Вместе с тем в ряде текстов крокодил-Себек
рассматривается как надежный защитник
богов, его свирепость и другие
устрашающие качества якобы отпугивают
от богов силы зла и тьмы. В эпоху
Среднего царства в Фиваиде были
популярны теофорные имена Себекемсаф и
Себекхотеп, соответственно означающие
"Себек защита его" и "Себек
доволен" и свидетельствующие о том,
что Себек, в представлении египтян, мог
быть защитником не только богов, но и
людей. Даже фараоны XIII
династии носили имя Себекхотеп.
"Один из множества крокодилов,
обитающих в известной местности,
удостоивался, по каким-то пока еще
непонятным для нас основаниям, чести
возведения в звание верховного главы,
царственного представителя всех
прочих крокодилов... Судя по аналогии к
культам других животных видов, а также
по религиозно-бытовой практике более
поздних периодов древнеегипетской
истории, верховный крокодил уже в
первобытную эпоху содержался при храме
главного города области, преданной
культу крокодилов, будучи окружен
величайшим почетом, питаем жертвенными
яствами и молитвенно призываем своими
почитателями, а изображения его как
патрона чтущей его области служило
областным гербом и было носимо на
штандартах и почетных подставках на
войне и во время торжественных
религиозных процессий".
Умершего крокодила бальзамировали и
хоронили - обнаружен целый ряд
захоронений священного животного.
Отличные экземпляры мумий крокодилов
хранятся в Каирском музее.
Культ крокодила был распространен во
многих местностях Верхнего и Нижнего
Египта: в разных точках Фаюма, в первую
очередь в Шедит; в Дельте - не менее чем
в семи местностях; в Верхнем Египте - не
менее чем в 15 местностях, в том числе в
Омбосе и Фивах. Однако,
несмотря на широкое распространение,
культ крокодила, по сообщению Геродота
(II, 69), не был всеегипетским - в ряде
местностей он не наблюдался, например в
Элефантине.
Небезынтересно привести рассказ
географа Страбона (64/63-23/26 гг. до н.э.) (География,
XVII, 38, 748) о его посещении города Арсинои
и храма Себека (по-греч. Сухоса): "Город
назывался прежде Крокодилополем. Дело
в том, что в этом номе весьма развито
почитание крокодила; у них есть одно
такое священное животное, содержимое
отдельно в озере и прирученное жрецами.
Оно называется Сухом. Кормят животное
хлебом, мясом и вином; эту пищу всегда
приносят с собой чужеземцы, которые
приходят созерцать священное животное.
Наш хозяин, одно из должностных лиц,
который посвящал нас там в мистерии,
пришел вместе с нами к озеру, захватив
от обеда какую-то лепешку, жареного
мяса и кувшин с вином, смешанным с медом.
Мы застали крокодила лежащим на берегу
озера. Когда жрецы подошли к животному,
то один из них открыл его пасть, а
другой всунул туда лепешку, затем мясо,
а потом влил медовую смесь. Тогда
животное прыгнуло в озеро и переплыло
на другой берег. Но когда подошел
другой чужеземец, тоже неся с собой
приношение из начатков плодов, то жрецы
взяли от него дары; затем они
направились бегом вокруг озера и, найдя
крокодила, подобным же образом отдали
животному принесенную пищу".
Рассказ Страбона подтверждается
Геродотом (II, 69), посетившим Египет
много раньше (в середине V в. до н.э.).
Расположенное некогда на территории
Советского Союза государство Боспор (в
III в. до н.э. царем Боспора был Перисад)
поддерживало сношения с птолемеевским
Египтом. Одним из свидетельств этих
сношений является греческий папирус
(21.IX.254 г. до н.э.) из знаменитого архива
Зенона, содержащий приказ Аполлония
Зенону. В нем говорится: "Аполлоний-Зенону
привет. По прочтении сего письма
отправь в Птолемаиду повозки и
остальные перевозочные средства и
вьючных мулов для присланных Перисадом
послов и для посланников из Аргоса,
которых царь направил в Арсинойский
ном посмотреть достопримечательности".
