Но этого мало: Амон не только
облечен во все царские инсигнии и
владеет всеми землями, над которыми
простиралась власть царя Египта, но:
Его - список каждый с
перечнем земель.
Начало веревки вплоть до конца ее...
Его - царский локоть который
обмеряет камни, |
т. е. он как и фараон, является
владельцем и кадастровых списков,
основы фиска даже "веревки" -
неизменного орудия обмера земли.

Рис. 11. Бог Амон-Ра. |

Рис. 12. Стела с молитвой Амону. |
В целях закрепления и усиленного
распространения ученья о божественном
происхождении царской власти бог-творец
мира объявляется отцом фараона по
плоти, и в религиозной литературе
Египта образ бога-творца все теснее и
теснее переплетается с чертами фараона.
Вкординационных и победных гимнах
фараонов и в гимнах богам-демиургам мы
найдем одни и те же постоянные эпитеты,
одни и те же основные сравнения - со
львом, быком и соколом, прославление
единого и общего образа фараона-бога и
бога-фараона как всемогущего владыки и
милостивого господина и защитника. Те
же три основные момента подчеркиваются
при воспевании и бога-творца и фараона:
и тот и другой изображаются, во-первых,
наводящими на врагов смертный ужас
всесильными завоевателями, во-вторых,
властителями мира и, в-третьих
заботливыми правителями, под
управлением которых процветают люди.
Одновременно внушается
представление о том, что бог-творец
особой неизменно покровительствует и
всячески поддерживает своего
возлюбленного сына и избранника
фараона; не случайно автор поэмы о "Битве
при Кадеше" заставляет Рамсеса II в
трудную минуту грозящего ему поражения
в бою с хеттами обращаться с берегов
далекого Оронта за помощью к своему "отцу",
богу Амону-Ра, и в следующих выражениях
требовать поддержать "сына":
Что же будет теперь,
отец мой Амон?
Иль не вспомнит отец о сыне своем?
Творил ли я что помимо тебя?
И ходил, и стоял я по воле твоей.
* * * *
Иль не строил я тебе много
памятников,
Не дал в храмы твои моих пленников?
Я построил тебе храмы долгих лет,
Дал имущество мое тебе в
собственность.
* * * *
Посылал я в моря корабли для тебя,
Да доставят тебе приношения стран. |
Таким образом, все действия царя как
бы освящаются авторитетом бога-творца,
ибо провозглашается, что все поступки
фараона совершаются им согласно воле
его отца, бога, старейшего и
сильнейшего из всех богов, создателя и
самих богов и всей вселенной.
Жречество вообще умело и
разнообразно пользуется мифами в целях
своей пропаганды. Широко известные
древние легенды неизменно повторяются
в религиозных гимнах, и посреди строф,
то восхваляющих Амона-Ра как творца
богов, людей, животных и растений, то
воспевающих его постоянную борьбу и
неизменную победу над извечным его
врагом - чудовищным змеем, мы находим
строфы, полные пламенной проповеди
культа Амона и пропаганды его
знаменитой святыни - Карнакского храма:
Отражающий зло,
отгоняющий болезни...
Отверзающий очи, отвращающий беды...
Спасающий любимого, даже если он в
преисподней...
Слышащий вопли взывающего к нему,
Мгновенно приходящий издалека к
зовущему его,
Он удлиняет жизнь и сокращает ее.
Амон - это водяное заклятье, когда
имя его на воде:
Бессилен крокодил, когда звучит
его имя...
Лучше он, чем миллионы тому, кто
положил его в своем сердце
И сильнее один именем его, чем
сотни тысяч.
|
|