Но своего наивысшего политического
расцвета Египет достиг при царях XIX династии.
Рамсес II, позднее прозванный Великим,
царствовал тридцать шесть лет.
Памятниками его могущества являются
воздвигнутые им монументальные,
вернее колоссальные, строения в Абу-Симбеле,
Карнаке, Луксоре, Абидосе, Мемфисе.
После его смерти наступает период
анархии. Рамсес III, царствование
которого продолжалось двадцать один год,
вновь устанавливает в стране мир,
покой и порядок. Затем Египет
подпадет под власть жрецов Амина.
Третий переходный период (1090 — 712 годы до н. э.) —
период успехов и неудач, подъема и упадка.
Из царей XXI — XXIV династий
может представить интерес покоритель
Иерусалима Шешонк I, разграбивший
храм Соломона. При XXIV династии
весь Египет временно подпал под власть
эфиопов.
Позднее время (712 — 525 годы до н. э.).
При XXV династии Египет был завоеван
ассирийцами под предводительством
Асархаддона. XXVI династии удалось еще раз
объединить Египет (но без Эфиопии).
Связь с Грецией оживила торговые
отношения и культуру. Последний из царей
этой династии — Псаметих III —
был побежден персидским царем Камбизом
у Пелузия: Египет превращается в персидскую
провинцию. На этом в 525 году до н. э.
история Древнего Египта, история
египетской цивилизации, заканчивается.
Персидское господство (525 — 332 годы до н. э.)
было утверждено при Камбизе, Дарий I
Гистаспе и Ксерксе I; при Дарий II
оно приходит в упадок. Египетская
культура в этот период живет
традицией, страна становится «добычей
более сильных народов».
Греко-римское господство (332 год до н. э. —
638 год н. э.). В 332 году
Александр Македонский завоевал Египет
и основал Александрию, которая стала
центром эллинистической культуры.
Держава Александра распадается. При Птолемее III
Египет вновь обретает политическую
самостоятельность. Последующие два века
вплоть до рождества Христова
заполнены династическими распрями
Птолемеев. Египет все более
подпадает под влияние Рима. При поздних
цезарях сохраняется лишь видимость
национальной независимости
египетского государства, в действительности же
Египет становится римской провинцией,
эксплуатируемой колонией, житницей
Римской империи.
Христианство рано получает
распространение в Египте. С 640 года н. э.
Египет попадает в полную
зависимость от арабской державы.
позднее — под власть Османской
империи и в европейскую историю
входит уже во времена похода Наполеона.
В 1850 году Огюст Мариэтт,
тридцатилетний французский археолог,
поднялся на цитадель города Каира.
Едва прибыв в Египет, он прежде
всего хотел насладиться видом этого
города, что настойчиво
рекомендовалось всем чужеземцам. Но он увидел
не просто город — он увидел
далекое прошлое, ибо его
внимательный глаз сумел разглядеть за кондитерскими
украшениями минаретов в силуэтах
грандиозных монументов, окаймлявших
границу западной пустыни, исчезнувший
древний мир. Он прибыл в Египет,
чтобы выполнить одно небольшое
поручение, но то, что он увидел с цитадели,
определило его дальнейшую судьбу.
Мариэтт родился в 1821 году в Булони и рано
увлекся египтологией. В 1849 году он был
зачислен ассистентом в Луврский
музей в Париже и послан в Каир
для приобретения кое-каких
папирусов. Приехав в Египет и увидев
хищническую распродажу древностей, он потерял
интерес к торгам и переторжкам с антикварами:
его заинтересовало совершенно иное.
Мариэтт видел, что Египет, сам того
не ведая, превратился в колоссальный
аукцион по распродаже древностей.
Кто бы ни вступал на египетскую
землю — ученые, туристы,
кладоискатели — все, кто в силу
тех или иных причин приезжал в Египет,
были, казалось, одержимы лишь одной
страстью: коллекционированием
древностей, то есть, попросту говоря,
занимались тем, что растаскивали
эти уникальные памятники, вывозя их
за границу — А местные жители
помогали им. Рабочие, участвовавшие
в археологических раскопках,
припрятывали все мелкие находки, а потом
продавали их иностранцам, которые
были «так глупы», что платили за все это
чистым золотом. К этому еще добавлялись
разрушения: раскопки вели, заботясь,
как правило, более о материальном
успехе, чем о научном. Несмотря на пример
Лепсиуса, в ходу были вновь те же
методы, что и во времена
Бельцони. И Мариэтт, которого так и подмывало
заняться исследованиями и раскопками,
понял, что самая важная задача,
которую необходимо выполнить для будущего
археологической науки, — сохранить
египетские древности. Приняв решение
навсегда остаться в Египте, где, как он думал,
только его личное присутствие могло
гарантировать защиту и сохранность
древних памятников, он даже в мечтах
не мог предвидеть, какой успех
выпадет на его долю. Он не подозревал,
что в течение всего лишь
нескольких лет ему удастся
создать самый большой в мире
египетский музей.
Но и Мариэтту, третьему великому
египтологу прошлого столетия, прежде чем
заняться хранением и собиранием,
было суждено сделать открытие.
Вскоре после того, как Мариэтт
приехал в Египет, он обратил
внимание на один странный факт. В роскошных
садах сановников, так же как и перед
зданиями новых храмов в Александрии,
в Каире, в Гизе, можно было увидеть
поставленные для украшения каменные
сфинксы, чрезвычайно похожие друг на друга.
Мариэтт был первым, кто задумался
над тем, откуда они были доставлены,
где они находились первоначально.
|