Новые возможности для сравнения, а следовательно,
и для уточнения хронологии
наиболее отдаленной эпохи неожиданно
представились в 1843 году, когда в парижской
Национальной библиотеке появился так называемый
«Список царей из Карнака», который
содержал перечень египетских
властителей с древнейших времен и до XVIII династии.
В Египетском музее Каира мы можем
сегодня увидеть найденный в одной из гробниц
«Список царей из Саккара», на одной
стороне которого содержится гимн
Осирису, богу подземного царства, а на другой —
молитва писца Тунри, обращенная к пятидесяти
восьми царям, имена которых
расположены в два ряда. Первым из них
назван Миебис, последним — Рамсес
Великий. Еще большее значение для египтологии
имел знаменитый «Список царей из Абидоса».
В одной галерее храма Сети мы видим
Сети I и Рамсеса II, в то время
еще наследника престола. Они воздают
почести своим предкам (Сети держит в руках
курильницу). Имена этих предков — их не менее
76 — приведены тут же в два
столбца. А сколько для них
заготовлено хлеба, пива, мяса, дичи и прочей
снеди, какое множество самых различных
жертвоприношений! Было ясно, что все это
дает материал для сравнения и сверки,
но этого еще недостаточно для точного
определения дат. Имелись, однако,
отдельные сведения, рассыпанные во множестве
по самым различным местам; это были
сведения о годах царствования
некоторых царей, о длительности того
или иного похода, о времени
постройки того или иного храма. Все это,
а также подсчет «минимального
времени царствования всех царей»
послужило основой для воссоздания
хронологии египетской истории.
Однако первые достоверные даты
удалось установить благодаря кое-чему
более древнему, чем сам Египет, более
древнему, чем человеческая история и
даже чем сам человек: благодаря
движению светил.
Египтяне имели свой календарь; они пользовались
им с древнейших времен для
вычисления сроков разливов Нила, от которых
зависело все существование страны.
Это был единственный в какой-то
степени пригодный календарь древности,
хотя, как мы это увидим далее, и не первый,
несмотря на то, что введен он был,
как установил Эдуард Мейер, в 4241 году до н. э.
Надо заметить, что этот календарь
послужил основой для введенного в Риме
в 46 году до н. э. «Юлианского
календаря», который достался от римлян
в наследство Западу и лишь в 1582 году н. э.
был заменен так называемым «Григорианским
календарем».
Археологи обратились за советом к
математикам и астрономам. Они передали им
все расшифрованные иероглифические
материалы, в которых имелись хоть
какие-нибудь упоминания о небесных
явлениях, о движении светил. В результате,
опираясь на сообщения о появлении
Сириуса (Тота — 19 июля с появлением
на небе Сириуса в Египте
начинался новый год), удалось
довольно точно приурочить начало
царствования XVII династии к 1580 году до н. э.
и таким же образом определить, что начало
царствования XII династии приходится
примерно на 2000 год до н. э.
(с возможным отклонением в три-четыре
года).
Так были найдены отправные точки.
Теперь можно было заняться «подгонкой»
и размещением отдельных
царствований, даты которых во многих
случаях были известны. Удалось
установить, что сроки царствования
некоторых династий, приведенные у Манефона,
были невероятно растянуты, нередко, как это
известно сегодня, чуть ли не вдвое
по сравнению с действительностью.
Теперь, восстановив, так сказать, «спинной
хребет» этих трех тысячелетий,
установив хронологию, первый, в какой-то
степени приближающийся к достоверному
вариант которой был создан
классификатором Лепсиусом, можно было
приступить к воссозданию истории Египта.
Для того чтобы читатель мог лучше
представить себе всю связь событий,
мы приводим здесь кратчайший обзор
истории страны на Ниле. (Лучшей историей
Египта к поныне остается книга
американского историка Брэстеда «История
Египта» — «A History of Egypt»).
Египет — страна речной культуры.
Вслед за возникновением первых
политических объединений в дельте
Нила возникло «Северное царство», а между
Мемфисом (Каир) и первым нильским
порогом — «Южное царство». С объединением
этих двух царств, состоявшимся
примерно около 2900 года до н. э.
при царе Менесе (Мине) —
основателе первой общеегипетской
династии, — и начинается,
собственно, история Египта. Для большего
удобства обзора многочисленные
последующие династии объединены в большие
группы, которым дали название «царств».
Что же касается дат, то они, в особенности те,
которые относятся к ранней эпохе, и поныне
еще не отличаются особой
точностью, поэтому при датировке
начального периода египетской истории
не исключены ошибки и расхождения
иной раз и в сто лет. В датировке
и периодизации ранней эпохи, вплоть
до истории Нового царства, мы следуем
за немецким египтологом Георгом
Штейнторфом. В последующем
изложении используется подходящая для данной
цели общая периодизация, но в датах
династий мы следуем за тем же
автором.
Древнее царство (2900 — 2270 годы
до н. э.) — эпоха правления I-VI династий.
Это время появления первых ростков
цивилизации с ее первыми законами,
с ее религией, письменностью и формированием
«литературного» языка. Это время
строителей пирамид в Гизе, царей:
Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура),
принадлежавших к IV династии.
|
Схематическая
карта
Древнего Египта.
|
Первый переходный период (2270 — 2100 годы до н. э.)
начинается после катастрофического
распада Древнего царства (в Мемфисе
еще сохраняется призрачное царство)
и, быть может, является переходным
этапом к своего рода феодализму. За это
время сменилось четыре династии, с VII по X,
и около 30 царей.
Среднее царство (2100 — 1700 годы
до н. э.) было основано Фиванскими
правителями, которые свергли
Гераклеопольских царей и вновь
объединили страну. Этот период —
время царствования XI-XIII династий,
эпоха расцвета культуры и созидания,
время правления четырех властителей,
носивших имя Аменемхет, и трех —
по имени Сесострис (Сенусерт), период
создания многих выдающихся
произведений зодчества.
Второй переходный период (1700 — 1555 годы
до н. э.) проходит под знаком
господства гиксосов; это время
царствования XIV-XVI династий. Кочевые
племена гиксосов («царей-пастухов»)
вторгаются в пределы Египта,
покоряют его и удерживают в своих
руках на протяжении целого столетия,
до тех пор пока их не изгоняют
правители Фив (XVII династия). Прежде
считали, что изгнание гиксосов
послужило основой для библейского
сказания об исходе детей Израиля из Египта.
Теперь эта гипотеза признана
неверной.
Новое царство (1555 — 1090 годы до н. э.) —
время наибольшего усиления
политической власти, эпоха «цезаристских»
фараонов XVIII-XX династий. Завоевания
Тутмеса III приводят к установлению
связей с Передней Азией; он облагает
данью покоренные народы, иноземные
богатства рекой текут в Египет.
Воздвигаются роскошные здания.
Аменофис (Аменхотеп) III
устанавливает связь с царями
Вавилона и Ассирии. Его преемник
Аменофис (Аменхотеп) IV (его женой
была Нефертити) был великим
реформатором религии: вместо прежнего
культа бога Амона он ввел культ
солнца — Атона — и с того
времени начал именовать себя Эхнатоном.
Он основал в песках пустыни новую
столицу: на смену Фивам пришла Телль-Амарна.
Но новая религия не пережила
своего основателя — она погибла
во время гражданских войн. При зяте
Аменофиса — Тутанхамоне —
царская резиденция была вновь
перенесена в Фивы.
|