от них до земли
длинной лентой. К подбородку прикреплена
накладная борода, на груди - ожерелье. В
святилище Мина много различных элементов:
коническая хижина в форме улья, похожая на
хижины жителей Пунта, к ней примыкает
тонкая колонка, увенчанная парой рогов,
далее мачта с восемью растяжками, по
которым карабкаются фигурки негров, и,
наконец, грядка латука. Мин очень древний
бог, он долго странствовал, прежде чем
пришел в Коптос, и принес с собой довольно
пестрый багаж.
Но вот прозвучал гимн, сопровождаемый
танцами, статую бога выносят из святилища и
ставят на носилки, которые поддерживают
двадцать два жреца. Видны только их головы и
ноги, остальное закрывает вышитая
розетками накидка, свисающая с носилок.
Другие жрецы идут спереди, сзади и по бокам,
размахивая букетами цветов, опахалами и
потрясая зонтами. Остальные несут ларцы с
каноническими атрибутами божества.
Небольшая группа жрецов поднимает на
носилках ящик с латуком.
Теперь во главе процессии становится сам
фараон. Он сменил синий шлем, в котором
вышел из дворца, на корону Нижнего Египта, в
руках у него посох и булава. Мы видим теперь
и царицу, и еще одного участника процессии -
белого быка; между рогами у него солнечный
диск, украшенный двумя высокими перьями.
Этот бык - воплощение бога; его называют
"телец своей матери". Жрец с обритой
головой и обнаженным торсом окуривает
благовониями фараона, быка и статую бога.
За этой группой следуют носильщики с
дарами и знаменосцы, которые несут
штандарты и символы, сопровождавшие Мина в
его выходах. Их обязательно выносят в дни
его торжества. Это бич и булава, изображения
шакалов, сколов, ибиса, символы номов, и
среди них - II нома Нижнего Египта, родины
Мина.
Далее идут жрецы с позолоченными
деревянными статуями предков фараона на
плечах. Первый несет статую, изображающую
семью правящего фараона, второй -
основателя царства, Мины (Менеса), третий -
статую Небхепетра (Минтухотеп I),
восстановившего единство страны, и далее -
различных фараонов XVIII и XIX династии. В эту
компанию не вошла царица Хатшепсут, которую
ее племянник Тутмос III имел все основания
ненавидеть. Разумеется, здесь нет и
фараона-еретика Эхнатона с его преемниками,
и кое-кого из менее значительных
правителей. Процессия совершает не одну
остановку, прежде чем достигает
специального алтаря, своей конечной цели.
Во время одной из них исполняется второй
гимн, сопровождаемый танцами, в котором,
правда, почти ничего невозможно понять,
потому что в нем множество тайных
заклинаний, известных только самым ученым
жрецам эпохи Рамессидов. Но чем непонятнее,
тем лучше - значит, в этих заклинаниях
истинная святость. Единственное, что можно
уловить: боги танцуют перед Мином, а затем
их сменяет негр, житель Пунта. Мина и в самом
деле называли иногда "отцом негров" и
изображали с черным лицом, потому что в
жилах первых его почитателей была сильна
примесь негритянской крови.
Наконец процессия доходит до алтаря,
места отдохновения бога. Мина ставят на
алтарь. Двое жрецов с эмблемами
богов-охранителей Востока стоят перед ним,
пока фараон приносит богатые дары.
Представления египтян о смысле этой части
обряда - водружении статуи Мина на алтарь -
объясняются словами гимна: "Приветствуем
тебя, Мин, оплодотворяющий свою мать! Как
таинственно то, что ты сделал с ней в
темноте!"
И еще имеется отрывок из другого гимна,
где говорится, что Мин, "телец своей
матери", оплодотворил ее и посвятил ей
свое сердце, когда его чресла были слиты с
ее чреслами. В действительности же Мин
оплодотворил не мать, а Исиду, которая родит
от него Хора, будущего повелителя Верхнего
и Нижнего Египта.
В память об этом великом событии фараон
надевает двойную корону. Его защищают
теперь коршун Нехбет и урей Уаджет. Фараон
должен послать стрелы во все четыре стороны
света, чтобы поразить своих врагов, а затем
выпустить четыре птицы, четырех детей Хора (Амсет,
Хапи, Дуамутеф и Кебехсенуф); они оповестят
всю землю, что фараон, повторив подвиг Хора,
возложил на себя белую и красную короны.
Эти птицы - сизоворонки; они каждый год
осенью прилетали с севера и весной улетали.
Восшествие на трон набожного и любимого
богами фараона обеспечивало всему Египту
процветание и всяческие блага. Но теперь
следовало еще восславить плодородие
страны. Статуи богов ставятся на землю.
Помощники распорядителя церемонии
окружают царя и царицу. Один из них подает
фараону серп из позолоченной меди и пучок
"бедет" вместе с корнями и землей -
символ безбрежных полей Египта,
простиравшихся от моря до порогов. Фараон
срезает колосья так же высоко, как жнецы
Фиваиды, а в это время жрец поет новый гимн в
честь "Мина-на-возделанном-поле".
Мин, "владыка пстынь", прежде чем
завоевать Коптос, действительно
остановился в некогда плодородной долине,
которая тянулась от этого города до долины
Рахену. Он создал здесь пастбища для
многочисленных стад. Снопик "бедет"
подносят фараону и богу, но каждый
оставляет себе по колоску. Поют последний
гимн, в котором мать Мина прославляет силу
своего сына, победителя всех врагов.
Этим гимном заканчивается церемония.
Статую Мина относят обратно в храм. Фараон
прощается с богом, возжигает благовония,
совершает возлияния, жертвует новые дары.
Мин коротко благодарит. Затем фараон вновь
надевает синий шлем, который был на нем
вначале, и возвращается во дворец.
Бог, фараон, члены царской семьи, жрецы и
высшие чиновники являлись, насколько мы
знаем, единственными актерами и статистами
великого выхода Мина. Художники,
изобразившие нам главные эпизоды этого
действа на стенах Карнака и Мединет-Абу,
забыли про народ. К тому же в это время года
у земледельцев и без того хватало дел по
горло. Но надо полагать, что в городах
оставалось предостаточно незанятых людей,
которые непременно выстроились бы вдоль
всего церемониального пути бога Мина и его
белого быка.
|