Содержание


     Самой древней формой объединения в государство было объединение соседних племен в номы. Каждый ном составлял религиозную единицу с одной почитаемой божественной сущностью, которая была представлена в виде изображения на "штандарте", состоящем из шеста с поперечной перекладиной. Знак для обозначения нома (сапат) представляет часть страны, которая изборождена регулярными каналами. Самый высший титул правителя нома означал "тот, который проложил каналы", - указание на государственный факт столь важного для управляемой страны орошения земли. Первоначальное число областей с 38 позднее увеличили до 42, чтобы довести его до числа помогающих Озирису Судей мертвых. Все египетские номы лежали по берегам Нила, который, как ось страны, проходит с юга на север. Египетские крестьяне воспринимали реку как божественный дар. Нил и его олицетворение назывались Хапи. Наводнение, столь важное для хорошего урожая, чествовали как "приход Хапи" песнями и жертвоприношениями. Поскольку всеохватывающее плодородие обусловлено взаимной игрой мужской и женской потенций, Нил представлялся в разное время в виде гермафродита, мужчины с женской грудью.
  

вода

канал

гора

горы
(пустыня)

ном

страна

две страны
(Египет)

     Три важнейших "образа неба" дают возможность обратиться к окружающему отдельную область миру. "Пожалуй, на побережье небо казалось морем, по которому бог Солнца плыл на лодке. Другим образом неба, по всей вероятности, в самой дельте, была богиня неба в виде громадной коровы, у которой маленький человек видел только брюхо, покоящееся на четырех йогах, как на опорах в углах земли. Третье небо, скорее всего, у жителей пустыни, было женщиной, которая как дом стоит на своих ногах и руках, чтобы между своими ногами на востоке каждое утро родить солнечное дитя" (Гюнтер Редер). 
     Вследствие изолированности от остального мира - Египет имел, собственно, только двух соседей: пустыню и море - здесь мог образоваться оазис культуры в действительном смысле этого слова. "Несмотря на это, страна не вела никакой отшельнической жизни, она имела во все времена своей истории контакт с другими народами. Сама египетская нация уже на ранней стадии свидетельствует о специфике нахождения страны на перешейке двух континентов. За четыре дохристианских тысячелетия здесь можно выделить три расы: малорослую стройную средиземноморскую; немного более рослую и крепко сложенную кроманьонскую, чьи следы можно найти также и в других частях Северной Африки, и негроидную (не путать с негридами, не являющимися неграми). С началом собственной истории в финикийский период в поле зрения попадают еще представители короткочеренной расы; их численность была незначительна, но их присутствие указывает на возможное соприкосновение в это время с Месопотамией" (Эберхард Отто).
     В истории Египта мы часто наталкиваемся на дуализм Верхнего и Нижнего Египта. По преданию, царь Менее объединил соперничавшие до тех нор страны. Он - первый правитель, кто из темноты раннего периода (безвременья) вступил в свет истории. Как "Господин обеих стран" он носил вместе с собственной верхнеегипетской короной белого цвета также красную корону Нижнего Египта. Общий иероглиф "Египет" означает удвоенный иероглиф "страна" (обе страны). В качестве растения-символа для северной части служил куст папируса, для южной - вид цветущего тростника, называемого также лилией. Дуализм Верхнего и Нижнего Египта обнаруживается также и в социальной структуре: покрытый степями юг давал приют всем животноводам-кочевникам, которые при образовании египетского государства были активной частью и покорили земледельческий север. Различные части царского облачения, такие как жезл, так называемая плеть, бычий хвост, возможно, также и головной платок, -это отголоски культуры кочевников (Вальтер Вольф).
     Обратимся теперь к кратко упомянутому влиянию Азии. Уже в ранние доисторические времена переселенцы из Передней Азии ввели в египетский язык свои семитские элементы. Известный нам египетский язык занимает промежуточное место между семитским и хамитским языками. На исходе четвертого тысячелетия на этане культуры Негаде II (названной но имени города, расположенного вблизи Фив) прослеживается несколько озадачивающих параллелей с шумерской культурой Месопотамии, среди которых живописное изображение кораблей определенного тина (нос и корма были установлены почти вертикально) или геральдические группы животных, как, например, большие кошки со змеиными шеями, которые также быстро исчезли из египетского образного мира, как и появились. Были ли обнаруженные, у мертвых печати также месопотамского происхождения, еще не выяснено. Некоторые египтологи считают возможным возникновение иероглифов из шумерских письмен, обнаруженных недавно (Александер Шарф).
     Более позднюю волну азиатского влияния образовало вторжение гиксосов в XVII в. до н.э. Их принадлежность к какому-либо из известных народов еще не доказана; можно установить только, что они входили в поколение большого перед неазиатского переселения народов, в котором участвовали также хефиты и вторгшиеся в Вавилонию касситы. С гиксосами в страну Нила попали новое оружие, лошадь, боевая повозка и определенные орнаменты. Главное божество гиксосов по имени Ваал (следовательно, сирийского происхождения) был интерпретирован египтянами как Сет. При 18-й династии Сирия была завоевана, и тем самым было положено начало принятию различных сирийских культурных изделий (как музыкальные инструменты) и знакомству с их богами (наиболее близко принята богиня любви Кадеш).


Стр. 2 из 3 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz