Вся религиозная литература
Египта, так же как и храмовые
изображения, полна фактами,
свидетельствующими о теснейшей связи
культа Осириса с культом царя. Каждый
фараон, умирая, уподобляется Осирису, и
загробное существование царя
продолжается подобно судьбе Осириса. В
текстах Пирамид мы читаем следующее
обращение к богу земли Гебу, отцу
Осириса: "Геб! Это сын твой, этот
Осирис, которому ты даровал, да
существует он и да живет он. Если живет
он, живет и этот царь Унас, если не
умирает он - не умирает этот Унас, если
не погибает он - не погибает Унас этот".
Рис. 29. Изображения гробницы
Осириса.
Важнейшим документом, проливающим
яркий свет на значение религии Осириса-Гора
в связи с культом умершего и живого
фараона,
Рис. 30. Прорастающий Осирис.
является папирус с текстом
коронационных мистерий Сенусерта I.
Наряду с изображениями,
иллюстрирующими все основные моменты
мистерий, папирус содержит текст речей
действующих лиц, подобие сценических
ремарок и перечень главнейших
аксессуаров. Исключительная ценность
папируса для истории египетской
религии очевидна.
Центральной фигурой мистерий
является молодой фараон, который
выступает в роли Гора и вокруг которого
происходит все действо. В
противоположность Гору, Осирис не
произносит ни звука в течение всех
мистерий, что, наряду с другими фактами,
дает возможность предположить, что
безгласную роль Осириса выполняет
мумия умершего фараона. Главным
моментом мистерий является коронация
молодого фараона - Гора, заключением же
- погребение Осириса - мертвого царя.
Несмотря на то, что папирус
датируется XX в. до н. э., записанный на
нем обряд мистерий восходит,
несомненно, к древнейшим временам, на
что указывает анализ и языка текста и
самого обряда. Таким образом, этот
папирус свидетельствует о том, что уже
в глубочайшей древности культ Осириса
был культом умершего царя, равно как
культ Гора - культом царя живого.
Рис. 31. Жрец поливает всходы,
проросшие из изображения Осириса.
|