В эпоху крестовых
походов некоторые христиане
принимали большие пирамиды за Житницы
Авраама. Александрийский маяк, одно из
семи чудес света древнего мира,
разрушился в результате
землетрясения и отчасти из-за
раскопок, которые в поисках сокровищ
проводили у его основания любители
приключений. Как уже было сказано,
халиф Омар приказал сжечь последние
остатки Александрийской библиотеки, и
большой город продолжал существовать
лишь как торговый и военный порт, а его
дворцы были разобраны для
строительства Каира, а также мечетей и
новых дворцов здесь же или в других
городах. Некоторые каналы и рукава
Нила пересохли, появились другие,
дельта расширялась и практически
лишилась прежней растительности и
животного мира.
Фивы, гигантский четырехугольник
которых можно увидеть с самолета,
летящего на высоте более 5000 метров,
уменьшились до небольшой крепости
Луксор. Долина была забыта всеми, за
исключением грабителей, хотя и они
едва ли имели доступ к гробницам из-за
естественных наслоений и обвалов.
Многие храмы на окраине Фив
использовались как стойла и караван-сараи.
Для этого между колоннами вбивались
поперечные балки, что сильно
повредило сооружения. От дыма очагов и
жирной копоти жаровен потускнели
яркие краски потолков и стен. Как уже
говорилось, выступавшие из песка
части стен и развалины использовались
для заточки оружия или как фундамент
для мечетей.
Не было недостатка и в желающих
проникнуть в поисках сокровищ внутрь
пирамид, проделав предварительно
отверстие в стене. Они ломали ценные
саркофаги из сикимора и кедра, когда
понимали, что они не из золота. Те из
саркофагов, которые были сделаны
частично из благородных металлов,
разбивались для переплавки. Мумии
служили для удобрения почвы не только
в Египте, но вплоть до XIX века они
вывозились в Европу, где из них
готовили магические снадобья, а мумии
кошек и рыб в Англии использовались
как средство от бесплодия.
С падением Константинополя и с
отступлением арабов по всему
Средиземноморью после знаменитой
битвы при Лепанто некоторые ученые
путешественники-мусульмане, а позже и
христиане, посетили фиванские руины.
Но даже в XVII веке немногие понимали,
что открывалось их взорам.
Справедливости ради следует сделать
исключение для иезуитов, поскольку
известно, что отцы Протай и Франсуа
тщательно изучили Фивы и сделали
рисунки и важные измерения, кроме того,
они посетили Долину Царей. Но в
конечном итоге они не были в состоянии
связать между собой собранные
материалы, поэтому не могли с
уверенностью утверждать, что это были
именно древние Стовратные Фивы. Позже,
в 1707 году, иезуит Клод Сикар,
направленный миссионером в Каир, был
послан самим королем Франции с
заданием подняться вверх по Нилу,
произвести съемку местности и
составить план, зафиксировав на нем
все более или менее значительные
руины. Похоже, что он добрался до
Асуана и Филе, а располагая книгами
Страбона и Диодора Сицилийского, он
мог точно определить местоположение
Фив и их Некрополя. Он составил точное
его описание, в котором сообщил о
десяти гробницах, потрясших его.
Многие из его бумаг попали во Францию,
и отрывки из них иезуиты напечатали в
своих изданиях. Он умер в Каире во
время чумы 1726 года; часть собранного
им ценнейшего материала была утеряна,
но все же можно сказать, что именно
этот человек открыл Фивы вновь после
тысячелетия неопределенности.
Это открытие пробудило любопытство
его современников. Если верить
надписи, сделанной на одной из гробниц
и со временем стершейся или просто
потерянной, другой священнослужитель,
Ричард Покок, побывал в Долине Царей 16
сентября 1739 года. Новизна
опубликованной им работы заключалась
в том, что он включил в нее подробную
карту Долины, указав расположение
гробниц, хотя некоторые из них так и не
были обнаружены. В 1790 году Джеймс Брюс
выпустил в свет пять объемистых томов,
содержащих великолепную работу по
Египту. Свое путешествие он
предпринял в 1768 году и включила книгу
описание старых Фив, раскинувшихся по
обоим берегам реки. Брюс сделал
рисунок плиты из гробницы Рамсеса III с
изображением двух арфистов, возможно,
слепых, чем настолько потряс
романтически настроенных людей, что с
тех пор эта гробница известна под
названием могилы Брюса.
В конце XVIII века были предприняты
другие раскопки, место которых сейчас
трудно определить точно. В свое время
они получили общее название турецких,
поскольку Египет к тому времени стал
частью, хотя и довольно отдаленной,
того, что осталось от Османской
империи.
Чтобы иметь достоверный источник
сведений о том, что оставалось в те
времена от Древнего Египта, нам нужно
будет обратиться к началу XIX века, к
загадочному походу Наполеона, за
армией которого последовали многие
ученые, рисовальщики и литераторы. Я
отважился назвать кампанию великого
корсиканца "загадочной",
поскольку помимо военных целей -
прервать сообщение между
Великобританией и Индией - в этом
походе явно прослеживается
загадочное пристрастие к Египту
будущего императора Европы, который
зашел так далеко, что даже признался,
что он побывал там не впервые.
|
Наполеон перед
мумией фараона после
взятия Александрии.
|
Неужели он имел в виду свое прошлое
воплощение? Или всего лишь тайное
путешествие, весьма, впрочем,
маловероятное? Мы никогда не сможем с
уверенностью ответить на эти вопросы,
хотя его воззрения и
парапсихологические способности
проявлялись в некоторых битвах, когда
Наполеона видели одновременно в семи
разных местах. Это заставляет нас
предположить, что он жил под сильным
впечатлением каких-то далеких
воспоминаний. Уважение Наполеона к
священным местам и их
притягательность для него были так
сильны, что он настаивал на посещении
Вифлеема, несмотря на все сопряженные
с этим опасности.
Еще не все мамелюки были изгнаны за
три года, пока продолжалась
французская оккупация Каира, а
древняя страна Кем уже претерпела
значительные изменения. Сам Наполеон
говорил, что он пришел туда, чтобы "помочь
Египту идти к свету". И ему
действительно удалось сделать это. Он
основал научные учреждения, поручил
зарисовать все сооружения и остатки
памятников, изготовил карты, вновь
освободил Сфинкса из песчаного плена
и даже приказал просверлить в его
плече отверстие, пытаясь найти ходы,
упоминавшиеся в древности. В Дендере
он поступил так, как ни один
завоеватель ни до, ни после него: он
оставил точную копию большого камня с
изображением Зодиака взамен
настоящего, увезенного в Париж.
|
Реконструкция
Зодиака в Дендере.
|
Его ученые поняли важность
трехъязычного Розеттского камня,
который, согласно военному пакту, стал
собственностью Великобритании, хотя
впоследствии именно француз
Шампольон, работавший с копией текста,
сумел найти ключ и прочесть древние
иероглифы.
|