другую группу солярных сказаний входят
легенды о дочери солнца, его
возлюбленном глазе. Представления о
том, что солнце - это глаз, возникло в
Египте в отдаленнейшие времена.
Древнейший обитатель долины Нила
воспринимал солнце в виде огромного
глаза то небесного бога, то бога
солнечного, сокола или человека с
соколиной головой. Иногда солнце
мыслилось правым глазом бога, а луна -
левым: "Прозрели люди, когда сверкнул
твой правый глаз впервые. Левый же глаз
твой прогнал тьму ночную".
Чаще же всего солнечное око
представлялось в образе любимой дочери
солнца, могучей защитницы своего отца.
Ее называли именами различных богинь: Хатор,
Тефнут, Сохмет; ее изображали то змеей,
то львицей, то львиноголовой женщиной;
о ней и ее подвигах слагались сказания;
в ее честь справлялись торжественные
празднества.
Из легенд о дочери - оке солнца до нас
сохранились в основном два сказания.
Текст одного из них - "Сказания об
истреблении согрешивших людей"
обнаружен на стенах гробниц Сети I и
Рамсеса III и на втором футляре
Тутанхамона. Содержание же второй
легенды - "Сказания о возвращении
Хатор-Тефнут из Нубии" - было
восстановлено сравнительно недавно в
результате тщательной и кропотливой
работы ряда исследователей, собравших
этот миф, точно большую мозаичную
картину, из отдельных строк гимнов, из
отрывочных сведений праздничных
календарей, из сопоставления поздейших
литературных отражений мифа со всем
пестрым и отрывочным материалом,
который удалось обнаружить среди
длинных и сложных текстов на стенах
поздних храмов не только в самом Египте,
но и в далекой Нубии. Сказания эти
исключительно интересны, и анализ как
их самих, так и всей связанной с культом
богини Хатор-Тефнут праздничной
обрядности позволяет не только вскрыть
отразившиеся и в мифе и в культе
древнейшие представления и проследить
длительный путь дальнейшего развития
этих представлений, но и установить
глубокую связь их с целым рядом
важнейших звеньев в общей цепи
развития истории египетской религии.
Остановимся сначала на "Сказании о
возвращении Хатор-Тефнут из Нубии". В
кратких чертах содержание его сводится
к следующему. В те далекие времена,
когда еще бог Ра царствовал в Египте,
дочь его Тефнут, любимое его око,
покидает Египет вследствие какой-то
ссоры со своим отцом. Грозной львицей
бродит она в гневе по земле Бугем: "Пламенная,
владычица огня, повергающая врагов
дыханием своих уст, с пылающим сердцем,
опаляющая горы пламенем своим". Но
старый бог Ра тоскует о своем солнечном
оке и, по некоторым данным, нуждается в
защите своей могучей дочери против
угрожающих ему врагов.
Рис. 24. Тот и Тефнут.
Он посылает за Тефнут своего сына Шу и
бога мудрости Тота. Оба бога
превращаются в обезьян и отправляются
за богиней. Гнев Тефнут укрощается
премудростью и чарами Тота: "Тот,
умиротворяющий Пламенную своими
заклятиями... Тот дважды величайший,
владыка Гермополя, умиротворяющий
Пламенную, увеселяющий дочь Ра своими
прекрасными миротворящими словами".
Богиня соглашается вернуться, и
начинается торжественное шествие.
Всюду богиню встречают радостными
плясками, пеньем, музыкой и
приношениями вина и пива:
Ее величество
возвращалась из земли Бугем,
Чтобы увидеть Нил египетский
вместе со всеми чудесами
Земли возлюбленной...
Приносятся ей жертвы из всяких
прекрасных вещей, быки и гуси.
Играют ей боги на систрах, и
пляшут для нее богини.
Ударяют женщины в бубны для нее.
Возливали ей вино и приносили
масло,
и венок золотой был обвит
вокруг ее головы
О как прекрасно твое лицо, когда
ты возвращаешься и ты радостна!
Твой отец Ра ликует при твоем
появлении
Твой брат Шу радуется тебе
И бог Тот перед тобою...
Великая Девятка богов в ликовании
и восхвалении.
Обезьяны перед тобою и пляшут
перед твоим величеством,
Боги Бэсы
ударяют в бубны для тебя
О, владычица игры на систре! |
|