ШАКАЛ
Анубис
взвешивает сердце
усопшего. Фрагметн
виньетки из "Папируса Ани"
Принято считать, что некоторые боги
имеют облик шакала, хотя в
зоологическом смысле это, скорее,
образ какого-то другого животного.
Греки видели в Упуауте волка, в
Анубисе - собаку. Если иметь в виду
последнюю, то, должно быть, речь шла о
дикой собаке, живущей в пустыне и
скрещенной с волком или шакалом.
Сведения о сжирающих трупы собаках
послужили причиной того, чтобы
считать представителей семейства
собачьих символическими животными
смерти и проводниками в нижний мир.
Хонтаменти является хозяином
некрополя в Абидосе; входивший во все
времена в верования о мертвых Анубис
при Птолемеях считался проводником
душ. Даже воинственный Упуаут мог
считаться богом мертвых.
ШКУРА
Шкуры животных являются важнейшим
символом внешнего превращения, с
помощью которого человек хочет
указать, а затем и получить в конечном
счете изменение внутреннее. Шкура при
этом - символ переходной стадии. В
качестве знака "рождение" служат
три лисьих шкуры. Присутствующий при
рождении защищающий дух Бес вначале
носил на спине львиную шкуру, позднее
на груди шкуру пантеры. Со шкурой, под
которой лежал Текену (т.е. фигура,
заменяющая умершего), была, по-видимому,
связана идея повторного рождения.
Важнейший ритуал выхода для
дальнейшей жизни после смерти
исполнял так называемый заместитель
жреца, в качестве одежды служителя он
носил шкуру пантеры. Многие саркофаги
из Древнего царства имеют на своих
крышках рельеф шкуры пантеры.
ШТАНДАРТ
Слева
направо:
Знак Хонс;
Штандарт Упуаута
Укрепленная на деревянном шесте
эмблема появилась в предысторическое
время. На культурной ступени Негаде II
на глиняных сосудах и наскальных
рисунках корабли изображались со
штандартами. Значение отдельных
эмблем однозначно не объясняется. В
исторические времена можно указать на
применение трех видов штандартов:
- Штандарты богов с изображениями и
символами отдельных божеств. Они
играли большую роль в культе царя, и
их несли с собой жрецы во время
процессий. Когда царь умирал, его
сопровождали на последнем земном
пути штандарты богов, эти штандарты
назывались "проводы Гора".
Первым несли штандарт Упуаута,
божественного "открывателя пути"
(в образе собакоголового животного),
за ним следовали сидящий сокол,
стоящий ибис, шагающий Сет в виде
животного, так называемый знак Мин (гарпун
с двумя наконечниками?) и так
называемый знак Хонс. Достойны
упоминания два толкования
последнего: тронная царская подушка
для сидения и сосуд для плаценты
царя, которая рассматривалась как
сущность-близнец властителя.
- Штандарты номов состояли из древка
и знака нома, который обычно
изображал бога нома или - по
верованиям тогдашнего времени -
предмет, заключающий в себе власть.
- Военные штандарты, которые несли
как знак власти и победы, а также
образы богов.
ШУ
Шу
и Тефнут
в облике льва
По древнему мифу, Шу вышел как
дыхание из носа прабога Атума. Вместе
со своей сестрой и женой Тефнут (сырость)
Шу (воздух) олицетворяет необходимые
для жизни силы. Сверх этого, Шу
отождествляется с солнцем, а Тефнут - с
луной. Двое их детей - это богиня Неба
Нут и бог Земли Геб. Поднятыми руками
бог воздуха, отец, выгибает небо вверх
и отделяет его таким образом от земли;
Шу перенимает функцию носителя неба.
Путем отождествления Атума с Ра Шу
становится "сыном Ра", и тогда
борющийся за солнце Шу получает
иногда голову льва. В других случаях
он изображается в человеческом облике
со своим знаком-картинкой (пером) на
голове.
ЩИТ
Щит является древним знаком для
слова «защита»; как символ и главное
украшение он относится к божеству
защиты и судьбы Хемсут, которая также
выступает как женское подобие ка. На
щите расположены две стрелы. Все это
представляет герб нома Саис и
культовый символ богини войны Нейт.
Возможен и другой символ Нейт - прямой
угол с двумя предметами, похожими на
крюки - не что иное, как стилизованный
щит с двумя стрелами; другое
толкование объясняет изображенное
как две вложенные в колчан стрелы.
Этот знак является часто и головным
украшением богини, например, на
банкетке Тутанхамона. Щит вместе с
секирой является атрибутом бога войны
и защиты, перенятым во время Нового
царства ханаанскими и финикийскими
народами. Упомянем здесь еще, что щит (из
крокодильей кожи) служил идеограммой
для слова "черный".
|