|
Изометрическое
сечение храма
Хонсу в Карнаке.
XX династия.
|
1) Дорога, ведущая к храму, - аллея,
вдоль которой иногда стояли сфинксы,
иногда солнечные бараны или просто
каменные глыбы. Они олицетворяли
физическое начало, показывая своим
видом, каким, собственно говоря,
является путь, ведущий в храм.
2) Один или несколько пилонов. Они
представляли двери, которые
одновременно соединяют и разделяют
человеческий мир и мир божественного;
это - подступ к Священному. Обширные
плоскости стен отражали живой
солнечный свет, длинные вымпелы
полоскались в вышине на шестах,
укрепленных с внешней стороны пилонов,
как языки Слова - выражение жизни и
непрекращающегося движения.
3) Открытый дворик, окруженный
многочисленными колоннами, на которых
были высечены и расписаны сцены из
жизни, с ее переживаниями, с ее
победами и поражениями.
|
Аллея сфинксов,
заканчивающаяся
пилонами при входе
в Луксорский храм.
Новое царство.
|
4) Гипостильный зал, обычно небольшой
и уединенный. Здесь игра света и тени
отражала двойную роль моста между
внутренним и внешним. Зал
заканчивался стеной с относительно
узкой дверцей. За ней начинался Мир
Таинств.
5) Зал Ладьи, где в действительности
хранилась ритуальная ладья, иногда
помешенная в гробницу из тщательно
отполированных камней. Она переносила
в другое измерение, и поэтому в зале
больше нет тяжелого и громоздкого
великолепия проявленной жизни.
Украшенная фигурами Богов, ладья
позволяет совершать плаванье по
Голубому Нилу Звездного Неба. Часто
она была прикрыта полупрозрачным
покровом, а вокруг нее курились фимиам
и благовонные смолы, создавая
ощущение изменчивых вод, полных магии
и тайн. Однако в подземной части храма
хранилась другая ладья, но сейчас не
время рассказывать о ней.
|
Зал Ладьи.
Ритуальные
носилки в форме ладьи
с изображением Бога
Гора на носу. Храм Эдфу.
Эпоха Птолемеев.
|
6) То, что можно назвать Святилищем,
скрытое далеко в задней части храма,
как инициатическая крипта,
пронизанная солнечным светом. Это
священное место, где совершались
тайные обряды. В дополнение к нему,
позади и по бокам его располагались
часовенки, предназначенные для разных
церемоний, освящения ритуальных
предметов, принесения обетов служения
Богу. Отсюда Душа, несмотря на то что
она заключена в тело или, лучше
сказать, обременена им, воспаряла,
свободная и могущественная, в полноте
своего осознанного бессмертия.
7) Отверстия в потолке, обычно
выполненные в форме воронки и
расположенные в особом порядке,
позволяли лучам солнца в разное время
дня освещать изображения разных Богов
или определенные участки пола. Эти
отверстия выполняли ту же роль, что и
витражи готических соборов
тысячелетия спустя, освещая скрытые
знаки на полу.
Эта основная схема дополнялась
различными часовенками и маленькими
храмами. Фараон со своими
приближенными попадал в храм не через
вход с пилонами, а через левый боковой
вход непосредственно в зал или дворик.
Здесь он принимал знаки преданности и
любви от людей, погруженных в
почтительное молчание.
Существовали также подземные
лабиринты и другие небольшие храмы,
расположенные на террасах в задней
части основного храма.
В целом, если храм соответствовал
описанному нами фиванскому типу, то
обычно по мере продвижения в глубь
него потолки становились все ниже,
создавая подобие проникновения в
Изначальную Пещеру. За исключением
покоев высших жрецов, находившихся
под землей, жилища остальных жрецов
располагались в зданиях поблизости от
храма и напоминали кельи. Картину
дополняли священные озера,
очаровательные сады и обелиски,
вершины которых были покрыты
орикалком или электрумом (как греки
называли этот кажущийся сейчас
невероятным по пропорциям сплав
золота и серебра с добавлением какого-то
сверхтяжелого металла), а сразу под
пирамидоном были начертаны
определенные иероглифы.
Храмы, подобно людям, жили
семействами. Они соединялись между
собой дорогами, как, например, храм в
Карнаке и храм в Луксоре. Иногда
дорогой служили воды Нила.
Существовали также подземные ходы,
однако ни один из них не сохранился,
так как большинство из них было
засыпано последними жрецами, а
оставшиеся оказались погребенными
под песком, камнями и вековыми
наслоениями.
Хотя здания были по большей части
одноэтажными и крайне редко состояли
из двух этажей, практически не имели
значительных наружных украшений, эти
колоссы архитектуры были видны
издалека благодаря ярким цветам
тщательно отполированных камней,
вымпелам и дверям из ценных пород
дерева и драгоценных металлов.
|
Фрагмент
папируса.
|
Сейчас планируется с помощью
геодезии объяснить расположение
семейств египетских храмов, как это
уже было сделано с сооружениями майя.
Заслуживают особого упоминания
библиотеки, находившиеся в храмах и
прилегающих к ним сооружениях. Там на
камнях, досках и папирусах не только
записывались исторические факты, но
тщательнейшим образом фиксировались
все природные феномены. Даже на стенах
и потолках храмов обычно содержится
огромное количество астрономических,
исторических, магических,
теологических и других сведении и
наблюдений.
Папирусы появились сравнительно
поздно. Их изготовляли из
треугольного среза растения, отбирая
волокна, вымачивая и спутывая их, пока
не получалась масса, напоминающая
твердую и прочную бумагу, прекрасно
подходящую для того, чтобы писать и
рисовать тонкой кистью. И по сей день
любой интересующийся может наблюдать
в окрестностях Каира процесс
изготовления папируса. Впрочем,
современные изделия не могут
соперничать с теми, что производились
в древности, ведь некоторые из них
обрабатывались пчелиным воском и
мельчайшим тальком.
Особо важные папирусы даже во
времена Александрийской библиотеки,
как показал первый пожар, хранились
под покровом из негорючего материала,
который, скорее всего, состоял из
асбестового волокна. Сама Клеопатра
как-то пожаловалась, что ее
предшественники (она имела в виду
египтян, а не греков) не сумели
защитить все папирусы этим покрытием,
ибо при таком способе хранения они не
пострадали бы от огня. Это еще один
замечательный секрет, который Древний
Египет унес с собой, и мы не можем
открыть тайну этого замечательного
средства защиты от огня. А от древних
папирусов остались тысячи фрагментов,
лишь немногие сохранились целиком и
не были использованы повторно в более
позднее время для повседневных нужд -
составления отчетов и переписки.
Что касается важных древних
папирусов, хранившихся в храмах,
следует отметить, что возможность их
прочтения зависит не только от
разнообразных типов иероглифов (многие
из которых невозможно прочитать), но и
от красок, которыми они написаны.
Существовали также многочисленные
коды-ключи, основанные на чтении групп
иероглифов через определенные
интервалы или в обратном порядке. Даже
в простых записях на скарабеях есть
тайные фразы и поучения, над которыми
тщетно бьются специалисты.
|