Фетишизм и тотемизм. Культ
животных
режде
чем обратиться к фетишизму и тотемизму
в египетской религии, необходимо
сказать несколько слов об этих
явлениях. Понятия, обозначаемые этими
терминами, теснейшим образом связаны
между собой. Говоря о термине "фетишизм",
следует иметь в виду, что "свое
научное значение термин "фетишизм"
приобретает лишь в том случае, если под
ним разуметь почитание фетишей, т. е.
материальных предметов, вещей,
чувственно воспринимаемых объектов,
взятых из природы или искусственно
изготовленных, которым суеверная
фантазия приписывает
сверхъестественные силы и способности".
Фетишизм, одна из самых ранних форм
религии, наблюдался у всех народов в
той или иной форме. Теории фетишизма
посвящена обширная научная литература,
поэтому "в настоящей работе нет
места для рассмотрения вопросов о
возникновении фетишизма и его
отношении к анимизму, магии и другим
элементам религии".
Тотемизм смыкается с фетишизмом. Это
также одна из древнейших форм религии.
Опыт исследования взаимоотношений
этих разных форм религии представляет
собой труд Г. П. Францева "У истоков
религии и свободомыслия" (М.-Л., 1959), в
котором использован большой, но уже
хорошо известный египтологический
материал. По сути дела, эта книга
является расширенной переработкой
исследования того же автора "Фетишизм
и проблема происхождения религии" (М.-Л.,
1940).
О тотемизме также существует весьма
обширная литература, в которой
предлагаются самые разнообразные
объяснения происхождения этого
явления. Естественно, что единственно
научное объяснение генезиса и сущности
тотемизма надо искать в
материалистической интерпретации
истории древнейшего человеческого
общества. "Истоки и основа
тотемических верований имеют
социальный характер. Центральная идея
тотемизма - идея коллективных предков и
группового (коллективного) родства
людей с животными - тотемами - возникла
исторически как процесс
идеологического отражения
специфических особенностей
раннеродового общества:
кровнородственной структуры
общественных групп, в формах которой
развивалось исторически их
общественное производство".
"Тотемы образуют мир мифических
первопредков общественных групп (родов),
тотемических первопредков двойной (полуживотной
- получеловеческой) природы. Образ
тотемического первопредка возникает
как религиозное отражение
общественной структуры, которая в
действительности (в родовом обществе)
являлась структурой родового дерева". Следуя за А. Видеманом,
наш другой соотечественник писал: "Подобно
другим народностям, и египтяне некогда
находились на той ступени культурного
развития, когда человек беспомощно
стоял среди окружающей его девственной
природы, чувствуя себя вполне
зависимым от нее. Во всех многообразных
предметах и явлениях природы, особенно
же в недоступных их пониманию,
первобытные обитатели нильской долины
видели проявления могущественных
таинственных сил, то благодетельных, то
губительных для человека... Такое
направление первобытного мышления,
приведшее древнейших египтян к
фетишистическому обоготворению
предметов и явлений внешней природы,
представляло собою очень
благоприятную почву для возникновения
религиозного почитания животных".
Указав далее, что между поведением
животных и людей много общего и что это
бросалось в глаза человеку, автор
приходит к выводу о порождении
совокупностью указанных обстоятельств
культа животных. В этом
объяснении все правильно, за
исключением того, что первопричиной
возникновения культа автор считает
низкую ступень культурного развития.
По сути же дела это лишь одно из звеньев
цепи, в конечном счете все явления
духовной и идеологической сфер, в том
числе и уровень культурного развития
общества, определяются экономическим
базисом.
После этих предварительных замечаний
общего характера обратимся к
египетским фактам.
Мы не располагаем фактами
додинастического Египта, но источники
времен объединенного Египта дают
полную возможность заглянуть и в
додинастическое прошлое.
Фетишизм в Египте "передавался из
поколения в поколение с древнейших
времен и затем, уже во времена
теологических спекуляций, подвергался
стилизации и видоизменениям, но
никогда не предавался забвению".
Культ животных, их обожествление в
династическом Египте в течение
тысячелетий, вне сомнения, восходит к
додинастическому тотемизму. На это
указал К. Зете. Однако
некоторые весьма эрудированные и
авторитетные египтологи, обогатившие
науку очень ценными трудами по
египетской религии, отрицают наличие в
древнем Египте фетишизма и тотемизма,
отнюдь не отрицая культа животных.
