Вся религиозная литература Египта, так же как и храмовые изображения, полна фактами, свидетельствующими о теснейшей связи культа Осириса с культом царя. Каждый фараон, умирая, уподобляется Осирису, и загробное существование царя продолжается подобно судьбе Осириса. В текстах Пирамид мы читаем следующее обращение к богу земли Гебу, отцу Осириса: "Геб! Это сын твой, этот Осирис, которому ты даровал, да существует он и да живет он. Если живет он, живет и этот царь Унас, если не умирает он - не умирает этот Унас, если не погибает он - не погибает Унас этот".


Рис. 29. Изображения гробницы Осириса.

Важнейшим документом, проливающим яркий свет на значение религии Осириса-Гора в связи с культом умершего и живого фараона,


Рис. 30. Прорастающий Осирис.

является папирус с текстом коронационных мистерий Сенусерта I. Наряду с изображениями, иллюстрирующими все основные моменты мистерий, папирус содержит текст речей действующих лиц, подобие сценических ремарок и перечень главнейших аксессуаров. Исключительная ценность папируса для истории египетской религии очевидна.

Центральной фигурой мистерий является молодой фараон, который выступает в роли Гора и вокруг которого происходит все действо. В противоположность Гору, Осирис не произносит ни звука в течение всех мистерий, что, наряду с другими фактами, дает возможность предположить, что безгласную роль Осириса выполняет мумия умершего фараона. Главным моментом мистерий является коронация молодого фараона - Гора, заключением же - погребение Осириса - мертвого царя.

Несмотря на то, что папирус датируется XX в. до н. э., записанный на нем обряд мистерий восходит, несомненно, к древнейшим временам, на что указывает анализ и языка текста и самого обряда. Таким образом, этот папирус свидетельствует о том, что уже в глубочайшей древности культ Осириса был культом умершего царя, равно как культ Гора - культом царя живого.


Рис. 31. Жрец поливает всходы, проросшие из изображения Осириса.


СодержаниеНазадВперед
 

Hosted by uCoz