|
|
||
| Однако основное значение
мемфисской легенды не в этом:
исключительно важна огромная разница в
самом процессе мироздания в
гелиопольском и мемфисском сказаниях.
В то время как в первом бог-творец
зачинает первую пару богов,
проглатывая свое семя, извергнутое им в
его собственный рот, и затем рождает
эту пару богов, выплевывая их изо рта, в
мемфисской легенде бог творит "сердцем
и языком", т. е. мыслью и словом: "Оно
(сердце, - М. М.) дает выходить всякому
знанию и язык повторяет все задуманное
сердцем".
Таким образом, бог-творец создает богов и всю вселенную путем изречения своей мысли. Это существеннейшее принципиальное различие обоих сказаний, явившееся в результате разных мировосприятий двух отдаленных друг от друга не только по времени, но и по общественному развитию исторических этапов египетского общества, своеобразно подчеркивает и сам текст мемфисской легенды, указывая, что "Девятка богов" Птаха - "это зубы и губы в этих устах", в то время как "Девятка богов Атума возникла через его семя и его пальцы". Также мыслью и словом творит Птах богов, города, искусства, жизнь для праведных и смерть для грешных: "И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов, согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей... И он родил богов, он создал города, он основал номы, он поставил богов в их святилища, он учредил их жертвы, он основал их храмы, он создал их тела по желанию их сердец. И вошли боги в свои тела из всякого дерева, из всякого камня, из всякой глины". В полном соответствии с различием процессов творчества находится и различие творимого Птахом от того, что создавали боги прежних сказаний: миф о боге-творце, возникший уже на почве рабовладельческого Египта, не позволяет этому творцу ограничиться рождением богов и созданием природы, а заставляет его создавать области и города, основывать храмы и даже организовывать все местные культы вплоть до определения положенных каждому богу жертв и обеспечения богов статуями из избранных ими материалов. Перед нами картина сотворения мира, разительно отличающаяся от всех предшествующих и ясно указывающая на то, что породившие ее религиозные взгляды были уже совершенно иными, сложившимися в новых, отличных от прежних общественных условиях. Эти новые общественные условия отразились не только во вновь появившихся сказаниях, но и на ряде уже известных нам легенд, возникновение которых относится к более ранним периодам и которые теперь подверглись существенным изменениям. Основным действующим лицом и мифов и гимнов, повествующих о сотворении мира, является теперь боготворец, явно принимающий облик фараона и наделенный всеми атрибутами царской власти. Это уже не прежний племенной бог, подобный древнему Гебу, так и вошедшему в египетский пантеон с архаическим родовым титулом "владыки богов": творцом мира в религиозных гимнах выступает теперь бог-царь, и будет ли это Амон-Ра, Птах или Хнум, он равно облечен всеми чертами царей Египта. Так, знаменитый "Большой гимн" Амону,
сохраняя представление о том, что бог-творец
есть
Амон назван "Повторяющим коронования в Гелиополе", имя его заключается в особый овал, которым всегда окружались имена фараонов, и гимн, восхваляя его как творца всего мира, величает его в то же время всеми титулами фараонов и подробно перечисляет все короны и жезлы, которыми владеет царь богов:
Так же как и в "Большом гимне", творец мира наделен всеми чертами земного владыки Египта и в другом гимне Амону, где последний также поставлен в центре древнейших мифов о сотворении мира, причем здесь соединены воедино несколько различных версий древних космогоний. Подобно фараону, Амон-Ра объявляется теперь грозным владыкой мира: |
||
|
|
||