В древнейшие времена Египет занимал
территорию, состоявшую в историческое
время приблизительно из 40 независимых
номов, т. е. земель, на которых жили
человеческие коллективы типа племен,
находившиеся на одной из ступеней
доклассового развития. Типичной формой
религии для таких социальных
организмов, как это показывает опыт
всемирной истории и этнография,
является фетишизм и тотемизм, и нет
решительно никаких оснований полагать,
что историческое развитие египтян не
было подчинено всеобщим
закономерностям исторического
процесса.
В объединенном Египте "религия...
является результатом слияния сначала
независимых племенных культов. Каждый
город имел свое божество в форме
материального фетиша, но значительно
чаще в виде животного".
Таким образом, политеизм объединенного
Египта - вполне закономерное следствие
слияния местных номовых религий
додинастического Египта, главной
формой которых были фетишизм и
тотемизм.
К. Зете тонко подметил, что идолы
божеств ряда номов уже в объединенном
Египте представляют собой культовые
изображения обожествленных животных.
Номы и города были настолько связаны со
своими богами-животными, что греки
нередко давали им названия этих
животных: Ликополис, Леонтополис,
Гиераконполь, Крокодилополь и т. п.
Различия между додинастическим
тотемизмом и культом животных в
династическом Египте в принципе вовсе
не так уж значительны: если тотему не
поклоняются, если тотем - "родственник"
племени или клана, то обожествленному
животному молятся и в ряде случаев это
божество является приближенным к
фараону: "Коршун Нехбет слыл матерью
фараона, а дикая корова - его кормилицей
и воспитательницей".
Словом, в ряде случаев тотемизм и культ
животных настолько сближаются, что нет
сомнения в том, что это явления одного
порядка.
В своем замечательном труде "Der
Gotterglaube im Alten Agypten", в главе о культе
животных, X. Кеес категорически
отвергает тотемизм и приводит очень
интересные и, несомненно, в ряде
случаев правильные объяснения того,
почему в той или иной местности возник
культ конкретного животного.
Эти объяснения сводятся к указанию на
географические (в широком смысле этого
слова) особенности местности. Но если
природные условия служат вполне
удовлетворительным объяснением причин
выбора человеком для культа того или
иного животного, то они бессильны
объяснить, почему человек в ходе
исторического развития был вынужден
обратиться к культу животных. Корни
тотемизма и культа животных - не в
природных условиях жизни человека, а в
социально-экономической структуре
общества, где имеют место именно те
формы религии, которые мы называем
фетишизмом и тотемизмом.
У большинства народов фетишизм и
тотемизм исчезли в процессе
исторического развития, оставив лишь
те или иные пережитки; в Египте же культ
животных не только не исчез, но проявил
необычайную живучесть - он сохранился и
после потери Египтом независимости до
времени римского господства
включительно.
Начало культа животных относится в
династическом Египте к очень глубокой
древности. Культ этот проявляется в
форме обожествления живого животного и
в форме поклонения изображению
обожествленного животного или
антропоморфному божеству с частью тела
животного.
Следует отметить также, что некоторым
животным поклонялись на всей
территории Египта, другим - в отдельных
частях страны, наконец, третьим - только
в какой-то одной местности.
Как бы ни объяснять происхождение
тотемизма вообще и генезис египетского
тотемизма в частности, несомненно, что
конкретная географическая среда, в
которой обитали египтяне, фауна,
игравшая многообразную роль в их жизни,
были существенным фактором
возникновения конкретных форм
египетского тотемизма и его
последующего превращения в культ
животных.
Скотоводство занимало важное место в
хозяйственной жизни народа еще задолго
до объединения Египта,
поэтому уже в глубокой древности
началось обожествление крупного
рогатого скота. Во времена I династии
существовал культ быка Аписа (др.-егип.
hp, греч., коптск. ). Апис был одним из
божеств Мемфиса.
Наши сведения о культе Аписа
почерпнуты главным образом из
источников значительно более поздних -
начиная со времени Нового царства - и у
античных авторов. С культом Аписа
связано одно из самых сенсационных
открытий XIX в. в истории египтологии.
Французский египтолог Олюст Мариетт
был направлен в Египет для
приобретения в монастырях коптских
рукописей. Чтобы получить доступ к
монастырским хранилищам рукописей,
необходимо было заручиться поддержкой
коптского патриарха, однако тот
отнесся крайне недоверчиво к молодому
французскому ученому.
