Рис. 22. Двери горизонта.
Таково было содержание мифа о
еженощной борьбе Ра и Апопа, бога
солнца и змея преисподней.
Особо следует остановиться на том
характерном приеме, который применяет
Апоп в борьбе со своим солнечным
противником, - поглощении воды
подземного Нила. По верованиям многих
народов, змеи являются виновниками
исчезновения различных источников
влаги и, в частности, дождя, и
прекращение длительного дождя в ряде
случаев приписывается тому, что его
выпила огромная змея. Такие сказания
раскрывают образ выпивающей дождь змеи:
это - радуга, изгибающая свое пестрое
тело по небу, свободному от выпитого ею
дождя. В подобных легендах о змеях-поглотителях
воды сохранились следы все тех же
представлений о змее как существе
водяной стихии, первобытного хаоса,
которые мы отмечали выше; и не случайно
в ряде легенд радужный змей-поглотитель
дождя вполне отчетливо
характеризуется как змей преисподней,
тело которого находится под землей, а
голова на небе. Так, по верованиям
африканского племени эве, радуга - это
подземная змея, поднимающая голову к
облакам и поглощающая дождь. Сказания о
змеях-радугах, поглотителях воды,
вообще широко распространены среди
африканских народов. Исключительно
интересно в этом отношении сказание
племени кикуйу о змее с прозрачным
именем Радуга (Мукунга-Мбура), с которым
борется герой с не менее прозрачным
именем Сын солнца (Вадуа).
Обычным следствием победы солнечного
змееборца бывает извержение
побежденным змеем проглоченной им воды,
и понятно поэтому, что с
представлениями о змеях - поглотителях
воды тесно связаны сказания о великих
ливнях или разливах, происходящих в
результате убийства или смертельного
ранения змея. С другой стороны,
представления о змеях, поглощающих и
тем самым прячущих воду, как бы
хранящих ее, связаны и с
представлениями о змеях-хранителях
колодцев и источников.
Сказания об источниках, охраняемых
змеями, также широко распространены в
фольклоре Африки: в существование
таких змеев верят и ваньяруанда, и
готтентоты нама, и живущие в дельте
Нигера ийо.
И подобно тому как в сказаниях о змеях
- поглотителях воды солярный герой,
убивая змею - радугу, возвращает
похищенную ею воду, так в ряде сказаний
о змеях - хранителях источников герой (безразлично,
человек, бог или зверь) убивает такого
змея и добывает хранимую им воду для
своего племени. Так, в западном Судане
рассказывают о змее, охранявшем
единственный в округе источник и
требовавшем за воду еженедельный выкуп
в виде девушки. Герой-пришелец убивает
змея и добывает таким образом воду для
деревни. У племени ремба известно
сказание о восьмиглавом змее,
хранившем воду; его убивают львенок и
молодой бык.
В свете приведенных представлений о
змеях - хранителях источников
приобретает особый интерес
изображение пещеры, из которой, по
представлению египтян, берет свое
начало Нил. Внутри этой пзщеры
изображен сам Нил в виде божества,
изливающего воду из двух сосудов, а
вокруг пещеры, огибая ее со всех сторон,
обвивается огромный змей, являющийся,
очевидно, стражем и хранителем истоков
Нила, Перед нами несомненная параллель
к приведенным выше сказаниям о змеях -
хранителях источников. Подобно
восьмиглавому змею племени ремба и
змеям других африканских сказаний,
великий змей - хранитель истоков Нила
стережет свое сокровище - драгоценную
нильскую воду.
Рис. 23. Змей охраняет истоки Нила.
Выше мы видели, что змей Апоп еженощно
поглощает воду подземного Нила и
именно эту воду заставляет его
изрыгнуть обратно солярный змееборец
египетских преданий. Вполне понятно,
почему именно с Нилом связаны в Египте
сказания о змеях, сохранившие хотя бы в
рудиментарном или переосмысленном
виде представления о змеях как
существах водной стихии.
|