ФАЛЛОС
Несмотря на свою высокую культуру,
древние египтяне изображали
производящие силы природы еще
сознательнее и аккуратнее, чем их
потомки (греки и римляне). Все вопросы
эротики в текстах и картинах
показываются совершенно реалистично.
Но там, где сексуальное выступает в
значении выше повседневного, оно
изображается с почти детской
бесцеремонностью и одновременно со
зрелой серьезностью и сублимируется с
помощью символики. Образ вульвы (влагалища)
служил для обозначения женщины; также
в знак-картинку вводился фаллос. Ярко
выраженное символическое значение
имеют ифифаллические изображения
бога плодородия Мина, примыкающего к
нему фиванского бога Амона и, наконец,
мертвого Озириса, чей membrum vivium (дающий
жизнь член) является ; символом
жизненной силы, преодолевающей смерть.
В храме Хатор в Дел-эль-Бари перед
культовым изображением богини любви
размещались многочисленные фигурки
фаллосов из дерева и камня, которые
должны были способствовать зачатию.
ФЕНИКС
Священной птицей Гелиополя была
прежде, вероятно, трясогузка, позднее -
цапля. Со своим длинным прямым клювом,
который украшал голову, двумя
спускающимися вниз перьями, она
казалась похожа на солнце, выходящее
из воды. Ее имя Бену (по-гречески,
феникс) является производным слова
убей, т.е. "светить", "всходить".
Она сохраняла культ вместе с культом
бога Солнца Ра в Гелиополе, где она
жила на камне бенбен (обелиске) или на
священном дереве вербе. Феникс
считался ба бога Ра, но также и формой
проявления Озириса. У умершего было
желание: "Как феникс пройду я через
области потустороннего мира" ("Книга
Мертвых", гл.13). В поздний период
знак-картинка феникса применялся для
обозначения ба. Феникс считался "хозяином
юбилеев", что объяснялось
представлением о долгой жизни
чудесной птицы. Согласно греческому
переложению, феникс был символом
обновленной через огненную смерть
жизни - образ восходящего на утренней
заре солнца.
ХАРСАФЕС
Переданное Плутархом как Харсафес
египетское имя Херишеф (т.е. "тот,
который на своем озере")
принадлежит первоначальному богу
плодородия в образе барана. Как образ
бога Солнца Херишеф "на своем озере"
(правода) появляется в Гераклеополе.
Между девятой и десятой династиями он
идентифицируется с Ра и получает
солнце в качестве головного украшения.
ХАТОР
Слева
на право:
Бата (женская душа);
Хатор с систром
Имя богини означает "дом Гора";
ему также соответствует знак-картинка,
который показывает сокола Гора в доме.
В древние времена богиня Неба
считалась матерью бога Солнца Гора,
пока ее место не заняла Изида. Через
распространенное в дельте Нила
представление о небе, как о громадной
корове, Хатор сама получила облик
коровы. Фигурка из 18-й династии (сейчас
в Египетском музее Каира) показывает,
как Хатор в образе коровы охраняет
царя. В большинстве случаев богиня
предстает в человеческом облике,
причем она носит на голове коровьи
рога с солнечным диском между ними.
Согласно древнему мифу, Хатор должна
была поднять на небо на своих рогах
юного солнечного мальчика. И наконец,
носительница солнца сама
приравнивалась к солнцу, при этом ее
интерпретировали как глаз Солнца. Уже
в Древнем царстве Дендера была
главным культовым местом Хатор; ее
культовый символ - круглый столб, с
которого глядят вниз две коровьи
головы, в Дендере - две женские головы
с коровьими ушами. Богиня считается
"женской душой с двумя лицами". В
Фивах Хатор в облике коровы
почиталась как богиня мертвых.
Желанием умирающих было "быть в
свите Хатор", которая также
воспринимается как заходящее солнце,
и она охраняет от власти тьмы. Одним из
ее наиболее частых атрибутов является
систр, инструмент в виде трещотки;
Хатор также богиня танца, музыки и
любви.
ХЕПРИ
Хепри обозначает скарабея как
древнего бога. Он - "тот, кто возник (от
самого себя)", который выходит из
земли без зачатия. Сначала Хепри
считался формой проявления Атума, но
потом стал отождествляться также с Ра.
Бог в образе жука олицетворяет
утреннее солнце из нижнего мира,
рождающееся из утробы (восток) своей
матери Нут (небо). Хепри также связан с
символикой воскрешения, как говорится
в "Книге Мертвых" (гл. 83): "Хепри
стану я, превращающийся в
первовещество, я прорастаю с помощью
всемирной силы зарождения".
ХНУМ
Бог
Хнум создает на
гончарном круге
человека и его ка
До раннего периода Древнего царства
Хнум почитался в образе барана, затем
представляемый в виде человека с
головой барана. В Элефантиие он
считался стражем родников Нила,
который порождает наводнение (половодье,
затопление). Более важной функцией
является функция творца: Хнум лепит на
глиняном круге тело ребенка и
заставляет его в семени (зародыше)
попасть в живот матери. Его прозвище
"Ваятель, который оживляет". Так
он создал богов. Он - "отец отцов,
мать матерей". Вместе с богиней
родов Хекет он помогает при родах. В
Эсне, на юге Египта, Хнум -творец всего
сущего, он даже сам - весь мир. В нем
объединены Ра (солнце, небо), Шу (воздух),
Озирис (нижний мир) и Геб (земля). Так
следует понимать четырехголовые
изображения Хнума. Имя бога означает
"баран", и относилось оно вначале
к различным "бараньим богам",
которые в исторические времена
большей частью исчезли.
ХОНС
Имя фиванского бога означает "Странствующий".
Имеется в виду странствование по небу,
ведь Хонс - бог Луны. Он изображается в
виде молодого человека в позе мумии со
связанными ногами. Через божественное
детство - отец Амон, мать Мут - Хонса
связывают с двумя другими сыновьями
богов: с Шу, держащим небо, и с богом
Гором. От последнего он перенял
символы власти, жезл-крюк и плеть. Из-за
близости к богу-соколу Гору Хонса
часто изображают с головой сокола, при
этом лунный диск над серпом луны
затеняется солнечным диском. Под
названием "Хонс -ребенок» следует
понимать форму юного бога Солнца,
которого призывают для защиты от
диких зверей. В этом качестве Хонс и
Гор изображаются стоящими на
крокодиле. В качестве "Хонса-советчика"
(названного греками Хеспикисом) его
призывали на помощь в случае
недомогания.
ХРАМ
Задаваемые жрецами предписания о
строительстве храма приходили к богу
Тоту. Прообразом храма служит шалаш из
тростника с закругленной крышей и
размещенным перед ним двором, у входа
в который стоят два шеста с
треугольным платком на каждом (позднее
со знаком-картинкой для обозначения
бога). Дополненные в дальнейшем до
четырех (на пилонах государственного
храма в Карнаке их было даже восемь)
столбов (мачт) с флагами, они имели
значение отвращающих беду. Уже в
ранние времена "дом бога" (хат
нутер) характеризуется тремя
элементами: капелла, переднее
помещение и двор. Квадратная или
прямоугольная капелла содержит
алтарь с изображением бога; здесь же
хранятся культовые символы (как жезл
бога и булава) и часто переносная
ладья. Вокруг этого главного
святилища группируются соседние
капеллы для примыкающих богов. Чем
более удалены от главного святилища
помещения храма, тем шире и выше они
становятся, тем более они открыты
свету. Пилоны назывались Изида и
Нефтида, они "возносят бога Солнца,
который сияет у горизонта". Весь
храм - это каменный символ мира. Нижняя
часть символизирует землю, из которой
поднимаются растения (папирус, лотос и
пальма в виде колонн); потолок - это
небосвод, и поэтому украшен звездами.
|