ульт
Осириса является одним из
интереснейших египетских культов, по
существу до сих пор еще полностью не
вскрытым и не проанализированным.
Сложность образа Осириса ощущалась
самими египтянами, и не случайно в
одном из гимнов сохранилась следующая
замечательная характеристика этого
образа:
Сущность твоя, Осирис,
темнее (чем всех других богов, - М.
М.),
Ты - луна, находящаяся на небе,
Ты делаешься юным, когда ты
желаешь,
Ты делаешься молодым, когда ты
хочешь,
И ты Нил великий на берегах в
начале нового года;
Люди и боги живут влагой, которая
изливается из тебя,
И я нашел также, что твое
величество - это царь преисподней. |
Соединив в себе в различные времена, в
силу различных причин, культы царя,
умирающего и воскресающего бога
производящих сил природы, Нила, быка,
луны, загробного судьи на страшном
судилище, миф об Осирисе впитал в себя
отражение религиозных представлений
ряда последовательных этапов развития
египетского общества. Анализ
многочисленных его вариантов
показывает, как, срастаясь с ним,
продолжали жить различные сказания,
первоначально с ним не связанные, и его
же следы мы находим в фольклоре, в
ритуальных песнопениях, в литературе.
Вспомним вкратце общее содержание
мифа. Осирис, старший сын бога земли
Геба и богини неба Нут, является по
Гелиопольской легенде представителем
четвертого поколения богов. Царствуя
над Египтом, Осирис научил людей
земледелию, садоводству и виноделию, но
был убит своим братом, богом Сетом,
желавшим править вместо него. Жена
Осириса, его сестра Исида, нашла его
труп и стала оплакивать его вместе со
своей сестрой Нефтидой (см. переводы
текстов: "Исида и Нефтида находят
тело Осириса" и "Плач Исиды и
Нефтиды"). Ра, сжалившись, посылает шакалоголового
бога Анубиса, который собрал
рассыпавшиеся (а по другому варианту -
разрубленные Сетом) члены Осириса,
набальзамировал тело и запеленал его.
Исида же в виде соколицы опустилась
на труп Осириса и, чудесным образом
зачав от него, родила сына
Гора. Гор и зачат и рожден для
того, чтобы выступить естественным
мстителем за смерть отца. В то же время
он считает себя и единственным
законным наследником последнего.
Втайне вскормленный и выращенный
матерью в болотах Дельты, Гор идет, "обутый
в белые сандалии", на поединок с
Сетом, требуя перед судом богов
осуждения обидчика и возвращения
наследства Осириса ему, единственному
сыну умершего царя. После длительной
тяжбы, продолжавшейся по одному
варианту мифа восемьдесят лет, Гор
признается правомочным (по-египетски
"правогласным") наследником
Осириса и получает царство; бог
Тот записывает решение суда
богов. После этого Гор воскрешает
своего отца Осириса, дав ему проглотить
свое око. Однако Осирис не возвращается
на землю и остается царем мертвых,
предоставляя Гору править царством
живых.
Таково в самой сжатой форме
содержание легенды об Осирисе в ее
позднем виде.
Корнями же своими миф Осириса глубоко
уходит в эпоху родового общества, из
представлений и обрядов которого
развиваются впоследствии, в связи с
изменением общественных отношений
Египта, и характернейшие черты культа
Осириса: культ царя и культ бога
производительных сил природы.
Черты культа бога производительных
сил природы проступают в мифе Осириса
очень ясно. Уже самый момент смерти и
воскресения бога, подробно освещенный
легендой и ежегодно
воспроизводившийся в ритуале, ставит
Осириса в один ряд с умирающими и
воскресающими богами природы других
религий, а иконография, тексты и
обрядность подтверждают это
богатейшим материалом. Так, характерен
самый цвет кожи Осириса - зеленый.
Корона, которую носит Осирис, сделана
из стеблей папируса, его священная
ладья также сделана из этого растения,
и его фетиш "Джед" состоит из
вставленных одна в другую нескольких
связок тростника.
Рис. 26. "Джед".
Далее, Осирис всегда изображается с
тем или иным растением: из
пруда перед его престолом растет или
лотос или ряд деревьев и виноградная
лоза; иногда увит гроздьями
винограда и весь балдахин, под которым
сидит Осирис; иногда его самого
обвивают виноградные лозы. Точно так же
и гробница Осириса не изображается без
зелени: то рядом с ней растет дерево, на
котором сидит душа Осириса в виде
феникса; то дерево проросло через
гробницу, обвив ее своими ветвями и
корнями; то из самой гробницы растут
четыре дерева.
|