Еще в Нубии, в Омбосе,
происходит встреча Тефнут с ее отцом Ра,
и там же торжественно празднуется брак
богини с ее братом Шу:
Пришла Тефнут к этой
области
Вместе с ее братом Шу,
Когда она шла из Бугема,
Опустилась она в этой области...
И сказал Тот этой богине:
"Хорошо тебе будет в этой
области".
* * * *
Супруга прекрасная своего брата
Шу,
Пришла она из Кенсет вместе с ним
И они сочетались радостно в своем
городе. |
Из Омбоса торжественная процессия
направляется в Египет, и в каждом
городе на всем пути радостного
брачного шествия богини по Египту ее
встречают празднествами и пирами:
Дендера залита
хмельным питьем, прекрасным вином...
Филы исполнены ликования,
И весь Египет радуется...
Идет Хатор к своему дому...
О как сладостно, когда она
приходит! |
Из текстов, сохранивших нам сведения
о приведенном сказании, видно, что по
всему Египту устраивался большой
праздник брака Тефнут и ее возвращения
из Нубии. Надписи сохранили слова
песнопений, различные ритуальные
указания, описания процессий и их
участников. Сведения, сообщаемые
текстами, дополняются обнаруженными
вместе с ними на храмовых стенах
рельефами, изображающими как отдельные
эпизоды легенды, так и различные
моменты торжественных шествий.
Рассмотрим несколько подробнее и
самый праздник Тефнут и связанные с ним
обряды. В египетских календарях о
празднике Тефнут говорится, что "это
- день виноградной лозы и полноты Нила",
т. е. время расцвета природы Египта и
радостного оживления всей страны. В
полном соответствии с этим и весь
праздник брака и возвращения Хатор-Тефнут
был проникнут веселием и радостью. В
нем участвовало все население,
особенно женщины. В честь богини
плясали и пели песни, в изобилии лилось
вино и пиво. Существеннейшим моментом
праздника было, повидимому,
торжественное шествие, во время
которого изображалась встреча богини,
после чего шествие возвращалось
обратно в храм данного города. В
процессии участвовали жрецы и жрицы,
несшие культовые статуи и различные
предметы ритуала. Другие жрецы несли
дары - газелей, украшенных лотосами,
сосуды с вином, обвитые виноградными
гроздьями, сосуды с пивом, огромные
букеты цветов, украшения, диадемы,
ткани. Процессию сопровождали хоры
жриц, певших хвалебные песни и
потрясавших в такт систрами, и жрецов,
игравших на флейтах и арфах.
В свите Тефнут мы встречаем людей,
которые изображали ударявших в бубны
веселых божков Басов и обезъян,
игравших на лирах и призывавших богиню
следующими песнями:
Иди, спустись к Египту,
О газель пустыни,
О великая, могучая в Бугеме! |
В мифе об уходе Хатор-Тефнут в Нубию и
возвращении ее обратно в Египет и в
обрядах празднования этого
возвращения богини отразились
древнейшие представления, связанные со
сменой времен года, согласно которым
ежегодное обновление природы
объяснялось возвращением временно
удалявшегося духа растительности. Как
показали исследования в области
истории религии, подобное осмысление
смены времен года восходит к
отдаленнейшим периодам и является как
бы первым этапом широко развивающихся
впоследствии мифов об умирающих и
воскресающих богах природы. Легенды о
смерти и последующем воскресении
подобных богов обнаружены у многих
народов: таков вавилонский миф о
Таммузе, сирийский об Адонисе,
малоазийский об Аттисе. С одним из
аналогичных сказаний - об Осирисе мы
встретимся еще и на почве Египта.
Однако сказания о смерти и
воскресении божеств природы не
являются первоначальными. Древнейший
человек, не представлявший себе столь
абстрактного понятия, как небытие, и
мысливший смерть как бытие в другом
месте, как уход в другую страну,
связывал омертвение и последующее
оживление природы с уходом духа
природы и его возвращением. На более
ранних ступенях развития
человеческого общества именно таким
временным уходом духа и объясняют
зимнее или засушливое время года в
различных странах. На разбираемых
представлениях отразились и
древнейшие тотемистические культы:
обычно исчезающий и вновь появляющийся
дух природы мыслится в образе зверя или
оказывается так или иначе связанным со
зверем.
|