ПАЛЬМА
Богиня Хатор называлась "госпожой
финиковой пальмы" (ее символом была
также сикомора). Из пальмы она или
богиня Нут доставала пищу и питье.
Символическое значение имеют ветки
пальмы; они считаются годовым знаком.
На двери в храме Медамуда (теперь в
египетском музее в Каире) изображено,
как Сесострис III получает от Гора и
Сета, богов Нижнего и Верхнего Египта,
пальмовую ветвь как ярлык на долгое
время правления.
ПАПИРУС
В искусстве цветок папируса был
символом возникающего из первоводы
мира; колонны в виде папируса
поддерживали храмы, в которых каждый
день заново повторялось творение,
созидание.
|
|
|
Страна
папируса
(Нижний Египет) |
Скипетр
в виде
цветка папируса |
Букет
цветов
папируса |
Поэтому папирус является гербовым
растением Нижнего Египта и
посвящается его богине Уто. Несколько
растущих из одного корня стеблей
папируса образуют знак Нижнего Египта.
Идеограмма этого зонтичного растения
означает "зеленый", "зеленеть"
и стала символом понятия "процветать".
Уто, названная "Зеленой",
изображалась часто как змея,
вытянутая на кусте папируса. Уже в
ранний период богиня изображается с
палкой из папируса в качестве
скипетра; в Древнем царстве эта
эмблема относилась к Баст и Хатор.
Богам и умершим преподносились букеты
цветов папируса; они означали триумф и
радость.
ПЕРВОХОЛМ
Появление первохолма из первоводы
означает возникновение мира. Бог-творец
поселяется на первохолме, а в "Текстах
Пирамид" (например, изречение 1587)
сам Атум рассматривается как "холм".
Город Мемфис создал в образе
деятельного начала - что звучит как
"возвышенная страна" -
собственное олицетворение первохолма.
В Гелиополе с первохолмом
отождествлялся камень бенбен. Позднее
утвердились Фивы, чтобы обладать "прекрасным
холмом первоначала" и тем самым
считаться старше любого другого
города. В символике Озириса первохолм
объявляется могилой бога.
Расположенные в различных городах
могилы Озириса находятся обычно на
острове; подъем и спад воды
символизировали смерть и воскрешение.
ПЕЩЕРА (ПОЛОСТЬ)
Пещера тесно связана с архетипом
Великой Матери (Magna Mater). (Женская)
полость - это и место рождения, и место
смерти. Район некрополей Ликополя
назывался "Отверстие пещеры".
Дарующие жизнь воды Нила вытекают из
пещеры, которая в "Текстах Пирамид"
(581) связывается с "залом
справедливости", местом суда
мертвых у Озириса. Бог Нила Хапи живет
в охраняемой змеей пещере под
гранитными скалами первых порогов.
Иногда вместо Хапи выступает Озирис. В
"Книге нижнего мира Амдуат"
шестой час ночи отмечается как "труп
Озириса" (нижняя точка суточного
пути солнца), седьмой час под
названием "пещера Озириса"
указывает на точку поворота; в
двенадцатый час бог Солнца (Ра) должен,
наконец, проползти через змею длиной в
1300 локтей (образ узкого выхода из
пещеры) и вновь родиться в "образе
Хепри".
ПИРАМИДА
Исторически пирамиды являются
усовершенствованием ступенчато устанавливаемых
мастаб. Жесткая планировка пирамид
оформилась во времена четвертой-пятой
династий. Направленный на север
коридор ориентирован на звезды,
окружающие Полярную звезду, которые
считаются "неизменными" и иод
которыми хотел бы жить умерший в
потустороннем мире. Комната для гроба
сооружается в западной части, со
стороны царства мертвых. Храм,
предназначенный для культа фараона,
расположен на стороне пирамиды,
направленной на восход солнца. В
Среднем царстве эта схема
расположения уже не соблюдалась.
ПЛАНИРОВКА
В воздвигаемых для богов и мертвых
архитектурных сооружениях можно
различить два типа планировки.
- Осевой тип, особенно часто
используется при сооружении храмов.
Дорога ведет мимо входных башен (пилонов)
в освещенный передний дворик,
откуда в еще более светлый зал,
затем в затемненный зал с колоннами,
где верующий, наконец,
останавливается у ворот окутанного
темнотой святилища. Там внутри
возвышается доступное только
высшим жрецам изображение бога из
черного гранита. Подобно крещендо
усиливается ощущение темноты, точно
так же постепенно мрачнеют щедро
наделенные светом люди, чтобы в
уходе от мира открыть себя
божественной бездне.