Совершенно ясно, что представители
Боспора и Аргоса интересовались
достопримечательностями Египта, его
религией и культурой. И хотя в письме
Аполлония не сказано о крокодилах,
можно не сомневаться, что они были
показаны посланникам, тем более что
Птолемей II пригласил их в Арсинойский
ном, один из центров культа крокодила.
Чрезвычайно широко был распространен
культ сокола (или ястреба) - воплощение
бога Хора и его ипостасей. В разных
номах у божественной птицы были разные
эпитеты, но все они характерны для
сокола (или ястреба). В египтологии
существовали две точки зрения
относительно культа Хора-сокола.
Согласно одной, Хор-сокол был исконным
нижнеегипетским божеством, согласно
другой - верхнеегипетским. С позиций
тотемизма эта полемика не существенна:
в исторические времена культ Хора-сокола
был фактически общеегипетским, но
большинство крупных центров этого
культа было расположено все же в
Верхнем Египте. Таковы Ком-Омбо, Эдфу,
Гиераконполь и др. Как полагает Кеес,
это объясняется природными условиями
Верхнего Египта, а также
распространением здесь сокола и
ястреба.
Сокол (или ястреб) с распростертыми
крыльями был символом неба и потому
считался божественным. Такое
представление имело место уже во
времена I династии. С
соколом (или ястребом) было связано
множество разнообразных
мифологических и религиозных
представлений, сокол (ястреб) был
воплощением не только бога Хора, но и
некоторых других богов, например бога
Монту. Наконец, он олицетворял фараона.
Культ этого воздушного хищника был
особенно популярен в поздние времена;
за убийство птицы виновный мог
поплатиться жизнью - об этом совершенно
определенно говорят Геродот (II, 65) и
Диодор (I, 83), живший значительно позже.
Страбон рассказывает о священной
хищной птице, содержавшейся при храме ,на
острове Фдлэ (XVIII, С818, 753).
Коршун почитался в Верхнем Египте, в
Эль-Кабе. Богиня-коршун считалась
покровительницей Верхнего Египта и
входила в качестве обязательного
компонента в титулатуры всех фараонов
на протяжении всей истории Египта,
поскольку фараон был царем Верхнего и
Нижнего Египта. В Карна-ке также
почитался коршун, воплощавший здесь
богиню Мут, жену бога Амона.
Одним из наиболее чтимых в Египте
животных была птица ибис (на земном
шаре насчитывается около тридцати ее
видов). Священным в Египте считался
белый ибис с окрашенными в черный цвет
концами маховых перьев. Ибис почитался
как воплощение бога мудрости и знаний
Тота, центром культа которого был
Гермополь - Средний Египет. Убийство
ибиса, по сообщению Геродота (II, 65),
каралось смертью, так же как убийство
сокола (или ястреба). В 1913 г. во время
раскопок в Абидосе было открыто
кладбище священных ибисов, датируемое
серединой II века н.э. Вместе с
погребениями ибисов были обнаружены
погребения соколов, землероек и
ихневмонов, также считавшихся
священными. Мумии умерших животных
делались очень тщательно.
Широко распространен был культ кошки.
В знаменитой 17-й главе "Книги мертвых"
один из важнейших богов египетского
пантеона, бог солнца Ра, выступает как
"великий кот". Ко времени XXII (ливийской)
династии относится начало расцвета
культа богини города Бубаст-Бастет. Ее
олицетворяла кошка, хотя культ кошки,
несомненно, существовал и раньше:
древнейшее захоронение кошки
датируется концом XVIII династии:
сохранился кошачий гроб, сооруженный
по приказу верховного жреца Мемфиса -
Тутмоса.
