Мы уже говорили, что
когда Новое царство потеряло свой
движущий импульс, после династий
Рамессидов, последние жрецы-маги
использовали последующие века для
того, чтобы собрать и спрятать
буквально все - от своих знаний до
ритуальных предметов, за исключением
тех, которые из-за их размеров
пришлось бросить на произвол судьбы,
хотя почти все они были лишены своей
жизненной силы. А те, что не были
лишены этой силы, ожидают, подобно
Великому Спящему, укрытые от
любопытства чуждых "мистическому"
людей (хотя иные из них и открыты
взорам миллионов посетителей),
момента неминуемого циклического
возвращения Священных Времен.
Мы немного рассказали о Фивах -
Городе Живых, а теперь следует сказать
о других Фивах - Городе Мертвых,
который расцвел в "историческую"
эпоху существования Фив на западном
берегу. Берегу Заходящего Солнца,
называемого Маамон. Он был не
противоположностью, а дополнением (и
наоборот) другой стороны - Реки
Видимой Жизни, которую называли Х.апи,
Счастье, Синяя Река, Река-которая-спускается-с-Небес.
Это полный даров поток Божественного
Дыхания, который соединяет отдаленные
селения и отражает на Земле другую,
звездную реку, что течет по небу,
которую солнце должно пересекать так
же, как и боги, как и человек.
На западе, примерно в восьми
километрах от реки, за холмами Дейр-эль-Бахари,
находится так называемая Долина Царей;
она расположена в начале длинного
ущелья или впадины, которую
современные жители этих мест называют
Вади-Биван-эль-Мулук, или Долина
Царских Врат. Долина имеет два выхода -
с запада и с востока - и сегодня
представляет собой пустыню. Однако в
древности, когда Красное море было
плодородной долиной, все было иначе. В
те времена процветала и эта, и другие
похожие на нее долины, расположенные
неподалеку. Доисторические охотники
оставили на скалах рисунки,
изображающие сцены преследования
слонов и страусов. За этой долиной
возвышаются холмы Западной горы и
самая высокая ее точка - пик Гурн. Если
пересечь эту складку земной
поверхности, сильно пострадавшую и от
эрозии, и от деятельности человека,
оказываешься в огромной пустыне,
бывшей некогда дном доисторического
моря.
Неподалеку от Долины Царей
находятся так называемые Долина Цариц
и Долина Знати.
Эта область образует естественный
амфитеатр, где лучи беспощадного
солнца отражаются и нагревают воздух,
превращая это место в одно из самых
жарких на планете. Трудно поверить,
что 10 000 лет назад и даже позже, а
возможно, и меньше, с этих уступов, еще
покрытых лесом, низвергались водопады,
температура была умеренной и
множество живых существ находило
здесь пристанище.
|
Долина Царей.
Подъездная дорога.
|
Арабское название, означающее "Царские
Ворота", подтверждает то, что
доказывают наиболее разумные
историки: современная атмосфера
заброшенности, которая усугубляется
непрерывными раскопками, создающими
впечатление, что это место
подверглось минометному обстрелу,
абсолютно не соответствует той, что
была во времена XVIII или XX династии.
|
Автор перед
одним из
Колоссов Мемнона.
Долина Царей.
|
Некоторые признаки, обнаруженные
Бельцони во время грандиозных
раскопок в начале XIX века, указывают на
то, что ничем не прикрытые сейчас
входы в гробницы, высеченные в скалах,
раньше имели пышно украшенные легкие
деревянные двери, которые были
открыты в дневное время, как на
современных кладбищах в некоторых
странах. В другое время в течение года
они должны были оставаться закрытыми
по причинам ритуального характера.
|
Глиняная печать
с оттиском
шакала, лежащего на девяти
пленниках. Гробница Тутанхамона.
|
В Городе Мертвых, в определенных его
частях, жило братство жрецов, чьим
символом был лежащий шакал. Его
изображение и сейчас встречается на
печатях гробниц и символизирует
верховного эзотерического бога
Анубиса. Жрецы Города Мертвых
управляли вооруженными стражами и
дрессированными животными, которые
охраняли сокровища усыпальниц от
ненасытной жадности бандитов пустыни.
