Не менее важны и письменные
свидетельства. Тексты Пирамид называют
Осириса "владыкой виноградной лозы".
Рис. 27. Осирис в ветвях виноградной
лозы.
Рис. 28. Осирис под виноградными
гроздьями.
В "Книге Мертвых" покойный,
уподобляющийся после своей смерти
Осирису, говорит: "Я - Осирис... Я живу
как зерно, я расту как зерно... Я - ячмень".
В тексте ритуала коронационных
мистерий Осирис уподобляется ячменю и
хлебу. Крайне важен текст из мифа "Спор
Гора с Сетом", где в письме к Ра
Осирис говорит о себе следующее: "Это
я делаю вас сильными, это я сотворил
ячмень и полбу, чтобы питать богов,
равно как и скот после богов".
На эту же связь Осириса c зерном
указывают и очень интересные предметы,
находимые при раскопках: это - полотно,
натянутое на раму с ножками, на котором
лежит сделанное из дерева
контурное изображение Осириса,
заполняемое землей с посеянными
зернами. Последние, быстро взойдя,
давали зеленеющий силуэт Осириса.
В общий круг представлений об Осирисе
как о боге производительных сил
природы следует включить и
сопоставления его с Нилом, нашедшие
различные мифологические оформления.
Уже Тексты Пирамид называют его "свежей
водой". По другим сказаниям, Нил
вытекает из ноги Осириса. Существовало
также поверие, что разлив Нила
начинается от того, что слеза Исиды,
оплакивавшей Осириса, упала в Нил.
Характерно, что и до сих пор ночь начала
разлива Нила называют в Египте по-арабски
"ночь слезы".
Наряду с чертами культа умирающего и
воскресающего бога производящих сил
природы в осирическом мифе и во всей
связанной с ним обрядности не менее
ярко выступают и черты культа умершего
царя. Самый облик Осириса, его одежда и
атрибуты - все это характеризует его
как царя. Царем изображает его миф и как
царя мертвых приветствуют его гимны от
древнейших времен до эпохи Птолемеев:
Слава тебе, Осирис,
правитель преисподней.
Владыка престола, сидящий на
своем троне,
Царь преисподней, князь запада,
Царь, великий белой короной. |
|