Из Геродота (II, 66-67) мы узнаем, что
смерть кошки в каком-либо доме
отмечалась специальным по ней трауром
всех жильцов. Умерших кошек перевозят в
священные помещения, бальзамируют и
хоронят в Бубасте. В римское время
убийство кошки рассматривалось как
тягчайшее преступление. Виновного
ждала смерть. Диодор (I, 83) рассказывает
следующее: "Один римлянин убил кошку,
и сбежалась толпа к дому виновного, но
ни посланные царем для уговоров власти,
ни общий страх, внушаемый Римом, не мог
освободить от мести человека, хотя он и
совершил это нечаянно". Очень
интересно отметить, что еще в XIX в. н.э. в
Верхнем Египте было распространено
поверье, что в кошек вселяются духи
джинна.
В ряде местностей процветал культ
барана, связанного со многими
божествами. Так, на острове Элефантина
баран был воплощением местного бога
Хнума, также и в Эсне, где тоже
почитался бог Хнум, и в других городах.
Близ Фаюма, в Среднем Египте, в городе
Гераклеополе, баран был воплощением
местного бога Харшефа, а в Мендесе
культ барана мог даже соперничать с
культом Аписа. Здесь баран был земным
воплощением души бога Осириса.
Воздавались почести барану и в Фивах -
фиванского бога Амона нередко
изображали бараном с загнутыми книзу
рогами (у других обожествленных
животных рога разведены в стороны). "Причина
этого заключается в том, что древняя
порода египетских овец (ovis longipes
paleoaegyptiacus) вымерла рано и начиная со
времен .Среднего царства была заменена
другой породой (ovis platyra aegyptiacus), очень
распространенной в эпоху Нового
царства. Так как Амон фиванский впервые
выступает в обличий барана во времена
Среднего царства, форма его рогов
заимствована от новой овечьей породы".
В 1906 т. известный французский
археолог Клермон-Ганно проводил
раскопки на острове Элефантина. Он
обнаружил кладбище священных баранов
храма бога Хнума, относящееся к греко-римскому
времени. Здесь были найдены мумии
священных баранов.
К обожествленным животным относился
и лев. Культ его восходит к глубочайшей
древности. Львы
почитались в Верхнем и в Нижнем Египте.
В греко-римское время в Египте было
несколько пунктов, носивших название
Леонтополис. Одним из известных в
Нижнем Египте мест культа льва был
расположенный к северо-востоку от
Гелиополя город, известный в данное
время как Тель-эль-Яхудиа. Были в Нижнем
Египте и другие центры львиного культа.
Однако в основном центры культа льва,
точнее, львицы находились в Верхнем
Египте и располагались
преимущественно при начале вади,
уходящих в пустыню, где древнейшие
охотники и водители караванов
встречались с грозным хищником и
поэтому считали необходимым его
умилостивить. Такими культовыми
центрами являются: храм Аменхотепа III в
пустыне к востоку от Эль-Каба, Мешеш (Лепидонтополис)
в Тинисском номе, Дейр-эль-Гебраи
против Ассиута, так называемый Спе-ос
Артемидос к югу от Бени-Хасана и др.
Поклонялись не менее чем 32 богам и 33
богиням в облике льва.
Особенно известны были богиня Сехмет (букв.
"могучая") в Мемфисе .и богиня Пахт
в Спеос Артемидосе. Нельзя умолчать и о
сфинксе с туловищем льва и с головой
либо сокола, либо барана. Были сфинксы и
с человеческими головами - изображения
царей. В частности, большой гизехский
сфинкс изображал царя IV династии
Хефрена-лев считался и воплощением
царя. Оба
ленинградских сфинкса на правом берегу
Невы против здания Академии художеств,
доставленные в Петербург в 1832 г.,
изображают фараона Аменхотепа III (XVIII
династия). В древности они стояли перед
заупокойным храмом этого фараона в
Фивах, на западном берегу Нила.
Не менее, если не более, чем культ льва,
был популярен культ животных из
семейства собачьих. "Картина культа
собачьих в Египте необычайно богата и
многообразна. Греки пытались различать
местного бога Ассиута, которого
египтяне звали Упуаут (букв. "открыватель
путей", подразумевается - в
потусторонний мир), и .бога мертвых
Анубиса. Они называли Ассиут Lyсopolis (Волкоград),
а другие места культа собачьих - Kynopolis (Собакоград).
