Введение
гипетская
религия всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Уже древние греки,
соприкасавшиеся с Египтом, проявляли к ней интерес в своих трудах. Религии древнего Египта уделяется
большое место в произведениях "отца истории" Геродота, Диодора Сицилийского и многих других
античных авторов. Тот факт, что такой писатель, как Плутарх, который "справедливо считается
последним универсальным ученым эллинизма", посвятил специальный труд египетской религии,
свидетельствует о глубоком к ней интересе в античном мире. С падением египетской культуры и
вытеснением египетской религии с арены мировой истории христианством интерес к этой религии продолжал
жить в среде европейских ученых, несмотря на то что египетский язык и египетское письмо стали "книгой
за семью печатями". Так, например, во Франкфурте-на-Майне в 1701 г. был опубликован труд некоего
Яблоньского "Pantheon Aegyptiorum". Но этот труд, как и другие ему подобные работы о древнем Египте,
по существу, не имел научного значения, поскольку автору были недоступны для изучения подлинные
египетские тексты.
Научное изучение египетской религии началось лишь после того, как в 1822 г. гениальный француз
Франсуа Шампольон, "отец египтологии", сделал решающий шаг на пути дешифровки египетских иероглифов
и тем самым раскрыл для науки новые, поистине необъятные сферы исследования.
С самых первых своих шагов египтология уделяла большое внимание изучению египетской религии.
Сам Франсуа Шампольон опубликовал труд, посвященный этой теме. За истекшие полтора столетия
египтология бурно развивалась во всех направлениях, развивалось и углублялось исследование египетской
религии.
Здесь нет необходимости и возможности даже в самом сжатом виде излагать историю изучения египетской
религии. Достаточно сказать, что литература о религии древнего Египта очень обширна - она состоит из
статей и книг, посвященных отдельным проблемам египетской религии, а также из обобщающих трудов. Среди
последних надо назвать в первую очередь замечательную монографию одного из корифеев египтологии - А.
Эрмана, а также более поздние труды таких ученых, как X. Кеес, Я. Черны, Ж. Вандье, Э. Дриотон,
С. Донадони, и, наконец, замечательный труд X. Бонне. Невозможно не упомянуть и прекрасный труд
безвременно погибшего ученого ГДР Зигфрида Моренца, труд, обладающий высокими научными достоинствами и
явившийся весьма ценным вкладом в науку.
Казалось бы, что при наличии подобной серии обобщающих работ по религии древнего Египта прибавление
к ним еще одной вовсе не представляется научной необходимостью. Однако это не так. На русском языке
нет ни одной оригинальной обобщающей работы по египетской религии. В трудах русских и советских
египтологов, а также в переведенных на русский язык работах зарубежных ученых (например, А. Морэ,
Дж. X. Брестеда) затронуты лишь отдельные аспекты этой темы. Не существует, насколько нам известно,
и труда по египетской религии, написанного с позиций исторического материализма. Этими двумя факторами
и диктуется необходимость настоящего издания.
Египетская религия - явление грандиозное. Судя по сохранившимся памятникам, она существовала на
протяжении приблизительно трех с половиной тысячелетий. Знаменитый Г. Масперо в серии замечательных
статей, посвященных разным вопросам египетской религии и опубликованных в "Revue de 1'histoire des
religions", последовательно применил исторический принцип исследования, доказав, что египетская религия
была явлением исторически развивающимся, а не стабильным, всегда тождественным самому себе феноменом,
как это считалось со времени X. Бругша. Этого принципа исследования ученые придерживались и в
дальнейшем. В наши дни наука, несомненно, располагает многими превосходными описаниями египетской
религии, и все же история египетской религии еще не создана. Причина этого кроется, с одной стороны,
в отсутствии источников, относящихся к древнейшему периоду, с другой - в крайне противоречивом
содержании имеющихся источников, что является результатом напластования и смешения взглядов и
верований разных времен и местностей.
Предлагаемый труд вовсе не претендует быть историей египетской религии - исторический элемент
содержится в нем постольку, поскольку позволяет состояние науки на сегодняшний день.
Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это
фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно
разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной
жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его
положения в обществе, обожествления фараона и т. д. Все эти аспекты с течением времени, естественно,
видоизменялись и порой весьма существенно. На современном уровне развития науки удобнее проследить
изменения внутри каждого аспекта.
Подлинно научное описание египетской религии возможно, если иметь в виду следующее. Египетская религия, как и
всякая другая, является идеологической
надстройкой над материальным базисом
общества. Возникновение и развитие
религии - исторический процесс, а не .волюнтаристский
акт. Религия, как и всякая идеология,
раз возникнув, приобретает известную,
порой даже большую самостоятельность
по отношению к базису. Вспомним, что
идеи, овладевшие массами, становятся
материальной силой. Но если религия в
своем развитии совершенно отрывается
от базиса, она либо вырождается и
исчезает, либо ходом истории так или
иначе приводится в соответствие с
базисом.
Здесь следует коротко сказать о том,
что такое религия. Дефиниций понятия
"религия" в научной литературе
предлагалось бесконечное количество.
Но все они не включают необходимого
признака религии - веры в
сверхъестественное.
Всеобъемлющее определение религии
дал Ф. Энгельс: "...Всякая религия
является не чем иным, как
фантастическим отражением в головах
людей тех внешних сил, которые
господствуют над ними в их
повседневной жизни, - отражением, в
котором земные силы принимают форму
неземных. В начале истории объектами
этого отражения являются прежде всего
силы природы, которые при дальнейшей
эволюции проходят у различных народов
через самые разнообразные и пестрые
олицетворения. Этот первоначальный
процесс прослежен при помощи
сравнительной мифологии - по крайней
мере у индоевропейских народов - до его
первого проявления в индийских ведах, а
в дальнейшем своем развитии он
детально исследован у индусов, персов,
греков, римлян, германцев и, насколько
хватает материала, также у кельтов,
литовцев и славян. Но вскоре, наряду с
силами природы, вступают в действие
также и общественные силы - силы,
которые противостоят человеку в
качестве столь же чуждых и
первоначально столь же необъяснимых
для него, как и силы природы, и подобно
последним господствуют над ним с той же
кажущейся естественной необходимостью.
Фантастические образы, в которых
первоначально отражались только
таинственные силы природы, приобретают
теперь также и общественные атрибуты и
становятся представителями
исторических сил".
К. Маркс указал, что религия - это "превратное
мировоззрение... общая теория этого
мира, его энциклопедический компендиум,
его логика в популярной форме, его
спиритуалистический point d'honneur, его
энтузиазм, его моральная санкция, его
торжественное восполнение, его
всеобщее основание для утешения и
оправдания".
Иначе говоря, религия - это первое
мировоззрение человека. Вполне понятно,
что с религией теснейшим образом
связаны первые шаги человека в любой
отрасли знания и искусства, ибо и
знание, и искусство были чисто
эмпирические и над любой практической
деятельностью человека господствовали
религиозные воззрения.
"Когда-то наука совпадала с
религией, - пишет Н. К. Крупская, - и
только по мере того как наука
отделилась от церкви и стала работать
другими методами, другими способами, -
только после этого получилась пропасть
между религией и наукой... То, что думали
люди науки, которые в то же время были и
людьми религии, они несли в массы... Если
мы посмотрим на Древний Египет, то там
представители религии - жрецы - вели
громаднейшие наблюдения
метеорологического характера, знали,
когда будет разлив рек, могли
предсказать это; в области медицины и
ряда естественных наук они также
стояли на высоте достижений того
времени". В дальнейшем будет
наглядно показана связь египетской
религии с разными отраслями египетской
культуры.
Необходимо остановиться еще на одном
очень важном вопросе, прежде чем
приступить к описанию египетской
религии, - на вопросе о ее возникновении.
Вопрос имеет два аспекта. Первый, чисто
теоретический, требующий подхода с
позиций исторического материализма:
возникновение и развитие египетской
религии как явления надстроечного
определяется теми же закономерностями,
что и возникновение и развитие других
религий (близких ей типологически) в
обществах, переходящих из доклассовой
формации в первую классовую формацию.
Нет никаких оснований считать, что
египетская религия возникла и
развивалась каким-то особым, только ей
свойственным путем.
Второй аспект - конкретные формы
возникновения и развития египетской
религии - представляет огромные
трудности, которые объясняются
состоянием источников. Религиозные
воззрения египтян возникли и
развивались задолго до объединения
Египта. Между тем письменных
источников от тех времен не
сохранилось, поскольку письменность в
Египте возникла позже, приблизительно
в одно время с начавшимся процессом
объединения. Правда, в "Текстах
пирамид", впервые записанных во
времена V и VI династий, содержатся
отдельные места, восходящие к
глубочайшей древности. Однако это лишь
отрывочные и несвязные свидетельства о
древнейших формах религиозного
мышления египтян, не позволяющие, к
сожалению, составить четкое
представление о возникновении и
становлении египетской религии.
