Возможно, благодаря
соблазну бесчисленных сокровищ,
захороненных здесь, мы имеем
сравнительно больше исторических
данных о западной части Фив, чем о
восточной. Их магическая
притягательность привлекала миллионы
людей с классических времен до наших
дней. В Мемфисе существовала другая
Долина Царей, но поскольку Город Белой
Стены был построен главным образом из
кирпича и в гораздо меньшей степени из
камня, лишь очень немногое дожило до
наших дней.
|
Луксорскый храм.
Справа - мечеть
Абу-эль-Хаггага.
|
Не лишено основания предположение,
что уже в классическую эпоху все было
похоронено под новыми сооружениями,
ведь в Мемфисе люди жили до самого
конца Римской империи и, так или иначе,
он никогда не был покинут жителями.
Фивы, напротив, были оставлены, и когда
в более позднее время там возник
арабский поселок Луксор, песок уже
скрывал постройки восточного берега.
Об этом свидетельствует мечеть,
сооруженная на крыше храма в Луксоре,
а также следы, оставленные арабскими
ножами на стенах на большой высоте:
ножи затачивались о камни храмов
почти повсеместно в Верхнем Египте.
Несмотря на то что многие
захоронения могли быть открыты во
времена греков и римлян, это время
оставило после себя лишь
незначительные следы в виде надписей (граффити)
на штукатурке и рисунках более
раннего периода. Недавно были
обнаружены такие надписи, сделанные
демотическим письмом. Из этого можно
заключить, что, несмотря на
предосторожности жрецов Нового
царства, запечатавших и тщательно
скрывавших большинство захоронений,
некоторые из них были по-прежнему
открыты и посещались вплоть до
последних эпох - с XXV по XXX династии.
Диодор Сицилийский (I век до н. э.)
приводит в своей "Всеобщей истории"
рассказ, который, по его словам/он
услышал в Фивах: "Жрецы сказали мне,
что в хранящихся у них записях
упоминается сорок семь гробниц царей,
но во времена Птолемея, сына Лага, их
оставалось семнадцать, и многие из них
уже были разрушены, когда мы посетили
эти места".
Страбон побывал в Долине Мертвых
примерно 70 лет спустя, во времена
императора Августа, вместе со своим
другом Элием Галом, наместником
Египта. Вот что он сообщает: "Чуть
выше Мемнония (Рамессеума или
Колоссов?) в пещерах находятся
гробницы царей, высеченные в скалах.
Их примерно сорок, и на эти
удивительные сооружения стоит
посмотреть".
|
Акварель,
изображающая
вход в Гробницу Царей,
как он выглядел в 1850 г.
|
Греки уже называли коридоры
захоронений "сиринксами" (разновидность
флейты), поскольку те напоминали им
этот музыкальный инструмент. Они
верили, что в Долине или ее
окрестностях находится гробница
Мемнона, возможно, связанная с
Колоссами. Современные историки
полагают, что греки имели в виду
могилу Рамсеса VI, однако это всего
лишь предположение.
Сохранилось более двух тысяч
коротких надписей, сделанных людьми,
побывавшими в этих местах в римскую и
византийскую эпохи. Среди них есть
стихи и разного рода восхваления.
Последние из этих надписей относятся
к VIII веку. Все известные нам надписи
были обнаружены в больших гробницах XIX
и XX династий, из чего можно заключить,
что эти захоронения были открыты и
вполне доступны. Возможно, многие
тысячи надписей пока не найдены, либо
из-за того, что нам не удается их
увидеть, либо из-за того, что они до сих
пор остаются погребенными.
|
Храм Хатшепсут.
Задняя стена часовни Анубиса.
Левая фигура была полностью
отбита, так как имела картуш с
именем и некоторыми иероглифами.
Дэйр-элъ-Бахари. Фивы. XVIII
династия.
|
Любопытно отметить, что современные
туристы, осматривая стены этих
захоронений, никогда не обращают на
них внимания. Не менее странно, что
религиозные волнения, сопровождавшие
закат Римской империи, и появление
тысяч христианских сект, некоторые из
которых доходили просто до безумия (например,
члены секты Афу-буйвол а бродили среди
этих животных на четвереньках; Мария
Египетская умерла, заключенная в
мастабе, египетской гробнице,
прославившись тем, что выбелила ее и
окружила свое жилище собственными
испражнениями; Симеон Столпник
пожелал, чтобы его последователи
доставляли его собственные глисты
наверх на колонну, где он жил, чтобы
быть ближе к Богу; многие другие
просто бродили по берегам Нила с
молотком и зубилом, чтобы из
благочестия разрушать все "нечестивое"),
почти не оставили следов на
захоронениях Долины. Известно, что
члены некоторых христианских общин
жили в гробницах Долины, представляя
величественные рисунки в них как
изображения ада, сделанные якобы
самим Сатаной. Однако они не нанесли
рисункам никакого серьезного ущерба и
ограничились тем, что писали поверх
них смиренные и нежные молитвы,
поддавшись внезапному порыву.