Египтяне, никогда не отличавшиеся
точностью в своих зоологических
определениях, называли ассиутского
бога "верхнеегипетским шакалом".
В египетской иконографии этих богов
надо отметить следующее различие:
Упуаут стоит на особой подставке, тогда
как Анубис лежит на брюхе с поднятой
головой (как и подобный ему
собачеголовый бог из Абидоса - Хен-тиментиу).
Изображения богов окрашивались в
черный цвет. Такая окраска никак не
связана с тем, что Упуаут, Анубис,
Хентиментиу - умершие боги, и
объясняется исключительно редкостью
черной масти этих животных в Египте.
Наиболее популярным был бог Анубис,
защитник и покровитель умерших. Его
культ процветал в ряде мест Верхнего и
Нижнего Египта, в особенности в
Кинополе.
Большую роль в
египетской религии играли змеи. Как
правильно подметил Кеес, змеи для
египтян были грозными, опасными и
вместе с тем таинственными существами:
они подстерегали человека на каждом
шагу, их укус был большей частью
смертельным, они жили в темных,
недоступных для человеческого глаза
местах. В первую очередь надо
назвать египетскую кобру, главным
центром культа которой был один из
древнейших городов Египта, Буто,
расположенный в западной части Дельты.
Богиня-змея Уаджет (по-егип. "зеленая")
была богиней-покровительницей Нижнего
Египта и в качестве таковой входила как
обязательный компонент в титулатуру
фараонов наряду с изображением богини-коршуна
- покровительницы Верхнего Египта. Изображение змеи имелось на головном
уборе фараона (греки называли его "урей")
- оно
как бы служило защитой от всех врагов.
Доказано, что культ богини-змеи
существовал также в Имете (современный Тель-эль-Фараун
- восточная часть
Дельты) и, что совершенно неожиданно, в
Небте - Верхний Египет (современное
селение Бялифия, близ Гераклеополя).
Среди прочих обожествляемых змей
первое место принадлежало кобре: ее устрашающий вид
и смертоносный яд
особо поражали воображение египтян.
В виде змеи предстает богиня земного
плодородия Рененутет. На юге Фаюма, в Мединет Мади и Фивах, она считалась
богиней закромов. От времени
Аменхотепа II сохранилась статуя
человека, поклоняющегося Рененутет в облике змеи. В фиванском
некрополе поклонялись богине Мертсегер
(букв. "любящая молчание") также в
облике змеи. При входе во многие
храмы, особенно в греко-римское время,
ставились стелы с изображениями змей, охраняющих храм. Крупные змеи
типа удавов упоминаются и изображаются
в разных религиозных текстах.
Наряду с этим змеи нередко
олицетворяли темные силы зла, в
победоносное единоборство с которыми
вступали благие божества, и в первую
очередь бог солнца Ра. В облике змеи
представал демон темноты Небедж и пр.
Ни с каким определенным местным
культом не было связано в исторические времена поклонение скарабею. Это
насекомое во все времена истории
Египта играло огромную роль в религии и
мифологии; оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось
хепри - слово, созвучное с глаголом хепер
- "быть", "становиться".
Меньшей популярностью пользовались
культы ряда других животных.
Гиппопотам был обожествлен в северо-западной
Дельте, в номе Папремис, а также в Фаюме
и Оксиринхе. В Оксиринхе был храм
богини Таурт, изображавшейся в виде
гиппопотама. Этой богине
поклонялись и в других местах, например
в Фивах. В Государственном музее
изобразительных искусств им. А. С.
Пушкина хранятся деревянные дверцы
наоса из фиванского некрополя времени
Нового царства с молитвами богине
Таурт.
Обожествлена была и лягушка. Она
играла большую роль в религиозных представлениях в Гермополе, а также в
Антиное, где олицетворяла богиню Хекат.
|