Самой древней формой объединения в
государство было объединение
соседних племен в номы. Каждый ном
составлял религиозную единицу с одной
почитаемой божественной сущностью,
которая была представлена в виде
изображения на "штандарте",
состоящем из шеста с поперечной
перекладиной. Знак для обозначения
нома (сапат) представляет часть страны,
которая изборождена регулярными
каналами. Самый высший титул
правителя нома означал "тот,
который проложил каналы", - указание
на государственный факт столь важного
для управляемой страны орошения земли.
Первоначальное число областей с 38
позднее увеличили до 42, чтобы довести
его до числа помогающих Озирису Судей
мертвых. Все египетские номы лежали по
берегам Нила, который, как ось страны,
проходит с юга на север. Египетские
крестьяне воспринимали реку как
божественный дар. Нил и его
олицетворение назывались Хапи.
Наводнение, столь важное для хорошего
урожая, чествовали как "приход Хапи"
песнями и жертвоприношениями.
Поскольку всеохватывающее плодородие
обусловлено взаимной игрой мужской и
женской потенций, Нил представлялся в
разное время в виде гермафродита,
мужчины с женской грудью.
вода |
канал |
гора |
горы
(пустыня) |
ном |
страна |
две страны
(Египет) |
Три важнейших "образа
неба" дают возможность обратиться к
окружающему отдельную область миру.
"Пожалуй, на побережье небо
казалось морем, по которому бог Солнца
плыл на лодке. Другим образом неба, по
всей вероятности, в самой дельте, была
богиня неба в виде громадной коровы, у
которой маленький человек видел
только брюхо, покоящееся на четырех
йогах, как на опорах в углах земли.
Третье небо, скорее всего, у жителей
пустыни, было женщиной, которая как
дом стоит на своих ногах и руках, чтобы
между своими ногами на востоке каждое
утро родить солнечное дитя" (Гюнтер
Редер).
Вследствие
изолированности от остального мира -
Египет имел, собственно, только двух
соседей: пустыню и море - здесь мог
образоваться оазис культуры в
действительном смысле этого слова.
"Несмотря на это, страна не вела
никакой отшельнической жизни, она
имела во все времена своей истории
контакт с другими народами. Сама
египетская нация уже на ранней стадии
свидетельствует о специфике
нахождения страны на перешейке двух
континентов. За четыре дохристианских
тысячелетия здесь можно выделить три
расы: малорослую стройную
средиземноморскую; немного более
рослую и крепко сложенную
кроманьонскую, чьи следы можно найти
также и в других частях Северной
Африки, и негроидную (не путать с
негридами, не являющимися неграми). С
началом собственной истории в
финикийский период в поле зрения
попадают еще представители
короткочеренной расы; их численность
была незначительна, но их присутствие
указывает на возможное
соприкосновение в это время с
Месопотамией" (Эберхард Отто).
В истории Египта мы
часто наталкиваемся на дуализм
Верхнего и Нижнего Египта. По преданию,
царь Менее объединил соперничавшие до
тех нор страны. Он - первый правитель,
кто из темноты раннего периода (безвременья)
вступил в свет истории. Как "Господин
обеих стран" он носил вместе с
собственной верхнеегипетской короной
белого цвета также красную корону
Нижнего Египта. Общий иероглиф "Египет"
означает удвоенный иероглиф "страна"
(обе страны). В качестве растения-символа
для северной части служил куст
папируса, для южной - вид цветущего
тростника, называемого также лилией.
Дуализм Верхнего и Нижнего Египта
обнаруживается также и в социальной
структуре: покрытый степями юг давал
приют всем животноводам-кочевникам,
которые при образовании египетского
государства были активной частью и
покорили земледельческий север.
Различные части царского облачения,
такие как жезл, так называемая плеть,
бычий хвост, возможно, также и
головной платок, -это отголоски
культуры кочевников (Вальтер Вольф).
Обратимся теперь к
кратко упомянутому влиянию Азии. Уже в
ранние доисторические времена
переселенцы из Передней Азии ввели в
египетский язык свои семитские
элементы. Известный нам египетский
язык занимает промежуточное место
между семитским и хамитским языками.
На исходе четвертого тысячелетия на
этане культуры Негаде II (названной но
имени города, расположенного вблизи
Фив) прослеживается несколько
озадачивающих параллелей с шумерской
культурой Месопотамии, среди которых
живописное изображение кораблей
определенного тина (нос и корма были
установлены почти вертикально) или
геральдические группы животных, как,
например, большие кошки со змеиными
шеями, которые также быстро исчезли из
египетского образного мира, как и
появились. Были ли обнаруженные, у
мертвых печати также месопотамского
происхождения, еще не выяснено.
Некоторые египтологи считают
возможным возникновение иероглифов
из шумерских письмен, обнаруженных
недавно (Александер Шарф).
Более позднюю волну
азиатского влияния образовало
вторжение гиксосов в XVII в. до н.э. Их
принадлежность к какому-либо из
известных народов еще не доказана;
можно установить только, что они
входили в поколение большого перед
неазиатского переселения народов, в
котором участвовали также хефиты и
вторгшиеся в Вавилонию касситы. С гиксосами
в страну Нила попали новое оружие,
лошадь, боевая повозка и определенные
орнаменты. Главное божество гиксосов
по имени Ваал (следовательно,
сирийского происхождения) был
интерпретирован египтянами как Сет.
При 18-й династии Сирия была завоевана,
и тем самым было положено начало
принятию различных сирийских
культурных изделий (как музыкальные
инструменты) и знакомству с их богами (наиболее
близко принята богиня любви Кадеш).
|