ЭГИС
Неточное значение слова "эгис" -
шейное украшение в виде воротника,
который имеет назначение защитного
символа. В "Книге Мертвых"
имеется изречение: "шейный воротник
из золота, который в день похорон
кладется на шею просветленного".
Эти воротники часто имели украшение в
виде головы сокола или в виде урея.
Надевание воротника символизирует
объятия божественных рук. В храме
Сетоса I вблизи Абидоса в помещении Ра-Хорахти
находится картина, на которой царь
подносит шейный воротник с
подвешенной к нему нагрудной дощечкой
для облачения изображения бога (иконы).
Этот ритуал относится к утренней
службе, причем жрец говорит: "О, Атум,
можешь ли ты обхватить своими руками
Ра-Хорахти, чтобы он жил вместе со
своим ка вечно!". Шейные воротники
под головами животных (символами
богов) украшали также носовую и
кормовую часть ладей богов. Словом "эгис"
позднее стали обозначать подвешенное
к колье украшение с изображением
божества.
ЭМБЛЕМА НОМА
Обычно в качестве эмблемы нома
служили первоначальные образы богов
номов в обличье животных и редких
растений или сакральных мест, которые
пришли из раннего и даже
доисторического периода. Номы,
расположенные на северо-западном краю
дельты Нила и на юге Верхнего Египта,
возникли позже, поэтому эмблемы этих
номов не всегда стоят на их штандартах.
Номы назывались по их символам (см.
рисунки на соседней странице); в
качестве примера приведены эмблемы
нижнеегипетских номов:
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
|
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
|
|
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
|
|
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
|
|
|
17 |
18 |
19 |
20 |
- "Белый замок" столицы Мемфис -
рядом с идеограммой слова "стена"
стоит знак "белый".
- "Бедро". Столица Летополь -
первоначально приносимое в
качестве пожертвования бедро
крупного рогатого животного.
- "Западный ном" - эмблема нома с
названием «запад» (в других
словосочетаниях без птицы).
- "Южный щит" - щит богини Нейт,
рядом стилизованный тростник со
знаком "юг".
- "Северный щит" - растение
папирус, обозначает "север".
- "Горный бык" - знаки "гора"
и "бык".
- "Гарпун", западный ном - рядом
с лодкой, оборудованной гарпуном,
знак "запад".
- "Гарпун", восточный ном - рядом
с лодкой, оборудованной гарпуном,
знак "восток".
- "Анецти", имя бога. Столица
Бузирис.
- "Черный бык". Столица Атрибис.
- "Хесеб-бык".
- "Корова с теленком". Столица
Себеннитос.
- Название, объясняемое
неоднозначно; читается частично "невредимый
(неприкосновенный) скипетр",
частично "Правитель Анецти".
- "Восточный ном" - точное
значение "Передний восточный ном",
так как рядом с обозначением
востока стоит знак-картинка "перед,
впереди, передний" (в виде стоек
для кувшинов).
- "Ибис". Столица Гермополь.
- "Плавник рыбы". Столица Мендес,
эмблема нома -рыба лепидот. Богиня
нома Хатмехит (изображенная с рыбой
на голове).
- "Бехдет", т.е. трон - эмблема
нома здесь описана не через
священный предмет, а с помощью
последовательности согласных:
слева наверху "bh" (на картине
зубы), внизу "d", справа вверху
"t", внизу указательный знак "город".
- "Дитя царя. Передний ном".
Столица Бубастрис, стойка для
кувшинов - это знак для обозначения
"передний".
- "Дитя царя. Последний ном".
Столица Танис - задняя часть
животного называется "конец".
- "Сопду", имя бога нома, чье
священное животное - сидящий сокол с
двумя торчащими перьями.
В египетских храмах эмблемы нома
изображались только над головами
богов номов, имеющих образ человека:
на южной стене храма 22
верхнеегипетские эмблемы, на северной
стене 20 нижнеегипетских.
ЮН
Юн, что означает "тростник", -
древний фетиш города Гелиополя. Его
воздвигали при торжественном ритуале,
часто на него ставили голову быка. В
сочетании с обелиском (солнечным
символом) тростник становился
символом луны. Позднее Озирис в своем
качестве бога Луны получает имя Юн.
ЯЙЦО
Как вместилище зарождающейся жизни
яйцо играет большую роль в
представлении о начале мира. Согласно
древнему мифу, первый бог возник из
яйца, которое лежало в болотных
зарослях. В "Книге Мертвых"
говорится о "спрятанном" яйце "великого
болтуна", причем неясно, о каком
боге идет речь (возможно, это был бог
земли Геб, а может быть, Амон).
Первосоздателем яйца называют Пта;
картины показывают бога, когда он
лепит яйцо на глиняном круге.
Популярными были амулеты в форме яйца,
с помощью которых люди хотели владеть
силой находящегося в нем прабога.
Такие амулеты давали умершим.
Многозначительным является название
внутреннего заключающего мумию гроба
- "яйцо", в котором ждут входа в
потусторонний мир.
|