Возможно, что, как и другие народы
древности, египтяне периодически
собирались там, чтобы принести
пожертвования умершим родственникам,
а также фараонам, знати и жрецам, тела
которых покоились в недосягаемой
глубине подземных храмов, "стартовых
площадок" благих Душ, чьи останки
освящались точно так же, как это
бывало тысячи лет спустя в других
религиях, имевших своих "святых",
которым тоже приписывали "чудеса".
Таким образом, трансцендентное
ощущение единства объединяло два
города - Фивы - в дополняющей друг
друга гармонии.
Некоторые погребальные храмы также
воздвигались на западном берегу, о чем
свидетельствуют колоссальные
развалины Рамессеума и храма
Хатшепсут. Там же находятся и
загадочные Колоссы Мемнона,
посвященные восходящему солнцу.
|
Колоссы Мемнона.
Западный берег.
|
Восход, кульминация в зените и закат
солнца получили у египтян названия
Мемнон, Амон и Маамон, а смерть для них
являлась рождением и солнечным
восходом на другом берегу Жизни.
По мнению современных археологов,
эти фигуры гигантов, сидящих на
ритуальных тронах, находились перед
погребальным храмом Аменхотепа III и
являются единственным оставшимся
доказательством существования
последнего. Эзотерическая традиция
считает, что они гораздо старше, чем
какое-либо сооружение, связанное с
историческими фараонами, и утверждает,
что они были посвящены Восходящему
Солнцу, как их и до сих пор продолжают
называть простые, но не всегда
лишенные смысла народные поверья.
В настоящее время их высота
составляет около 18 метров, хотя не
исключено, что в коронах и с головными
украшениями они были на несколько
метров выше. Они реставрировались и
переделывались бессчетное количество
раз. Колоссы стали широко известны в
античные времена, греческие музыканты
даже совершали к ним паломничества,
чтобы услышать семь основных нот,
которые одна из фигур отчетливо
издавала на рассвете. В римскую эпоху
речь шла уже об одной конкретной ноте,
которая соответствовала ноте "фа"
принятого у нас музыкального строя. В
199 г. в результате предпринятых при
императоре Септимии Севере
реставрационных работ северный
Колосс, издававший этот звук, замолчал
навсегда. Один из многочисленных
путешественников и исследователей XIX
века уверял на научном собрании в
Лондоне, что он вновь слышал эту ноту,
однако у нас нет доказательств
истинности этого утверждения, как нет
и никаких положительных результатов
тщательнейших экспериментов,
поставленных уже в XX веке. Официальная
наука объясняет это явление (как мы
знаем, особенность современного
подхода заключается в том, чтобы
находить оправдания всему, независимо
от того, насколько это истинно) как
акустический эффект, возникающий при
физическом расширении одного из
камней, нагреваемого первыми
солнечными лучами после холодной ночи
в пустыне. Но мы не можем согласиться с
этим объяснением, поскольку из-за
внушительной массы фигуры утреннее
солнце едва ли могло бы сколь-нибудь
ощутимо прогреть даже один из внешних
камней. Так что тайна по-прежнему
существует, как и два огромных
монумента, хотя, как и они, немного
пострадав от вопиющего человеческого
невежества и тщеславия.
Потребуется много усилий, чтобы
представить себе, каким был Город
Мертвых 3 000 или более лет назад. Ведь
после того, как Город Живых с его
садами и водоемами был почти
полностью разрушен, климат
существенно изменился.
|
Интерьер
гробницы
Тутмоса III. На переднем
плане царский саркофаг.
|
Кроме того, грабежи, разрушения от
взрывов и раскопок, как древних, так и
современных, в сочетании с
естественными илистыми наслоениями и
сетью туристских маршрутов
неузнаваемо изменили облик западной
части Фив. По рисункам XVIII и XIX веков и
даже по фотографиям начала XX века мы
можем представить себе, сколь
значительными были перемены совсем
недавнего времени. Какими же тогда
были более ранние? Судить об их
размерах невозможно, и поэтому каждый
из нас должен призвать на помощь свою
фантазию.
|