Содержание


ФАЛЛОС

Несмотря на свою высокую культуру, древние египтяне изображали производящие силы природы еще сознательнее и аккуратнее, чем их потомки (греки и римляне). Все вопросы эротики в текстах и картинах показываются совершенно реалистично. Но там, где сексуальное выступает в значении выше повседневного, оно изображается с почти детской бесцеремонностью и одновременно со зрелой серьезностью и сублимируется с помощью символики. Образ вульвы (влагалища) служил для обозначения женщины; также в знак-картинку вводился фаллос. Ярко выраженное символическое значение имеют ифифаллические изображения бога плодородия Мина, примыкающего к нему фиванского бога Амона и, наконец, мертвого Озириса, чей membrum vivium (дающий жизнь член) является ; символом жизненной силы, преодолевающей смерть. В храме Хатор в Дел-эль-Бари перед культовым изображением богини любви размещались многочисленные фигурки фаллосов из дерева и камня, которые должны были способствовать зачатию.

ФЕНИКС

Священной птицей Гелиополя была прежде, вероятно, трясогузка, позднее - цапля. Со своим длинным прямым клювом, который украшал голову, двумя спускающимися вниз перьями, она казалась похожа на солнце, выходящее из воды. Ее имя Бену (по-гречески, феникс) является производным слова убей, т.е. "светить", "всходить". Она сохраняла культ вместе с культом бога Солнца Ра в Гелиополе, где она жила на камне бенбен (обелиске) или на священном дереве вербе. Феникс считался ба бога Ра, но также и формой проявления Озириса. У умершего было желание: "Как феникс пройду я через области потустороннего мира" ("Книга Мертвых", гл.13). В поздний период знак-картинка феникса применялся для обозначения ба. Феникс считался "хозяином юбилеев", что объяснялось представлением о долгой жизни чудесной птицы. Согласно греческому переложению, феникс был символом обновленной через огненную смерть жизни - образ восходящего на утренней заре солнца.

ХАРСАФЕС

Переданное Плутархом как Харсафес египетское имя Херишеф (т.е. "тот, который на своем озере") принадлежит первоначальному богу плодородия в образе барана. Как образ бога Солнца Херишеф "на своем озере" (правода) появляется в Гераклеополе. Между девятой и десятой династиями он идентифицируется с Ра и получает солнце в качестве головного украшения.

ХАТОР

Слева на право:
Бата (женская душа);
Хатор с систром
  

Имя богини означает "дом Гора"; ему также соответствует знак-картинка, который показывает сокола Гора в доме. В древние времена богиня Неба считалась матерью бога Солнца Гора, пока ее место не заняла Изида. Через распространенное в дельте Нила представление о небе, как о громадной корове, Хатор сама получила облик коровы. Фигурка из 18-й династии (сейчас в Египетском музее Каира) показывает, как Хатор в образе коровы охраняет царя. В большинстве случаев богиня предстает в человеческом облике, причем она носит на голове коровьи рога с солнечным диском между ними. Согласно древнему мифу, Хатор должна была поднять на небо на своих рогах юного солнечного мальчика. И наконец, носительница солнца сама приравнивалась к солнцу, при этом ее интерпретировали как глаз Солнца. Уже в Древнем царстве Дендера была главным культовым местом Хатор; ее культовый символ - круглый столб, с которого глядят вниз две коровьи головы, в Дендере - две женские головы с коровьими ушами. Богиня считается "женской душой с двумя лицами". В Фивах Хатор в облике коровы почиталась как богиня мертвых. Желанием умирающих было "быть в свите Хатор", которая также воспринимается как заходящее солнце, и она охраняет от власти тьмы. Одним из ее наиболее частых атрибутов является систр, инструмент в виде трещотки; Хатор также богиня танца, музыки и любви.

ХЕПРИ

Хепри обозначает скарабея как древнего бога. Он - "тот, кто возник (от самого себя)", который выходит из земли без зачатия. Сначала Хепри считался формой проявления Атума, но потом стал отождествляться также с Ра. Бог в образе жука олицетворяет утреннее солнце из нижнего мира, рождающееся из утробы (восток) своей матери Нут (небо). Хепри также связан с символикой воскрешения, как говорится в "Книге Мертвых" (гл. 83): "Хепри стану я, превращающийся в первовещество, я прорастаю с помощью всемирной силы зарождения".

ХНУМ

Бог Хнум создает на
гончарном круге
человека и его ка
  

До раннего периода Древнего царства Хнум почитался в образе барана, затем представляемый в виде человека с головой барана. В Элефантиие он считался стражем родников Нила, который порождает наводнение (половодье, затопление). Более важной функцией является функция творца: Хнум лепит на глиняном круге тело ребенка и заставляет его в семени (зародыше) попасть в живот матери. Его прозвище "Ваятель, который оживляет". Так он создал богов. Он - "отец отцов, мать матерей". Вместе с богиней родов Хекет он помогает при родах. В Эсне, на юге Египта, Хнум -творец всего сущего, он даже сам - весь мир. В нем объединены Ра (солнце, небо), Шу (воздух), Озирис (нижний мир) и Геб (земля). Так следует понимать четырехголовые изображения Хнума. Имя бога означает "баран", и относилось оно вначале к различным "бараньим богам", которые в исторические времена большей частью исчезли.

ХОНС

Имя фиванского бога означает "Странствующий". Имеется в виду странствование по небу, ведь Хонс - бог Луны. Он изображается в виде молодого человека в позе мумии со связанными ногами. Через божественное детство - отец Амон, мать Мут - Хонса связывают с двумя другими сыновьями богов: с Шу, держащим небо, и с богом Гором. От последнего он перенял символы власти, жезл-крюк и плеть. Из-за близости к богу-соколу Гору Хонса часто изображают с головой сокола, при этом лунный диск над серпом луны затеняется солнечным диском. Под названием "Хонс -ребенок» следует понимать форму юного бога Солнца, которого призывают для защиты от диких зверей. В этом качестве Хонс и Гор изображаются стоящими на крокодиле. В качестве "Хонса-советчика" (названного греками Хеспикисом) его призывали на помощь в случае недомогания.

ХРАМ

Задаваемые жрецами предписания о строительстве храма приходили к богу Тоту. Прообразом храма служит шалаш из тростника с закругленной крышей и размещенным перед ним двором, у входа в который стоят два шеста с треугольным платком на каждом (позднее со знаком-картинкой для обозначения бога). Дополненные в дальнейшем до четырех (на пилонах государственного храма в Карнаке их было даже восемь) столбов (мачт) с флагами, они имели значение отвращающих беду. Уже в ранние времена "дом бога" (хат нутер) характеризуется тремя элементами: капелла, переднее помещение и двор. Квадратная или прямоугольная капелла содержит алтарь с изображением бога; здесь же хранятся культовые символы (как жезл бога и булава) и часто переносная ладья. Вокруг этого главного святилища группируются соседние капеллы для примыкающих богов. Чем более удалены от главного святилища помещения храма, тем шире и выше они становятся, тем более они открыты свету. Пилоны назывались Изида и Нефтида, они "возносят бога Солнца, который сияет у горизонта". Весь храм - это каменный символ мира. Нижняя часть символизирует землю, из которой поднимаются растения (папирус, лотос и пальма в виде колонн); потолок - это небосвод, и поэтому украшен звездами.


Стр. 22 из 25 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz