Неоценимое значение этого рельефа для
времени Мариэтта меньше всего
определялось его художественными
достоинствами — оно определялось
тем, что эти изображения давали
подробнейшее представление о каждодневной,
будничной жизни древних египтян,
показывая не только, что они
делали, но и как они это делали.
(То же представление дает и гробница
Птахотепа, крупного государственного
чиновника, а также открытая сорок лет
спустя гробница Мерерука; все они
находились близ Серапеума).
Ознакомление с их, правда, очень
старательно разработанным, но по
своему техническому уровню еще весьма
примитивным способом преодоления
материальных трудностей жизни, в основе
которого лежало применение рабской
силы, заставляет нас проникнуться
еще большим уважением к великому
труду строителей пирамид,
действительно загадочному для времен
Мариэтта. В течение нескольких
десятилетий в прессе и даже в специальных
трудах неоднократно высказывались
самые невероятные догадки о том, с помощью
каких неизвестных нам
приспособлений египтяне воздвигали
свои циклопические сооружения. Тайну,
которая не была тайной, разрешил
человек, который в те времена,
когда Мариэтт производил свои раскопки
в Серапеуме, еще только появился
на свет божий.
Через восемь лет после того, как Мариэтт
прибыл в Египет и с вершины
цитадели в Каире впервые увидел
египетские древности, — все эти
восемь лет он на каждом шагу
сталкивался с распродажей
египетских сокровищ, но вынужден был
лишь беспомощно взирать на это, —
он, который прибыл в страну на Ниле
лишь для того, чтобы приобрести
несколько папирусов, сумел наконец
осуществить то, что представлялось
ему делом первостепенной важности:
основать в Булаке Египетский музей.
Немного позже вице-король назначил его
директором Управления по делам
египетских древностей и главным
инспектором всех раскопок.
В 1891 году музей был перенесен в Гизу,
а в 1902 году он получил
постоянное помещение в Каире,
неподалеку от большого моста через
Нил, построенного Дурньоном в том «античном»
стиле, который сформировался на рубеже
XIX — XX вв. Музей был не только
собранием экспонатов, он превратился
в своего рода контрольный пункт. С момента
его организации все находки
древностей, сделанные в Египте —
случайно или в результате
планомерных раскопок, — стали
рассматриваться как государственная
собственность. Не являлись
исключением даже те почетные
подарки, которые вручались подлинным
исследователям — археологам и другим
ученым. Тем самым француз Мариэтт
прекратил хищническую распродажу
египетских древностей и сохранил
для Египта то, что принадлежало
стране по праву. Благодарный Египет
воздвиг Мариэтту памятник, он установлен
в саду Египетского музея; сюда же
был перевезен и прах ученого,
покоящийся в древнем гранитном
саркофаге.
Дело Мариэтта продолжало жить. При его
преемниках — директорах Гребо, де Моргане,
Лорэ и в особенности Гастоне Масперо —
проводились ежегодные археологические
экспедиции. Во времена директорства
Масперо музей оказался втянутым в громкое
уголовное дело. Впрочем, эта история
относится уже к главе о гробницах
царей. Но прежде, чем мы перейдем к ней,
необходимо остановиться на деятельности
еще одного человека, англичанина по национальности,
который был четвертым в ряду
великих создателей египтологии и прибыл
в Египет тогда, когда Мариэтт уже одной ногой
стоял в могиле.
|