Свидетельством существования
первых христианских общин (или общины)
служат и остатки маленьких церквей
возле гробниц Рамсеса III и Рамсеса IV;
для их постройки повторно
использовались древние материалы.
Кроме того, существуют остатки
керамической посуды с текстами молитв.
И еще одна до сих пор не изученная
деталь - кожура плодов балиниты,
обладающая галлюциногенным
воздействием. Прибегали ли эти
простые верующие христиане к
наркотикам, чтобы войти в состояние
самогипноза и вызвать видения или
галлюцинации, соответствующие их
верованиям? Этого мы не знаем, но волна
"религиозного безумия",
прокатившаяся по Египту с появлением
первых христиан, при всем их
простодушии и детской мягкости могла
вылиться во что угодно, стать причиной
самых неожиданных бедствий.
Экспедиция Джона Ромера, блестящего
археолога и тонко чувствующего
писателя, открыла, что могила Рамсеса
XI была превращена одновременно в хлев,
спальню и кухню. Ритуальный колодец
использовался для мусора. Была
найдена византийская монета, а также
остатки пищи, которые ясно показывают,
что совершившие это мирное вторжение
не придерживались никакой обрядовой
"диеты", а питались сырым мясом,
рыбой, зеленью, зерном и ржаным хлебом.
Весь Египет перешел под власть
Восточной Римской империи, но
Византия была слишком слаба и
находилась далеко. Поэтому арабское
вторжение 639 г. не встретило никакого
сопротивления или преград, за
исключением расстояний, хотя силы
нарождавшегося ислама были
немногочисленны и плохо организованы.
А "назначенный командующим и
консулом высокочтимый патриций
империи Феодосии", управлявший в то
время Египтом, собрал налоги и бежал с
небольшим флотом из Александрии,
которая была окончательно покинута в
642 г. Арабский полководец Амр Ибн-Аль-Ас
писал чуть позже халифу Омару,
находившемуся в Мекке, что он взял
огромный город без всякого
сопротивления и присоединяет весь
Египет к его империи.
В течение века христианские общины
исчезли, члены их перебрались в более
отдаленные места или приняли новую
веру. Коренные жители Египта были
сломлены морально и физически еще
столетия назад. И вот в Фивы вступили
новые хозяева, а Долина Царей была
оставлена на милость природы. Город
стал источником строительных
материалов для мечетей и, лишенный
всякого ухода, постепенно исчез под
слоем песка.
Возможно, еще не было достаточно
четко сказано, что единственными
капитальными сооружениями в Египте
были храмы и пирамиды. Как мы видели,
даже дворцы, включая дворец фараона,
были построены из более хрупких, хотя
и ценных материалов, которые быстро
разрушались. Что же касается простых
жителей, они строили свои дома из
необожженного кирпича или просто из
глины и тростника. Известно, что во
время половодья Нил выходил из
берегов и смывал многие дома, а их
обитатели возводили новые среди
всеобщего веселья во время
празднества, которое символизировало
начало нового цикла жизни, всегда
неизменной и, вместе с тем, всегда
разной. Силы Духа и Природы
объединялись для того, чтобы создать
из Древнего Египта единственное в
своем роде царство, равного которому,
насколько мы знаем, не было на Земле;
хотя полагают, что майя, жившие на
противоположном конце гигантского
пространства, бывшего некогда
Атлантидой, имели много похожих черт,
судя по тому, что осталось от их
цивилизации, то есть по храмам и
пирамидам.
Чтобы понять феномен
древнеегипетской цивилизации,
необходимо иметь в виду, что любые
изменения лишь поддерживали в этом
народе бодрое и жизнерадостное
смирение при каждом колебании
маятника истории.
Племена бедуинов и других
кочевников пустыни пришли на
плодородные земли Нила, и под влиянием
новых, мусульманских порядков здесь
стал создаваться новый строи жизни и
началось новое, хотя и сравнительно
медленное, пробуждение.
|
Современные
арабы
на окраине Фив.
На заднем плане видна
типичная хижина из ила
и тростника.
|
Для европейцев Фивы стали одним из
далеких, ушедших в прошлое городов,
таким же, как легендарная Троя. Библия,
произведения Гомера и римских
классиков - вот все, что осталось от
тех героических времен, и
христианское пророчество о конце
света в некотором роде сбылось. Что же
касается мусульман, экспансия которых
была в самом разгаре и которых
ошибочно относят к средним векам (в
действительности средневековье для
них еще не наступило), - они оживили
торговлю, первоначально возникшую из
грабежей. Мощеные дороги египетского
царства исчезли, уступив место
караванным тропам, и Нил оставался
важнейшей транспортной артерией.
|