3) Между упомянутой выше чашей весов, на которой находится сердце, и их вертикальной стойкой изображена человеческая фигура Двойника, или КА, - вместилища чувств, проводника Духа, созданного по его подобию, в свою очередь дающего свою форму физическому телу на протяжении всей его жизни. Эта фигура представлена в движении, ибо Ка обладает способностью передвигаться, переноситься с места на место, подобно светящемуся призраку, и даже ручаться за самого человека, когда тот взыскует справедливости. Ка появляется перед Богами, а также перед людьми, если достоинства его недостаточны, чтобы ступить на Дороги Неба, и он приговаривается на какое-то время к скитаниям по Земле. Мы увидим, как в обряде мумификации принимались меры, чтобы этого не произошло.

4) и 5) Пара женских фигур, получивших, помимо прочих, имена АБ и БА. На папирусе они находятся слева от чаши весов с сердцем. Обычно одна из них изображается обнаженной, а другая - в одежде, или же одна - одетой в очень простое платье, а другая - в платье, богато расшитое золотом. Это две части Человеческого Разума: высшая, свободная от тщеславия, и низшая, тесно связанная с многообразием жизненных проявлений. АБ - часть, состоящая из сложных структур, в которых рождаются идеи-желания, вместилище хитрости и спекулятивного эгоизма. БА, напротив, заключает в себе Чистые Идеи, которые способны возвыситься над предметами земного мира; она улавливает Высший Свет, даже при всей человеческой ограниченности. Это ментальное "Я", осознание своего индивидуального существования. Но человеческое несовершенство делает их неразлучными, держит одну подле другой, как сестер-близнецов. БА - это сокровенное место, чертог, где человек ищет Духовное Воскрешение.

Гробница Ануркайи.
Покойный перед
Гииопольским Фениксом.
Эпоха Рамсссидов.
  

6) Это Духовное Воскрешение изображается в виде Птицы с человеческой головой, в фиванских изображениях имеющей черты ласточки и сокола. В Мемфисе - это Феникс, Птица Воскрешения. Одним из ее имен в Фивах было АХУ или ЧЕИБИ. Она символизировала способность интуитивно воспринимать Божественное. В одном из ключей она символизировала Душу - светящуюся духовную часть человека, где зарождается Белая Магия, чудеса и священные действия. Она обладает способностью садиться на верхнюю часть конкретных предметов (это видно на папирусе), но, имея природу птицы, может взмывать к высотам Другой Земли, магического Квадрата, озаренного Амоном, или Духовным светом. Эта Другая Земля - Пристанище Блаженных, Амен-Ти, то есть Земля Амона, а лучше сказать - Страна Амона или Большой Дом Амона, совершенный и стабильный.

7) Наконец, остается большая фигура слева, перед изображением Исиды, Великой Матери. Это имеющий характеристики Осириса Дух, АТМУ или САХУ. Это человек, способный вернуть себе утраченное состояние равного Богу существа Осирис-Ани - Богочеловека. Он является Высшей Тайной, духовной причиной самого человека. Это та часть человека, которая остается неизменной во всех воплощениях и во всех разнообразных формах, которые принимает человек под влиянием магии природы на протяжении его человеческого и космического странствия.

Наверху видны различные Боги со своими атрибутами, сидящие на совершенных Кубах. Каждый из них держит в руках УАС, то есть посох, чтобы идти с ним в Невидимое, остающееся для людей "тьмой". Посох является атрибутом, связанным с Анубисом, поэтому каждый увенчан схематическим изображением его головы; его основание раздваивается, что изображает лапы Гуся, способные ходить по болотам и топям, преодолевать грязь и глину хаоса, побеждать врагов, превозмогать потребность в пище.

В Фивах, как и во всем Египте, эти Семь Принципов были представлены и в основных характеристиках храмов. И поскольку храмы были одновременно пристанищами Богов, а также людей, которые хотели вновь стать Богами, планы этих сооружений были сходными. Внешние части храмов служили иным целям: они были местом, где собирались верующие, принимающие участие в обрядах; степень их участия зависела от отмечавшегося праздника.

