Содержание


К истории египетской культуры и религии

Во время ледникового периода в Европе долина Пила, вероятно, была областью болот, заселенной людьми только в отдельных местах. С постепенным превращением Северной Африки в стенные зоны кочевые племена, тянувшиеся к воде, попадали на плодородные земли у Нила, где они соприкасались с культурой земледелия раннего неолита. Одной из старейших исследованных земледельческих культур неолита является культура, названная но имени раскопок в Мерниде на западе дельты Пила. Люди жили в овальных хижинах из тростника и глины. К материальной культуре относились изделия из камня и украшения из каменных бусинок, костей животных и слоновой кости, а также примитивные глиняные сосуды, сделанные без применения гончарного круга и лишь изредка украшенные чем-то похожим на рисунок елочкой. Умерших хоронили в поселении, иногда прямо под полом жилищ, в сидячем положении. Вероятно, этот вид погребения - умерший остается вместе с живыми - корень так характерной для Египта идеи жилого дома при сооружении гробниц. Из находок особенно интересны человеческая фигура из обожженной глины и голова быка, которые Эберхард 0тто связывает с дохристианскими и времен раннего христианства амулетами в виде головы быка, связанными с историческим культом быка. В религиозно-историческом плане интересны выразительные женские фигуры несколько более поздней культуры Бадари (Верхний Египет) - неодетые и большей частью с особым акцентом на гениталии. Они служат доисторическим свидетельством о широко распространенных на всем Востоке культовых и образных идеях Magna Mater, которые вскоре после этого вошли в образы Хатор и Изиды.
     Египтяне образно называли свою страну "Черное и Красное". Черная страна была плодородной, ежегодно затопляемой Нилом областью; отложенный ил был прекрасным средством удобрения. Уже и в древние времена дожди шли редко, так что Египет по нраву называют "Даром Нила". Густые болотные заросли дельты Нила были родиной растения папирус и цветка лотоса, которые повлияли на форму колонн египетской архитектуры. Красная страна - это метафора для бесплодной, выжженной солнцем пустыни, чьи горы на востоке и западе видны как светлые полосы над плодородной страной. Все, что было за пределами долины Нила, египтянин отражал ,одним и тем же словом "пустыня" и писал его вместе с символом также для обозначения гор, заграницы и др. Эти территориальные природные различия отражаются в мифологическом дуализме. Так, бог плодородия Озирис противостоит богу пустыни Сету. Озирис, который дал людям плоды земли и законы неба, был убит своим братом, мрачным Сетом. Но из тела мертвого Озириса взошли новые всходы, как это показывают многочисленные изображения времен фараонов. По народному обычаю, из нильского ила делали маленькие фигурки Озириса и втыкали их в зерно в амбарах; выращивание урожая было символом пробуждения после смерти. Как бог, так и египетская земля умирает каждый год от летнего зноя, чтобы после засухи и последующего разлива Нила (вода жизни) пышная растительность снова вышла наружу. Мы, может быть, недостаточно осторожны с мифологическими сравнениями, но пара непохожих друг на друга братьев Сет и Озирис имеют много точек соприкосновения с Каином и Авелем. Не было ли в стране Нила поводов - осознанных или неосознанных - для разногласий между кочевыми пастухами и оседлыми земледельцами? Возможно, к этому приводили противоречивые мысли о вере в мертвых. "Характерный для кочевых народов могильный курган со стелой образует первый пример египетских могил, равно как и могила поселенца в форме дома" (Рудольф Антее).
     Регулярность смены времен года, при которой всходы и урожай сменяют друг друга беспрерывной чередой, и постоянная борьба с разливом Нила и песками пустыни, все вело к тому, чтобы обозначить контуры духовного портрета древнего египтянина. Он почитал божественные силы, которые позволяли ему вырастить плоды и умножать скот; и он боялся зловещих сил, которые разрушали его посевы, захватывали его стада и угрожали его собственной жизни. Скоро из удивления но поводу бытия вырос и вопрос о возникновении и исчезновении вещей. Над черной и красной страной небо образовывало свод, на котором были видны днем солнце, а ночью луна и звезды. Не являются ли они намеком на светлую и на темную половину жизни?
     Вера в то, что Царство мертвых находится на западе, вдвойне обоснована. Во-первых, заходом солнца (символ умирания) и, во-вторых, расположенной на западе долины Нила пустыней, где умирает все живое. Поэтому значительные захоронения располагались на западе долины Нила, точно так же располагались пирамиды Гизы или Абусира, как и через тысячелетие фиванский некрополь в Долине фараонов. Находки древнейших останков эпохи раннего неолита из Верхнего Египта (место находки - Таса) позволяют узнать, что голова лежащего на левом боку тела в направлении север-юг была повернута на запад; там находилось Царство мертвых. С начала Древнего царства направление, в котором была повернута голова умершего стало восточным, где после каждой ночи показывался непобедимый свет солнца. С 18-й династии направление тела умершего стало западно-восточным головой на запад (символическое указание на вход в Царство мертвых), но лицом навстречу восходящему солнцу.


Стр. 1 из 3 СодержаниеВперед

 

Hosted by uCoz