Исключительное значение
нильских разливов для всей жизни
Египта не могло не наложить своего
отпечатка на египетский фольклор. И
змей - поглотитель подземного Нила и
змей - хранитель истоков Нила земного
равно родственны змеям - поглотителям
дождей, змеям подземных вод и змеям -
хранителям земных озер и источников
аналогичных африканских сказаний и
подобно им являются существами вод ной
стихии.
Эту параллель можно продолжить и
дальше. Выше мы приводили суданское
сказание о змее, охранявшем колодец и
периодически требовавшем от людей за
пользование водой выкуп - девушку.
Вспомним в этой связи, что и в Египте
еще в арабское время существовал
обычай приносить в жертву Нилу в случае
запоздалого или недостаточного его
разлива девушку, называвшуюся невестой
Нила. И как суданский змей в
аналогичной легенде, получая девушку,
дает необходимую для жизни людей воду,
так и змей - Нил, получив жертву -
невесту, праздновал свой брак и,
возвращая жизнь природе и людям,
заливал землю Египта своей
оплодотворяющей влагой.
Мы отмечали выше широкое
распространение в Египте сказаний о
борьбе солнечного бога с его врагами;
мы видели, что отзвуками этих сказаний
были полны и солярные гимны, и храмовые
ритуалы, и магические тексты.
Интересным вариантом подобных легенд
является заговорно - магический текст,
сохранившийся на одном из папирусов.
Это - "Сказание о Ра и змее", в
котором рассказывается о том, как Исида,
богиня "великая чарами", "госпожа
волхвований", пожелала узнать тайное
имя самого бога Ра. В основе сказания
лежит таким образом представление о
том, что часть сущности человека,
божества, зверя, вещи заключена в его
имени и что знание имени кого-либо
отдает его во власть узнавшего имя.
Содержание сказания заключается
вкратце в следующем. Исида, желая
получить власть над самим Ра, решает
узнать его тайное имя, "которое
нарекла его мать при рождении". Она
изготовляет змея из земли, смешанной со
слюной Ра, и кладет его на пути
солнечного бога. Змей жалит Ра, и яд
начинает "пылать огнем по всем жилам
бога". Испытывая сильнейшие муки, Ра
умоляет богов избавить его от них, но
боги бессильны против неизвестной им
болезни. Одна Исида вызывается
исцелить Ра своими волхвованиями,
однако она при этом заявляет, что для
этого ей необходимо знать подлинное
имя Ра. Ра этого имени открывать не
хочет и перечисляет ей множество своих
имен и прозваний, не упоминая, однако,
среди них своего тайного имени. Исида
отказывается его излечить, боль от яда
становится все сильнее, и тогда
окончательно измученный старый бог
открывает Исиде свое имя.
Торжествующая богиня начинает
произносить свои заклятия и после
продолжительной речи исцеляет Ра. Цель
ее достигнута, она обладает тайным
именем царя богов, а, следовательно, и
властью над ним. Текст заканчивается
выражением уверенности в том, что как
исцелился от яда Ра, так исцелится и
всякий человек, страдающий от яда змеи,
над которым будет прочтено это
сказание. Как видно по этим
заключительным фразам текста, он
являлся заговором против укуса змей.
Весь рассказ об укусе змеем солнечного
бога Ра и исцелении последнего
заклинаниями богини Исиды служит
магическим прообразом для каждого,
подвергшегося укусу змеи: как был
исцелен Ра, так да исцелится и (имя рек)
от прочтенных заклятий. В самой
последней фразе текста указывается
даже над изображениями каких именно
божеств нужно читать текст. Для нас
особый интерес представляет, однако,
самый рассказ, который должен служить
магическим прообразом исцеления для
объекта данного заговора и является, в
сущности, своеобразным вариантом все
той же уже хорошо известной нам по
вышеприведенным сказаниям темы о
змееборчестве солярного божества.
|