В свете всего сказанного
становится понятна та почва, на которой
возник в древнем Египте миф об уходе
богини Хатор-Тефнут в Нубию. Дошедшие
до нас позднейшие обработки мифа
позволяют проследить, что корни его
восходят к отдаленнейшим временам и
что еще в условиях родового общества
складывались в Египте сказания об
уходе женского духа растительности
куда-то далеко в южные края, туда,
откуда после мертвящего периода зноя и
засухи появляются новые воды Нила,
которые заливают высохшую землю и
приносят жизнь всему живущему в Египте:
растениям, животным, человеку. Расцвет
природы Египта происходит постепенно,
по мере приближения с юга новой
нильской воды, оживляющей сначала
южные области и затем уже земли,
расположенные все дальше и дальше к
северу. Радостный приход богини,
приносивший изобилие и веселье стране,
происходил, согласно легенде, оттуда же,
с юга, и миф рассказывает, как в своем
торжественном шествии из Нубии богиня
сначала останавливается во всех южных
городах и затем постепенно идет из
города в город к северу.
В результате отражения на
разбираемой легенде древних
тотемических представлений в
различных местностях Египта богиня
мыслилась в образах львицы, кошки, змеи,
соколицы, коровы. В связи же с
соляризацией религиозных
представлений, с одной стороны, и с
изменением родовых отношений - с другой,
она стала дочерью солнечного бога, и
миф изобразил ее грозной защитницей
своего отца.
Правильность приведенного
объяснения мифа об уходе и возвращении
Хатор-Тефнут подтверждается и всей
обрядностью ее праздника. Мы уже видели,
что праздник Тефнут был праздником
возрождения природы, будущего изобилия
и урожая, отметили сопровождавшие его
веселые шествия, встречу богини
цветами и дарами, радостные песни и
пляски, обильное питье и еду - черты,
свойственные празднику обновления
природы.
Очень показательно, что в песнях,
которыми славили на этом празднике
Тефнут, она называется как подлинная
богиня вина и изобилия "владычицей
опьянения" а одного из ее спутников,
приведших ее, согласно легенде, в
Египет, бога Тота, в тех же песнях
величают "владыкой вина", "владыкой
опьянения и радости".
Представления о возвращении богини, с
которым связывали оживление природы,
соединялись с представлениями о ее
браке, который обусловливал принесение
плодов всей природой, ибо считалось,
что если богиня природы, зачиная в
весеннем браке с небесным божеством,
рождает затем свое дитя, то тем самым и
вся природа, зачиная во время весеннего
обновления, рождает затем свои богатые
плоды. Такие "священные браки"
богинь природы были важнейшим моментом
весенних праздничных обрядов в ряде
стран. Так, в Вавилоне праздновали брак
богини Иштар и бога Таммуза. В горах
Малой Азии, на склонах ущелья Язили-Кая
сохранились рельефы, показывающие "священный
брак" Хеттской великой матери: стоя
на диких зверях, в торжественном
шествии встречаются здесь хеттские бог
и богиня. В Греции ежегодно справляли в
Элевсине брак богини земли Деметры и
бога неба Зевса, причем важнейшим
моментом праздника было вынесение
колоса, который считался плодом этого
брака. Аналогичный "священный брак"
богини в Египте справлялся во время
праздника возвращения Хатор-Тефнут из
Нубии. Об этом говорят тексты:
Пришла она с ее братом,
И сочетался он с ней на
празднестве,
И радостны сердца их вместе. |
Это же подтверждают и
изобразительные памятники. На
внутренней стороне внешней стены храма
в Комомбо сохранился прекрасный рельеф,
изображающий брак Хатор-Тефнут и Шу-Онуриса.
В центре изображения на троне сидит
сама богиня в высокой короне, с
ожерельем на шее, с жезлом и знаком
жизни в руках. К богине подходят боги Шу
и Тот, а за нею стоят ее отец бог солнца
Атум-Ра и отец последнего Танен,
праотец всех богов. Очень характерно,
что в связи с брачными празднествами
Тефнут часто величают "прекрасной
сестрой":
Сестра прекрасная,
Тефнут на троне великом,
Сестра прекрасная, владычица
Омбосская,
Тефнут, диадема отца ее Ра. |
В древнем Египте слово "сестра"
означало и "возлюбленную", слово
"брат" - "возлюбленного", "брат"
и "сестра" являются в египетской
любовной поэзии обычными
обозначениями любящих. И хотя Тефнут и
Шу были, по египетской мифологии,
братом и сестрой, детьми одного отца -
солнца, тем не менее появление
постоянного эпитета "прекрасная
сестра", которым величают Тефнут
хвалебные песни ее брачного праздника,
связано именно с моментом ее брака и с
ее ролью возлюбленной невесты ее брата-жениха
Шу. Это подтверждают те же песни, прямо
называющие- ее "супругой прекрасной
брата ее Шу", а этого последнего - "прекрасным
супругом Хатор".
|