ЦАРЬ
Псусеннес
I,
1040-990 гг. до н.э.,
21-династия
Для египтян царь был точкой
кристаллизации всего сущего. Он был
дверью между этим миром и
потусторонним миром, так как он нес в
себе оба бытия; он был и человек, и бог.
"Тексты Пирамид" (1037) говорят о
царе, что "ни один член (его тела) не
свободен от бога". Это означает, что
царь объединяет в себе всю
божественную власть. Голова
соответствует Гору-соколу, лицо - "открывателю
пути", нос - Тоту, бедра - богине
лягушек; даже ягодицы находят свое
соответствие в богинях Изида и
Нефтида, вместо которых уже во времена
пирамид выступают дневная и ночная
ладьи. Как сын бога Ра, царь был "живым
образом на земле" бога Солнца. Через
культовый "ход вокруг стены" он
владел символически своим
государством. Вместе с плетью и крюком,
знаками земного правителя, он носит
часто относящийся к богам скипетр уас,
а его голова украшалась уреем, т.е.
огненным глазом бога Солнца Ра. К
царскому наряду относится хвост
животного; в нем видят прежде всего
несущий чары охоты хвост собаки;
египтяне толковали его как хвост быка,
так как их царь считался "сильным
быком".
ЦВЕТА
Слово "цвет" для египтян
означает одновременно "сущность";
цвет есть не что-то случайное, а нечто
свойственное предмету. Когда
говорится о богах, что не знают их
цвета, то это означает непостижимость
их сущности. В живописи краскам сверх
функции заполнения (покрытия)
плоскости приписывают характер
движения; так, противостоит
агрессивному способствующему жизни и
угрожающему жизни красному цвету
опускающийся и снова вытекающий в
бесконечность синий цвет. Синяя
раскраска Амона означает его
космическую сущность. Другие боги
носят синие парики или синие бороды.
Амбивалентность цветов особенно
проявляется у черного цвета: намек на
смерть и преисподнюю, но одновременно
и на возрождение. Зеленый цвет
считается цветом растительности; "делать
зеленые вещи" означает приносить
добро, в противоположность "красным
вещам", которые указывают на зло. У
Озириса как бога растительности (а
также как возрождающегося) было
прозвище "Великий Зеленый". Цвет
является также средством
распознавания пола: темно-рыжие
мужчины противопоставляются
соломенно-желтым женщинам. Таким
способом были раскрашены статуи
Рахотепа и Нофрит уже в начале
четвертой династии.
ЦВЕТЫ
Богам и умершим приносили в дар
цветы. Собранные в букеты, они служили
в качестве жертвоприношения.
Возвращающегося с победой домой царя
встречали цветами. В разное время
цветы в букетах устанавливались на
подставках, которые имели форму банта
жизни. Этот обычай указывает на более
глубокое значение. Считается, что в
букетах присутствуют сами боги, в
запахах цветов проявляется
божественное благоухание. Цветы
становятся представителями божества,
так появляется бог созидания
Харсомтус (в образе ребенка или змеи)
на лотосе, а У то - вместе с Хатор -
называют "той, которая на своем
цветке папируса". Наконец, нужно
указать еще один цветок, который стоит
за богом Мином на маленьком храме.
Слово "букет" в египетском языке
имеет такое же звучание, как слово "жизнь".
Букеты цветов являются символом жизни
и поэтому играют важную роль в культе
мертвых. Картины из Нового царства
изображают в некоторых случаях на
месте просветленного умершего букет,
что должно означать, что умерший вошел
в вечную весну. Как символ расцвета
жизни цветок связан с началом мира:
лотос был кровью, которая возникла из
первоводы.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ
Изображение, возвращающее нас в
раннюю эпоху, показывает
торжествующего над врагом царя: он
держит за волосы противников и
наносит булавой смертельный удар. Эти
картины - особенно изображенные на
пилонах храмов - носили только
символический характер. Конечно,
принесение человека в жертву
случалось в доисторические времена.
Многие раскрытые захоронения
показывают, что еще во время первой
династии при погребении царя убивали
слуг и рабынь, чтобы они в
потусторонней жизни были готовы ему
помочь. В последующем удовлетворялись
фигурами, заменяющими людей.
Символическое приношение людей в
жертву известно со времен пирамид: во
время погребения разбивались
глиняные фигуры закованных людей и
глиняная посуда с нацарапанными на
них именами враждебных князей. На
замену имевших место первоначально
человеческих жертв жертвами животных
возможно указывает печать, на которой
выбиты выбранные животные; она
показывает человека со связанными за
спиной руками, стоящего на коленях, с
ножом у горла.