Располагая деньгами для закупки
рукописей и обуреваемый жаждой
деятельности, Мариетт на свой страх и
риск начал вести раскопки. Он вспомнил
описание Страбоном (XVII, 807) сфинксов,
находящихся у мемфисского Серапеума,
произвел археологическую разведку и
натолкнулся на некрополь Аписов-Серапеум.
Предпринятые позже раскопки на
средства французского правительства
привели к открытию всего Серапеума -
здесь были обнаружены погребения 64
быков, множество стел и разного рода
памятников. С этого началась блестящая
карьера О. Мариетта, ставшего
организатором Службы древностей
Египта (Service des Antiquites de I'Egypte) и ее первым
директором.
Мемфисский Серапеум представляет
собой грандиозное подземное
сооружение с огромными каменными
саркофагами для мумий быков. На
специальных стелах указаны даты:
рождения, "вступления в должность"
Аписа и смерти - с точностью до одного
дня царствования того или иного
фараона. Следует
подчеркнуть, что предание о том, будто
срок жизни Аписа - 25 лет (затем его
топили), не подтверждается памятниками
- в Серапеуме имеются погребения Аписов,
проживших более этого срока.
Ритуалу погребения Аписа придавалось
исключительно большое значение - об
этом свидетельствует демотический
папирус в Вене, содержащий
подробнейшее наставление для
выполнения ритуала".
Древнейшее погребение Аписа в
мемфисском Серапеуме относится ко
времени Аменхотепа III самое позднее
предшествует началу новой эры.
Живого Аписа содержали в Апейоне -
специальном помещении, о котором
упоминает Геродот (II, 153) и которое
Страбон (XVII, 807) называет двором.
Античные авторы передают разноречивые
сведения об Аписе. Страбон (XVII 807)
утверждает, что "его лоб и некоторые
другие малые части тела имеют белые
отметины, остальные же части черные; по
этим признакам всегда выбирают быка,
подходящего для наследования, когда
умирает тот, который пользуется
почитанием". Геродот (III, 28) так
описывает Аписа: "Он черный, на лбу у
него белый квадрат, на спине
изображение орла под языком - жука".
Другие авторы, расходясь в деталях,
сходятся в том, что Апис черный.
Что же представляет собой Апис
согласно египетским источникам?
Свидетельства их неоднозначны.
Во-первых, поскольку Апис был
мемфисским божеством, он связывается с
мемфисским богом Пта. В Большом
папирусе Харрис I (44.9) об Аписе сказано,
что он душа бога Пта; во-вторых, Апис
рассматривается как оракул (whm) бога Пта
и, наконец,
объединяется с богом Осирисом, являя
божество Апис-Осирис. Но
синкретическое Апис-Осирис отнюдь не
тождественно имени Осирис-Апис. Так
именуется умерший Апис в знак того, что
после смерти, как и все прочие умершие,
он превратился в Осириса.
Сохранилось много бронзовых статуэток
Аписа с солнечным диском между рогами.
Культ Аписа был всеегипетским, а
также признавался персидскими царями (Дарий
I), Лагидами и даже римскими
императорами. Содержание и формы
культа Аписа в поздние времена,
особенно начиная с саисского времени, и
в эпоху, скажем, Среднего или Древнего
царств должны существенно различаться.
Но, к сожалению, мы не располагаем
достаточной информацией на этот счет.
Апис не единственный обожествленный
бык. В Гелиополе поклонялись черному
быку Мневису (греч. форма; др.-егип. Mr-wr).
Подобно Апису, он содержался в особом
помещении, после смерти его
мумифицировали и хоронили, как Аписа.
Замечательно, что практиковался тот же
погребальный ритуал, что и в отношении
умерших людей.
Обнаружены заупокойные скарабеи, "заменители"
сердца для быков Мневисов, на одном из
них - формула, почти тождественная
формуле на скарабеях, применяемых при
мумификации людей.
Хоронили Мневисов в гелиопольском
Серапеуме. Мнение был оракулом бога Ра
и его воплощением на земле. Культ
Мневиса засвидетельствован
памятниками со времен XVIII династии, но
восходит он, несомненно, к более
древним временам.