- Лабиринтный тин, или планировка в
виде раковины улитки. Храм и
гробницы являются отображением
мифических мест и отражают непрямые
пути к ним. Так следует понимать
извилистые ходы к высеченным в
скалах гробницам в Долине царей, а
также обход вокруг внутренней
камеры храма.
Древнеегипетский
храм осевого типа
1 - аллея сфинксов;
2 - пилоны;
3 - колонный двор;
4 - гипостильный зал;
5 - зал священной ладьи бога;
6 - "святая святых";
7 - осветительные окна. |
ПЛЕТЬ
Так называемая плеть (по-египетски
"нехех") состоит из короткой
рукоятки с двумя или тремя свисающими
полосами или нитками жемчуга. Она
толковалась как пастуший кнут,
который стал знаком власти через бога
Анецти, "Главы восточных номов".
Другое первоначальное значение плети
- опахало от мух. Плеть - постоянный
атрибут богов Озириса и Мина. Уже в
Древнем царстве она располагается на
спинах животных, освященных богами.
Плеть как символ власти служит также
царям.
ПОХОРОНЫ
Погребению предшествует траурная
церемония. Некрополи располагаются
обычно на запад от поселения, так как
это небесное направление заходящего (умирающего)
солнца. Во время переправы
мумифицированного тела через Нил две
женщины занимают символическое место
двух оплакивающих Озириса богинь
Изиды и Нефтиды.
Похороны. Виньетка из "Папируса
Ани"
Путешествию умершего по воде
придавалось большое значение. Уже из
Древнего царства известно "Плавание
по морю"; и в поздний период мумию
или ее копию отправляли плыть на спине
крокодила. Последнее, вероятно,
связывали со спасением мертвого
Озириса появившимся в образе
крокодила Гором. Переправа на
нильской лодке должна напоминать о
ладьях богов, также имеется намек на
корабль солнца, как об этом
упоминается в "Книге Мертвых" (гл.67):
"На это шагаю я к моему трону на
лодке Ра. Защищенный от сил зла, могу я
парить в покое!... О, божественные лучи
небесного, моря". Даже при
транспортировке по суше гроб покоится
на челноке, лежащем на полозьях,
которые тянут быки или коровы. До
отправления в гробницу сначала
сооружался гроб в форме мумии, затем
происходило открывание уст. Вера в
возможную дальнейшую жизнь, похожую
на земную, приводила к обычаю снабжать
умерших всем необходимым для жизни.
Археологи находят в гробницах кувшины
для вина и кружки для молока, которые
не выдолблены, что, очевидно, должно
обозначать, что они остаются всегда
наполненными. Также в гробницах можно
обнаружить маленькие модели домов и
кораблей. Барельефы и живопись в
гробницах не столько должны были
рассказывать потомкам о событиях из
жизни умерших, сколько о продолжении
угасшей жизни, равно как и о волшебной
силе, и таким образом продлить
умершему вечное наслаждение своим
земным имуществом.
ПОЯС ШЕСЕМЕТ
В древние времена боги и цари (например,
Нармер и Джосер) носили как символ
силы пояс с жемчужными подвесками,
который назывался Шесемет. Название
происходит, вероятно, от одноименного
минерала, который находили, в свою
очередь, в стране Шесемет, на
восточной границе дельты. "Господином
страны Шесемет" был Софду, который
носил пояс Шесемет. Пояс Шесемет
толкуется одним египтологом также как
передник из узких полосок кожи.
ПРЕВРАЩЕНИЕ
Озирис является неб хеперу, "хозяином
формы", который сохраняет в себе все
формы бытия; он проявляется в водах
Нила, в прорастающем зерне и тянущемся
к небу дереве. Озирис сам -
символическая фигура «умирания и
становления», мертвое тело которого
порождает новую жизнь (его сын Гор).
Способность умершего к превращению
является символическим выражением
его бессмертия. В "Книге Мертвых"
всегда находятся соответствующие
примеры. Так, умерший называется "космическим
яйцом" (гл. 54), "золотым соколом"
(гл.77), "священным цветком лотос" (гл.81)
или "царским фениксом" (гл.83).
Пространство и время для умершего
больше не существуют: "Я - это
Сегодня. Я - это Вчера. Я - это Завтра.
Мое повторное рождение я, проходя,
оставляю полный сил и юный". Как Ра с
головой льва, он завладевает своей
долей небесного наследства.
ПРИНЕСЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В
ЖЕРТВУ
В основе каждой жертвы лежит идея
насыщения. Так как боги и мертвые
удовлетворялись жервоприношениями
только при "жизни", то, что
жертвовалось, могло дойти до многих
адресатов, .пока оно под конец не
съедалось жрецом. Жертвенное животное
считалось символическим
олицетворением врага бога. При жертве
быка в честь Озириса декламировали
следующее изречение: "Я убиваю в
тебе того, кто убивал в образе быка".
Жертвенное животное, следовательно,
отождествлялось с Сетом. Чаще всего
жертвенными животными были гуси, козы,
крупный рогатый скот и антилопы.
Последние ближе всего стояли к
противнику богов Сету через общую
родину - пустыню. Перед убоем животные
проверялись на их чистоту и затем
празднично украшались. Убой
производился путем перерезания
шейной артерии животного кремневым
ножом.
ПРОЦЕССИЯ
Смысл религиозного шествия в том,
чтобы позволить людям стать
очевидцами существования богов. В то
время как бог в своем святилище был
доступен только жрецам, теперь могли
также и простые смертные увидеть
красоту "своего господина".
Действительный культовый образ едва
ли показывали народу; на переносных
подмостках или на носилках несли
исключительно статуи богов. Путь
процессии посыпался песком, культовым
средством очищения. Часто большие
расстояния покрывались на корабле но
Нилу, так, например, при посещении
Хатор из Дендеры Гора из Эдфу -
символическое указание на соединение
богини неба с богом солнца.
ПТА
Бог
Пта в святилище.
Виньетка из "Папируса Ну"
Бог города Мемфиса изображался
всегда в человеческом облике; он был
подобно мумии одет в узкое платье, с не украшенной
гладкой головой. Его скипетр - это
комбинация столба джед и скипетра уас.
Сначала Пта почитался только как бог
ремесла, ему приписывали изобретение
этого мастерства, но во времена
пирамид он занял место творца. Его -созидательными
органами являются сердце и язык; через
могущество слова он создал мир. При
каждом ударе сердца и при каждом звуке
только и открывается творческая сила
бога. Пта считался "древнейшим",
который в себе объединяет сущность
Нуна и Наунет (как мужского и женского
аспектов). Народу Пта был ближе как "ваятель
земли", который, подобно Хнуму,
создает сущность на гончарном круге.
Через связь с мемфисским богом земли и
мертвых Сокарисом Пта воспринял также
сущность Озириса.
ПУТЬ
В движении солнца египтянин видел
наглядный намек на свой собственный
жизненный путь и черпал одновременно
надежду на дальнейшую жизнь после
смерти. Как бог Солнца должен испытать
на своем пути через нижний мир
многочисленные опасности, так и
умерший. Есть немало книг, которые
должны ознакомить умершего с
топографией потустороннего мира; так,
в начале Среднего царства это была "Книга
двух дорог", а в Новом царстве - "Книга
нижнего мира Амдуат". В ужасающих
видениях - с огненными воротами,
демонами и змеей Апоп - изображают
ночной путь солнца и показывают
человеку, что его ожидает при
странствованиях по потустороннему
миру. Символом пути, ведущего через
нижний мир, служит игра на доске сенет,
что означает "проход".
Путешествие по кривым тропинкам было
для египтянина образом прохода и
перехода. Так, путь в этот мир мог
указывать на инициацию (посвящение), а
взгляд на потусторонний мир указывать
на очищение души.
ПЧЕЛА
Тросник
и пчела для
обозначения царя
Верхнего и Нижнего Египта
В одном этиологическом мифе
рассказывается, как бог Солнца Ра
однажды плакал, его слезы падали на
землю и превращались в пчел. Мед имел
определенное значение при
составлении мазей. Одно из очень
ранних изображений разведения пчел
заимствовано из рельефа святилища Ра
из пятой династии. Доисторические и
раннединастические цари Нижнего
Египта имели прозвище князь Пчела. В
противоположность этому
верхнеегипетские правители
назывались князь Тростник. Пчела и
тростник вошли затем в титулование
царей следующего периода. В городе
Саис в дельте Нила храм Нейт был
назван "Домом пчелы".
|