PA
Слева
направо:
Ра, Атум, Хепри
- дневное, вечернее
и утреннее Солнце.
Имя бога Солнца относилось прежде к
самому светилу. Уже в давние времена
Ра имел в Оне (греческое Гелиополь,
Город солнца) культовое место; он
связывался с Хорахти, т.е. с Гором, как
утренним солнцем, и принял поэтому
облик человека с головой сокола. При
слиянии Ра с богом-творцом Амоном
последний стал богом заходящего
солнца. Начиная с Хефрена из четвертой
династии египетские цари называются
"сынами солнца". Когда в Среднем
царстве Амон встал на вершину
пантеона, Ра не мог быть вытеснен;
путем слияния в Амона-Ра оба бога
укрепили свое положение. В качестве
управителя мира бог Солнца в своей
ладье пересекает небесный океан,
сопровождаемый своим визирем Тотом и
своей дочерью Маат, олицетворением
космического порядка. Солнечное
светило считалось видимым «животом»
хозяина неба, а также толковалось как
его глаз.
РОГ
В иероглифах голова барана
считается выражением почета и власти.
В соединении с короной рога служат
многим богам в качестве головного
убора и у простого народа считаются
выражением чего-то страшного,
охватывающего все сверхъестественное.
Бог-баран Хнум изображается обычно с
горизонтально расходящимися рогами, в
то время как рога Амона-барана загнуты
вниз (хотя имеется много изображений
Амона с горизонтальными рогами).
Мавританские и алжирские наскальные
рисунки показывают барана или буйвола,
которые несут между рогами солнечный
диск; также имеются изображения Амона
в человеческом облике, несущего на
голове солнечный диск или урея. В
Египте носителями солнца считались
чаще всего бык и корова. Бык, потому
что он сам мог быть символом солнца,
корова, потому что она как символ ночи
и луны позволяет из себя выходить
дневному светилу; здесь следует
указать на широко распространенное в
передней Азии микро - и макро -
космическое соответствие коровьих
рогов серпу луны. Изида, согласно
Плутарху, лунная богиня, была матерью
солнечного бога Гора; ее голова часто
увенчана коровьими рогами с солнечным
диском - изображение, которое
принадлежит и собственно богине Неба
Хатор. В мифе рассказывается, как
Хатор подняла на своих рогах на небо
юного сына Солнца.
РЫБА
Лепидот
Рыбы всегда считались нечистыми
существами. Посвященным лицам, таким
как царь, жрецы и просветленным
умершим рыбу не должны были давать в
пищу. С распространением веры в
Озириса рыбы стали соотноситься со
злым Сетом. По словам Плутарха, народ
верил, что лепидот (нильский карп),
оксиринхос (мормирус) и фрагос (вид
леща) вообще сожрали фаллос
разорванного на куски Озириса.
Поэтому в определенные праздничные
дни рыб приносили в жертву богам, и
этих тифонических животных сжигали
или затаптывали. С другой стороны,
рыбы считались также и священными
животными. В Мендесе богиню Хатмехит
почитали как "первую из рыб"; рыба,
которую она носила как символ на
голове, не очень точно определена (дельфин
или шильба?). Латос (нильский окунь) был
посвящен Нейт. Особое поклонение
находил оксиринхос, который вопреки
вышеупомянутому сообщению был рыбой
Озириса, так как он, должно быть,
возник из раны бога. Эта рыба была
также приписана Хатор из Эсны, и ее
иногда изображали на короне Хатор. Рыб
связывали даже с солнцем: Хромис со
своими розовыми плавниками и лазурно-голубой
абду (рыба Абидоса) сопровождали ладью
Солнца и сообщали о приближении
враждебной змеи.
|