Один из крупнейших корифеев
египтологии, немецкий ученый К. Зете,
опубликовал блестящую монографию,
посвященную древнейшей истории и
религии Египта. Маститый автор
в своем исследовании реконструировал
древнейшую историю и религию страны,
исходя из имевшихся в распоряжении
науки многочисленных источников,
сохранившихся от периода после
объединения Египта. Исключительная
эрудиция, проницательность и
одаренность автора, его авторитет в
научных кругах возбудили глубокий
интерес к этому труду. При изучении
египетской религии невозможно не
учитывать это исследование, ибо наряду
со спорными и недосказанными
положениями он содержит и такие,
которые бесспорны. Таковы, например,
положения общего характера, изложенные
в § 4-5, подкрепленные не только
множеством косвенных данных, но и рядом
сведений этнографического и
исторического характера, касающихся
других народов и полностью
подтверждающих основные положения
исторического материализма о
превращении доклассового общества в
раннеклассовое. Эти положения К. Зете
будут подробно рассмотрены далее.
В другом исследовании, посвященном
возникновению и становлению
египетской религии, написанном
американским ученым Мерсером, также
предпринята попытка реконструкции
древнейших форм египетской религии.
Рецензент труда Мерсера подчеркивает,
что такие работы, несомненно, полезны и
нужны, но вместе с тем они содержат
много спорного. Исследование Мерсера,
являясь, как и труд К. Зете,
реконструкцией прошлого, от которого
не сохранилось непосредственных
источников, не может не быть в силу
этого обстоятельства полемичным в ряде
своих положений.
Нисколько не пренебрегая научными
реконструкциями генезиса и
древнейшего состояния египетской
религии, в интересах полной
объективности целесообразно начать ее
описание, опираясь на письменные
памятники, т. е. со времен Древнего
царства. Уже в то отдаленное время
египетская религия приобрела в
основном все те характерные черты,
которые были ей свойственны на всем
дальнейшем протяжении ее
существования. Это, конечно, не
означает, что она не подвергалась
изменениям. Но изменения эти не носили
такого характера, который мог бы
привести к качественно иному состоянию.
Типологически религия древнего
Египта относится к тем религиям,
которые характерны для древнейших
классовых обществ, именно поэтому в
египетский пантеон входили и не
египетские боги - например, семитские
божества Кадеш, Аштарта, Решеп и др.
Очень важно подчеркнуть, что
государственной религии, в нашем
понимании, в Египте никогда не было, как
не было и единой церковной организации.
В связи с этим не существовало
обязательных для всей страны
религиозных догматов, не наблюдалась
унификация религиозных воззрений.
Египетская религия представляет собой
очень сложный феномен, соединение
часто противоречивых, а порой и
взаимоисключающих верований,
возникших в разные времена и в разных
частях страны. Было бы несправедливо
утверждать, что древние египтяне не
ощущали этих противоречий. Наука
располагает безусловными
доказательствами того, что жреческие
коллегия крупных религиозных центров,
таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис,
Фивы и др., стремились как-то
упорядочить исторически возникшее
хаотическое нагромождение религиозных
верований и воззрений. Но осуществить
это им так и не удалось. По-видимому,
отсутствие последовательности,
психологическая невозможность
отказаться от древних религиозных
взглядов, даже если они противоречат
новым плодам теологического
творчества, глубокая приверженность
традициям в высшей степени характерны
для религии вообще и египетской в
частности.
Современное научное мышление обязано
рассматривать это как объективный
исторический факт. Но вместе с тем в
каждом конкретном случае необходимо
стремиться по мере возможности к
историческому объяснению
противоречивости религиозных
верований. Вряд ли, однако,
целесообразно излагать все
контроверзы, существовавшие в науке по
поводу того или иного явления
египетской религии. Гораздо важнее
дать возможно более точное описание
фактов в их взаимосвязи, опираясь на
источники, с привлечением лишь самых
новых и серьезно аргументированных
точек зрения полемизирующих сторон.
В заключение автор считает
необходимым довести до сведения
читателя, что научная литература и
источники по теме - религия Египта -
настолько многочисленны и обширны, что
использовать или хотя бы упомянуть все
было бы практически невозможно. Автор
стремился возможно шире использовать
научную литературу на русском языке,
разумеется ту, которая отвечает
требованиям современного уровня
развития науки.
|