Попытаемся прояснить или, по крайней мере, изложить без лишних объяснений свою точку зрения, сложившуюся на основе изучения древних источников. Она заключается в том, что, вопреки распространенному сейчас убеждению, жрецы в Египте, независимо от их ранга и человеческих недостатков (ведь человеческие недостатки существовали, существуют и будут существовать до конца времен), не были отцами-угнетателями, подавлявшими народ, а, напротив, были Отцами в подлинном смысле этого слова и в его духовном аспекте. Так называемая "классовая борьба" - интеллектуальное изобретение XVIII - XIX веков - в XX веке превратилась в догму. "Классов" не существует, есть лишь различия, подобные различиям между ребенком и взрослым человеком, между мужчиной и женщиной. В определенном смысле, уже хотя бы потому, что мы - люди, существуют (пусть даже несовершенные) Любовь, Религиозные Чувства, Живая Мистика, объединяющие всех людей и через это единство дающие им силу. Мир для Египта не был неподвижным, он находился в постоянном движении, и все усилия были направлены на то, чтобы это всегда было движение вперед и вверх, обеспечивающее каждому максимальные возможности для осознания собственного "Я" и позволяющее каждому в полной мере участвовать в том удивительном и одновременно трагикомическом приключении, каким является наша жизнь на Земле.


Реконструкция мастерской по иэготовлению
"ушебти" и погребальных статуэток.
  

Когда человек преклонял колени перед жрецом или падал ниц перед фараоном, это не было данью их могуществу. Люди склонялись перед тем, кого те представляли, в конечном счете - перед Богом и перед Священной Короной того самого народа, который ее почитал. Во всем этом было нечто теперь уже почти забытое: Преданность, Смирение, Доброта, Любовь.

Как у инков и у многих других народов прошлого, в "историческом" Египте все произведенное делилось на три части: одна - для самого производителя, другая - для государства в лице фараона и третья - для государства в лице жречества. В таком распределении может показаться странным, что кто-то довольствовался третью произведенного им продукта... Впрочем, сегодня, когда пишется эта книга, вряд ли кто-нибудь удивится, поскольку миллионы людей живут с комфортом, ничего не производя. Кроме того, несправедливо приписывать жителям Древнего Египта воображаемую бедность, ибо они имели все элементарно необходимое, чего не могут сказать о себе сегодня примерно миллиард человек. Но когда случалась засуха или пограничные конфликты мешали сеять или вовремя собирать урожай - тогда, как по волшебству, огромные резервуары с водой соединялись с Нилом или же распределялись запасы зерна из Житниц, Амона. Так когда-то добровольно отданное возвращалось людям спасением от беды. Естественно, часть собранного затрачивалась на выполнение общественных работ и на содержание государственного аппарата, что также не должно слишком удивлять живущих в конце XX столетия. Еще раз утверждая, что в Древнем Египте не было рабов, мы хотим дать картину, которая ближе к действительности, чем ставшие популярными "кинематографические" фантазии об эксплуатации народа немногочисленной верхушкой, пользующейся его предрассудками и невежеством, и о том, что якобы покорный народ стиснув зубы мечтал о справедливом переустройстве общества. Нам жаль, если приведенные здесь объяснения разрушат убеждения некоторых читателей... Но приходит время, когда дети должны узнать, что они родились не в капусте. Выдумки, хоть и необходимые иногда, имеют свой конец, как и все остальное в этом мире.

Мы не можем на примере какого-либо одного храма объяснить символику его частей, ибо многочисленные перестройки и ремонты, которым подверглись за тысячелетия эти грандиозные сооружения, могут внести сумятицу в то простое исследование, к которому мы сейчас приступим. Поэтому в качестве примера возьмем фиванский тип храма в его упрощенном варианте, который соответствует сущности и характеру первоначального проекта.

Являясь образом Вселенной в египетской и других религиях, храм подобного рода имел семь составных частей.


Стр. 13 из 23 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz