3) Между упомянутой выше
чашей весов, на которой находится
сердце, и их вертикальной стойкой
изображена человеческая фигура
Двойника, или КА, - вместилища чувств,
проводника Духа, созданного по его
подобию, в свою очередь дающего свою
форму физическому телу на протяжении
всей его жизни. Эта фигура
представлена в движении, ибо Ка
обладает способностью передвигаться,
переноситься с места на место, подобно
светящемуся призраку, и даже ручаться
за самого человека, когда тот взыскует
справедливости. Ка появляется перед
Богами, а также перед людьми, если
достоинства его недостаточны, чтобы
ступить на Дороги Неба, и он
приговаривается на какое-то время к
скитаниям по Земле. Мы увидим, как в
обряде мумификации принимались меры,
чтобы этого не произошло.
4) и 5) Пара женских фигур, получивших,
помимо прочих, имена АБ и БА. На
папирусе они находятся слева от чаши
весов с сердцем. Обычно одна из них
изображается обнаженной, а другая - в
одежде, или же одна - одетой в очень
простое платье, а другая - в платье,
богато расшитое золотом. Это две части
Человеческого Разума: высшая,
свободная от тщеславия, и низшая,
тесно связанная с многообразием
жизненных проявлений. АБ - часть,
состоящая из сложных структур, в
которых рождаются идеи-желания,
вместилище хитрости и спекулятивного
эгоизма. БА, напротив, заключает в себе
Чистые Идеи, которые способны
возвыситься над предметами земного
мира; она улавливает Высший Свет, даже
при всей человеческой ограниченности.
Это ментальное "Я", осознание
своего индивидуального существования.
Но человеческое несовершенство
делает их неразлучными, держит одну
подле другой, как сестер-близнецов. БА
- это сокровенное место, чертог, где
человек ищет Духовное Воскрешение.
|
Гробница
Ануркайи.
Покойный перед
Гииопольским Фениксом.
Эпоха Рамсссидов.
|
6) Это Духовное Воскрешение
изображается в виде Птицы с
человеческой головой, в фиванских
изображениях имеющей черты ласточки и
сокола. В Мемфисе - это Феникс, Птица
Воскрешения. Одним из ее имен в Фивах
было АХУ или ЧЕИБИ. Она
символизировала способность
интуитивно воспринимать Божественное.
В одном из ключей она символизировала
Душу - светящуюся духовную часть
человека, где зарождается Белая Магия,
чудеса и священные действия. Она
обладает способностью садиться на
верхнюю часть конкретных предметов (это
видно на папирусе), но, имея природу
птицы, может взмывать к высотам Другой
Земли, магического Квадрата,
озаренного Амоном, или Духовным
светом. Эта Другая Земля - Пристанище
Блаженных, Амен-Ти, то есть Земля Амона,
а лучше сказать - Страна Амона или
Большой Дом Амона, совершенный и
стабильный.
7) Наконец, остается большая фигура
слева, перед изображением Исиды,
Великой Матери. Это имеющий
характеристики Осириса Дух, АТМУ или
САХУ. Это человек, способный вернуть
себе утраченное состояние равного
Богу существа Осирис-Ани -
Богочеловека. Он является Высшей
Тайной, духовной причиной самого
человека. Это та часть человека,
которая остается неизменной во всех
воплощениях и во всех разнообразных
формах, которые принимает человек под
влиянием магии природы на протяжении
его человеческого и космического
странствия.
Наверху видны различные Боги со
своими атрибутами, сидящие на
совершенных Кубах. Каждый из них
держит в руках УАС, то есть посох,
чтобы идти с ним в Невидимое,
остающееся для людей "тьмой".
Посох является атрибутом, связанным с
Анубисом, поэтому каждый увенчан
схематическим изображением его
головы; его основание раздваивается,
что изображает лапы Гуся, способные
ходить по болотам и топям,
преодолевать грязь и глину хаоса,
побеждать врагов, превозмогать
потребность в пище.
В Фивах, как и во всем Египте, эти
Семь Принципов были представлены и в
основных характеристиках храмов. И
поскольку храмы были одновременно
пристанищами Богов, а также людей,
которые хотели вновь стать Богами,
планы этих сооружений были сходными.
Внешние части храмов служили иным
целям: они были местом, где собирались
верующие, принимающие участие в
обрядах; степень их участия зависела
от отмечавшегося праздника.
Попытаемся прояснить или, по крайней
мере, изложить без лишних объяснений
свою точку зрения, сложившуюся на
основе изучения древних источников.
Она заключается в том, что, вопреки
распространенному сейчас убеждению,
жрецы в Египте, независимо от их ранга
и человеческих недостатков (ведь
человеческие недостатки существовали,
существуют и будут существовать до
конца времен), не были отцами-угнетателями,
подавлявшими народ, а, напротив, были
Отцами в подлинном смысле этого слова
и в его духовном аспекте. Так
называемая "классовая борьба" -
интеллектуальное изобретение XVIII - XIX
веков - в XX веке превратилась в догму.
"Классов" не существует, есть
лишь различия, подобные различиям
между ребенком и взрослым человеком,
между мужчиной и женщиной. В
определенном смысле, уже хотя бы
потому, что мы - люди, существуют (пусть
даже несовершенные) Любовь,
Религиозные Чувства, Живая Мистика,
объединяющие всех людей и через это
единство дающие им силу. Мир для
Египта не был неподвижным, он
находился в постоянном движении, и все
усилия были направлены на то, чтобы
это всегда было движение вперед и
вверх, обеспечивающее каждому
максимальные возможности для
осознания собственного "Я" и
позволяющее каждому в полной мере
участвовать в том удивительном и
одновременно трагикомическом
приключении, каким является наша
жизнь на Земле.
Реконструкция мастерской по
иэготовлению
"ушебти" и погребальных
статуэток.
Когда человек преклонял колени
перед жрецом или падал ниц перед
фараоном, это не было данью их
могуществу. Люди склонялись перед тем,
кого те представляли, в конечном счете
- перед Богом и перед Священной
Короной того самого народа, который ее
почитал. Во всем этом было нечто
теперь уже почти забытое: Преданность,
Смирение, Доброта, Любовь.
Как у инков и у многих других народов
прошлого, в "историческом" Египте
все произведенное делилось на три
части: одна - для самого производителя,
другая - для государства в лице
фараона и третья - для государства в
лице жречества. В таком распределении
может показаться странным, что кто-то
довольствовался третью
произведенного им продукта... Впрочем,
сегодня, когда пишется эта книга, вряд
ли кто-нибудь удивится, поскольку
миллионы людей живут с комфортом,
ничего не производя. Кроме того,
несправедливо приписывать жителям
Древнего Египта воображаемую
бедность, ибо они имели все
элементарно необходимое, чего не
могут сказать о себе сегодня примерно
миллиард человек. Но когда случалась
засуха или пограничные конфликты
мешали сеять или вовремя собирать
урожай - тогда, как по волшебству,
огромные резервуары с водой
соединялись с Нилом или же
распределялись запасы зерна из Житниц,
Амона. Так когда-то добровольно
отданное возвращалось людям
спасением от беды. Естественно, часть
собранного затрачивалась на
выполнение общественных работ и на
содержание государственного аппарата,
что также не должно слишком удивлять
живущих в конце XX столетия. Еще раз
утверждая, что в Древнем Египте не
было рабов, мы хотим дать картину,
которая ближе к действительности, чем
ставшие популярными "кинематографические"
фантазии об эксплуатации народа
немногочисленной верхушкой,
пользующейся его предрассудками и
невежеством, и о том, что якобы
покорный народ стиснув зубы мечтал о
справедливом переустройстве общества.
Нам жаль, если приведенные здесь
объяснения разрушат убеждения
некоторых читателей... Но приходит
время, когда дети должны узнать, что
они родились не в капусте. Выдумки,
хоть и необходимые иногда, имеют свой
конец, как и все остальное в этом мире.
Мы не можем на примере какого-либо
одного храма объяснить символику его
частей, ибо многочисленные
перестройки и ремонты, которым
подверглись за тысячелетия эти
грандиозные сооружения, могут внести
сумятицу в то простое исследование, к
которому мы сейчас приступим. Поэтому
в качестве примера возьмем фиванский
тип храма в его упрощенном варианте,
который соответствует сущности и
характеру первоначального проекта.
Являясь образом Вселенной в
египетской и других религиях, храм
подобного рода имел семь составных
частей.
|