В Гермонте в поздние времена
обожествлялся бык Бухис, черно-белой
масти (Бухис - греч. форма имени, др.-егип.
bh), его связывали с богом Монту. Близ
Гермонта был специальный некрополь
этих быков - Бухеум. Культ их процветал
во времена XXX династии и при Лагидах.
Интересно отметить, что цветная
иконография Бухисов не всегда была
выдержана в реалистическом стиле: в
ряде случаев они изображены не черно-белыми,
а красновато-коричневыми.
Быки белой и черной масти были
редкостью и потому строго оберегались.
Приобретение в частном порядке и тем
более убиение быка с признаками,
которые могли рассматриваться как
священные, строго карались уже во
времена Нового царства. Один из жрецов
бога Амона времени XXII династии ставит
себе в заслугу то, что он спасал от убоя
быков такой масти (стела 42430 Каирского
музея).
Культы названных быков, особенно
Аписа, приобрели значительную
известность. Но наряду с ними в других
местностях соблюдался культ других
быков (например, в Кинополе - культ быка
bh, он же - герой сказки о двух братьях) и
разных коров - некоторые из них
фигурируют в мифах.
Очень любопытно уникальное
изображение времен XXI династии в
гробнице (№ 68) жреца бога Амона -
Неспнефхора в Фивах: жрец и его жена
возлагают дары на три жертвенника,
установленных перед коровами. Коровы с
коронами на головах. Все три короны
разные.
Культ быков и коров встречается
большей частью в местностях Дельты. Это
вполне естественно - во все времена
истории Египта Дельта была богата
пастбищами. Важно полчеркнуть, что
обожествлялся не весь крупный рогатый
скот, а лишь отдельные его
представители.
Весьма распространен был культ
крокодила, олицетворявшего бога Себека.
Вряд ли можно согласиться с Кеесом в
том, что в династическом Египте слово
"Себек" означало "крокодил" -
Кеес не приводит никаких
лексикографических данных в
доказательство своего утверждения.
"Себек" было названием божества.
В египетском языке насчитывалось 20
различных обозначений для крокодила,
но слова "Себек" среди них нет.
Культ крокодила возникал в местах,
изобилующих этими животными. "Сама
природа страны объясняет, почему культ
крокодила встречается преимущественно
в тех местностях, где острова на реке,
быстрины или крутые отвесные берега
реки представляли опасность для
судоходства по Нилу, а также
заболоченные местности с озерами и
каналами". Таких
мест было множество в долине Нила.
"Нрав крокодила и отношение его к
другим животным и к человеку должны
были создать ему в глазах египтянина
репутацию не благодетельного, а злого,
губительного существа, опасного для
всего живого, соприкасающегося с ним.
Египтянина, как и современного суданца,
не могли не поражать и не ужасать
страшная хищность крокодила,
проявляемая в отношении почти ко всем
живым существам, с которыми он в
состоянии справиться, начиная с рыб и
кончая крупными млекопитающими и
человеком, наглая дерзость,
обнаруживаемая им в воде даже у самого
берега, вблизи человеческих жилищ,
хитрость и коварство, с какими он
подстерегает добычу, и молниеносная,
рассчитанная на верный успех
стремительность, с какою он бросается
на нее. Несчастные случаи с животными и
людьми - жертвами крокодилов, во
множестве отмечаемые современными
путешественниками по Судану,
в древнем, а тем более в первобытном
Египте, несомненно, были заурядным
явлением. Память о них сохранилась как
в туземных, так и в классических и
древнехристианских свидетельствах. На
египетских рельефах нередки
изображения крокодила,
подстерегающего переходящие реку
стада и пастухов, которые криками
отгоняют хищника. Для защиты от
крокодилов составляли специальные
магические формулы, заклинавшие
чудовищ не вредить человеку или скоту.
С жалобами на хищников и просьбою об
ограждении от них обращались иногда к
самим богам. По словам классических и
древнехристианских писателей,
появление крокодилов на побережье Нила
было обычным явлением в разных частях
Египта, как, например, в Хеммисе. Мытье
ног, черпанье воды и даже плаванье по
Нилу близ Коптоса, Омбоса и Арсинои
были сопряжены с опасностью стать
жертвой крокодила. Печальная репутация
крокодила как наглого хищника нашла
себе яркое выражение, между прочим, в
том, что некоторые слова, служившие для
обозначения дурных душевных свойств и
качеств, детерминировались (на письме. -
М. К.) знаком крокодила".
|