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ
Строго говоря, черный цвет не
является цветом, скорее, это отрицание
всех цветов. Это напоминание о
подземном царстве, повелитель
которого, Озирис, часто называется "черным".
Покровительница некрополя в Фивах,
царица Ахмес-Нофретер, изображалась
преимущественно чернокожей, хотя она
не принадлежала по происхождению ни к
нубийцам, ни к неграм. Боги мертвых
Анубис и Хонтаменти изображались в
образе лежащей собаки (или шакала) с
совершенно черной шкурой. Черный цвет
счихался также цветом возрождения.
Черный бог - это "господин белой
страны"; на одном изображении в
храме Эль-Бари бог мертвых обещает
вновь родившейся царице Хатшепсут
долгую жизнь. Изображения Мина, бога
плодородия и зачатия, согласно
древнему ритуалу, окрашивались смесью
живицы с угольной пылью.
ЧЕТЫРЕ
Четыре - это число небесных
направлений, так, уже в "Текстах
Пирамид" (470) говорится о
космическом быке с четырьмя рогами,
который следит за небесными путями.
Четыре лица, снабженных рогами,
образуют верхнюю часть пудреницы
Нармера; это богиня неба, которая со
всех сторон взирает на победу своего
сына (царя). Всеобщность бога-творца
Хнума показывается в четырех
ипостасях его сущности; он - ба бога Ра
(небо), Шу (воздушное пространство),
Геба (земля).и Озириса (подземное
царство); как ба равных божеств он также
называется бараном Мендеса. Число
четыре имеет значение в культе
мертвых: четыре человека несут гроб,
все инструменты и утварь с четырьмя
сторонами, также канопэ с
внутренностями умершего, которые
охраняют четыре сына Гора; четыре
богини (Изида, Нефтида, Нейт и Селкет)
защищают алтарь канопэ. Сыновья Гора
связаны с четырьмя сторонами света:
Имеет в человеческом облике - с югом,
Хапи с головой обезьяны - с севером,
Дуамутеф с головой шакала - с востоком
и Кебелсенеф с головой сокола - с
западом. Психоаналитик К. Г. Юнг
указывает на аналогию с видением
Иезекииля, где четыре херувима (с
лицами человека, животных и птицы)
символизируют четыре стороны света.
ЧИСЛА
Число один является символическим
указанием на происхождение, на
первобытные времена, которые
описываются как "прежде чем
возникли в этой стране еще две вещи".
Два -это выражение для понятия двойной
(два противоположных) и тем самым для
создания верха и низа, дня и ночи,
мужчины и женщины (дуализм). У многих
народов три является всеобъемлющим
числом; основное отношение - отец, мать
и ребенок есть зеркальный образ
божественного мира. Как пример,
приведем триаду в Фивах (Амон, Мут и
Хонс), или семью Озириса с Изидой и
Гором.
|
|
|
|
|
или |
|
сто |
тысяча |
десять
тысяч |
сто
тысяч |
Миллион |
На основании деления дня на три
части (утро, полдень и вечер) трижды в
день исполнялись молитвы и
жертвоприношения. Четыре
характеризует стремление охватить
пространство. В культе солнца в
Гелиополе четырехсторонние алтари
были расположены согласно сторонам
света. Удвоение четверки вело к
восьмиграннику Гермополя, в котором
объединены четыре пары древних богов.
В магии и мифах, вероятно, самое
значительное число -семь. Это число
совершенства. У Ра семь ба, по каждому
от отдельных богов, чтобы оно было
семикратным, так же у Хатор и Маат.
Число судей мертвых 42 является
шестикратной семеркой. Под девяткой
египтянин понимал совокупность людей.
Девять луков символизируют
подчиненные царю народы. Термин "девятка"
означает всеобщее содружество богов,
самым значительным оно было в
Гелиополе, к которому относились
также Изида и Озирис. Об
универсальности этого понятия
говорит то, что в Абидосе девятка
состояла из семи, а в Фивах из
пятнадцати божеств. Число тысяча (идеограмма
в виде цветка лотоса) является
символическим выражением для
большого количества и встречается
часто в таком смысле в списке
жертвоприношений. Иероглиф 100000 - это
головастик, который водился в Ниле в
неимоверном количестве. Для миллиона
служит изображение стоящего на
коленях бога Хах; он часто приводится
как символическая цифра бесконечного
множества лет (вечности) на сосудах и
украшениях; в этом случае он несет в
своих вытянутых руках пальмовую ветвь.
|