Изометрическое
сечение храма
Хонсу в Карнаке.
XX династия.
  

1) Дорога, ведущая к храму, - аллея, вдоль которой иногда стояли сфинксы, иногда солнечные бараны или просто каменные глыбы. Они олицетворяли физическое начало, показывая своим видом, каким, собственно говоря, является путь, ведущий в храм.

2) Один или несколько пилонов. Они представляли двери, которые одновременно соединяют и разделяют человеческий мир и мир божественного; это - подступ к Священному. Обширные плоскости стен отражали живой солнечный свет, длинные вымпелы полоскались в вышине на шестах, укрепленных с внешней стороны пилонов, как языки Слова - выражение жизни и непрекращающегося движения.

3) Открытый дворик, окруженный многочисленными колоннами, на которых были высечены и расписаны сцены из жизни, с ее переживаниями, с ее победами и поражениями.

Аллея сфинксов,
заканчивающаяся
пилонами при входе
в Луксорский храм.
Новое царство.
  

4) Гипостильный зал, обычно небольшой и уединенный. Здесь игра света и тени отражала двойную роль моста между внутренним и внешним. Зал заканчивался стеной с относительно узкой дверцей. За ней начинался Мир Таинств.

5) Зал Ладьи, где в действительности хранилась ритуальная ладья, иногда помешенная в гробницу из тщательно отполированных камней. Она переносила в другое измерение, и поэтому в зале больше нет тяжелого и громоздкого великолепия проявленной жизни. Украшенная фигурами Богов, ладья позволяет совершать плаванье по Голубому Нилу Звездного Неба. Часто она была прикрыта полупрозрачным покровом, а вокруг нее курились фимиам и благовонные смолы, создавая ощущение изменчивых вод, полных магии и тайн. Однако в подземной части храма хранилась другая ладья, но сейчас не время рассказывать о ней.

Зал Ладьи. Ритуальные
носилки в форме ладьи
с изображением Бога
Гора на носу. Храм Эдфу.
Эпоха Птолемеев.
  

6) То, что можно назвать Святилищем, скрытое далеко в задней части храма, как инициатическая крипта, пронизанная солнечным светом. Это священное место, где совершались тайные обряды. В дополнение к нему, позади и по бокам его располагались часовенки, предназначенные для разных церемоний, освящения ритуальных предметов, принесения обетов служения Богу. Отсюда Душа, несмотря на то что она заключена в тело или, лучше сказать, обременена им, воспаряла, свободная и могущественная, в полноте своего осознанного бессмертия.

7) Отверстия в потолке, обычно выполненные в форме воронки и расположенные в особом порядке, позволяли лучам солнца в разное время дня освещать изображения разных Богов или определенные участки пола. Эти отверстия выполняли ту же роль, что и витражи готических соборов тысячелетия спустя, освещая скрытые знаки на полу.

Эта основная схема дополнялась различными часовенками и маленькими храмами. Фараон со своими приближенными попадал в храм не через вход с пилонами, а через левый боковой вход непосредственно в зал или дворик. Здесь он принимал знаки преданности и любви от людей, погруженных в почтительное молчание.

Существовали также подземные лабиринты и другие небольшие храмы, расположенные на террасах в задней части основного храма.

В целом, если храм соответствовал описанному нами фиванскому типу, то обычно по мере продвижения в глубь него потолки становились все ниже, создавая подобие проникновения в Изначальную Пещеру. За исключением покоев высших жрецов, находившихся под землей, жилища остальных жрецов располагались в зданиях поблизости от храма и напоминали кельи. Картину дополняли священные озера, очаровательные сады и обелиски, вершины которых были покрыты орикалком или электрумом (как греки называли этот кажущийся сейчас невероятным по пропорциям сплав золота и серебра с добавлением какого-то сверхтяжелого металла), а сразу под пирамидоном были начертаны определенные иероглифы.

Храмы, подобно людям, жили семействами. Они соединялись между собой дорогами, как, например, храм в Карнаке и храм в Луксоре. Иногда дорогой служили воды Нила. Существовали также подземные ходы, однако ни один из них не сохранился, так как большинство из них было засыпано последними жрецами, а оставшиеся оказались погребенными под песком, камнями и вековыми наслоениями.

Хотя здания были по большей части одноэтажными и крайне редко состояли из двух этажей, практически не имели значительных наружных украшений, эти колоссы архитектуры были видны издалека благодаря ярким цветам тщательно отполированных камней, вымпелам и дверям из ценных пород дерева и драгоценных металлов.

Фрагмент
папируса.
  

Сейчас планируется с помощью геодезии объяснить расположение семейств египетских храмов, как это уже было сделано с сооружениями майя.

Заслуживают особого упоминания библиотеки, находившиеся в храмах и прилегающих к ним сооружениях. Там на камнях, досках и папирусах не только записывались исторические факты, но тщательнейшим образом фиксировались все природные феномены. Даже на стенах и потолках храмов обычно содержится огромное количество астрономических, исторических, магических, теологических и других сведении и наблюдений.

Папирусы появились сравнительно поздно. Их изготовляли из треугольного среза растения, отбирая волокна, вымачивая и спутывая их, пока не получалась масса, напоминающая твердую и прочную бумагу, прекрасно подходящую для того, чтобы писать и рисовать тонкой кистью. И по сей день любой интересующийся может наблюдать в окрестностях Каира процесс изготовления папируса. Впрочем, современные изделия не могут соперничать с теми, что производились в древности, ведь некоторые из них обрабатывались пчелиным воском и мельчайшим тальком.

Особо важные папирусы даже во времена Александрийской библиотеки, как показал первый пожар, хранились под покровом из негорючего материала, который, скорее всего, состоял из асбестового волокна. Сама Клеопатра как-то пожаловалась, что ее предшественники (она имела в виду египтян, а не греков) не сумели защитить все папирусы этим покрытием, ибо при таком способе хранения они не пострадали бы от огня. Это еще один замечательный секрет, который Древний Египет унес с собой, и мы не можем открыть тайну этого замечательного средства защиты от огня. А от древних папирусов остались тысячи фрагментов, лишь немногие сохранились целиком и не были использованы повторно в более позднее время для повседневных нужд - составления отчетов и переписки.

Что касается важных древних папирусов, хранившихся в храмах, следует отметить, что возможность их прочтения зависит не только от разнообразных типов иероглифов (многие из которых невозможно прочитать), но и от красок, которыми они написаны. Существовали также многочисленные коды-ключи, основанные на чтении групп иероглифов через определенные интервалы или в обратном порядке. Даже в простых записях на скарабеях есть тайные фразы и поучения, над которыми тщетно бьются специалисты.


Стр. 14 из 23 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz