УЗЕЛ
С узлом тесно связана магия
запутывания и распутывания. В узле
заключена волшебная сила. Амулеты
часто закрепляются на шнурках с
узлами. Узел у поясов богов, похожий на
"кровь Изиды", был популярным
амулетом. Содержащаяся в узле сила
описывается в "Книге Мертвых" (гл.42)
как символ скрытого зародыша, который
распускается из своего божественного
первоначала: "Я - узел судьбы мира,
скрытый в прекрасном священном дереве.
Недвижен я, большой узел скрытого во
Вчера. В моей руке лежит Сегодня".
УПУАУТ
В образе стоящего вертикально
животного из семейства собачьих (шакала
или волка) изображался бог Ликополя.
Имя Упуаут означает "открыватель
пути", и он
должен был настраивать на
победоносный исход войны.
Воинственному характеру бога
соответствуют также его атрибуты -
булава и лук. Как "проводник богов"
Упуаут открывает своим штандартом
праздничное царское шествие. Но не
только перед царем, но и перед
Озирисом шагает впереди бог, похожий
на шакала. Под впечатлением
умозрительных идей мистерии Озириса,
проводимой в Абидосе, и содержащейся в
ней символики воскрешения, многие
египтяне велели выбивать на
надгробном камне свое желание: "Видеть
красоту Упуаута при первом выходе".
В конце концов, бог в Абидосе в образе
двух штандартов идет впереди
похоронной процессии и стоит затем в
гробнице на страже около умершего.
УРЕЙ
Греческое
звучание уреус восходит к египетскому
слову, которое - означает "вставший
на дыбы". Урей был налобной змеей,
носимой царем на диадеме, а со
Среднего царства на короне. Он имел
вид поднявшейся кобры с раздутым
воротником. Один египтолог пытался
вывести эту эмблему из носимого
древними ливийскими племенами
налобного локона. Другие
рассматривают змею как символическое
животное доисторического государства
Буто, чья богиня Уто находилась в
образе урея на темени царя. Урей - это
символ царства, и поэтому его носят
также боги царей Гор и Сет. Защищающая
от всех зол извергающая огонь змея
называется огненным глазом бога
Солнца Ра. Путем отождествления с
солнечным глазом уреем может
называться Хатор, например, в текстах
гробниц. Тефнут носит на голове урея
из-за своей особой функции богини огня
(под именем Упес).
УТО
Имя богини города Буто означает "окрашенная
в цвет папируса", т.е. "зеленая".
Также называли и кобру, которая - как
змея у рей - была священным животным
богини. В более поздние времена им
стал ихневмон. Как извергающую огонь
змею Уто отождествляли с уреем царя и
под конец с "глазом Ра". Через
свое отношение к солнцу Уто иногда
может принять львиную голову с
солнечным диском и уреем. В
большинстве случаев она все-таки
имеет чисто человеческий облик и
носит нижнеегипетскую корону или
чучело коршуна и урея. Как богиня
страны Нижнего Египта Уто является
противоположностью верхнеегипетской
Нехбет.
УХ
|
Почитаемый в Кусае посох-фетиш
изображался в виде стебля
папируса, который был увенчан
двумя перьями. "Ух" означает
"колонна" и толкуется как
символ небесной опоры.
Установлено, что ух был причислен
к культу Хатор. |
УШЕБТИ
Под ушебти понимают маленькие,
обычно в виде мумий фигурки, которыми
снабжали умерших. Они должны были в
потустороннем мире исполнять
различную необходимую работу. В
языковом отношении происхождение
значения этого слова неизвестно; сами
египтяне толковали его с конца Нового
царства как "ответчик". Когда
умершего призывали в потусторонний
мир "чтобы засевать поля, заполнять
каналы водой, переносить песок с
востока на запад", тогда он должен
был позвать ушебти: "Я здесь" ("Книга
Мертвых", гл.6). С этими словами
ушебти может выполнить все работы. В
старые времена ему давали маленькие
модели необходимых инструментов,
позднее эти предметы рисовали на
фигурках; в скрещенных на груди руках
ушебти обычно держат мотыгу. В
некоторых могилах было представлено
365 "ответчиков", по одному на
каждый день.
|